Представления о времени

В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним време­нам», «начальным временам». Резкое разграничение мифологического периода и современного («сакрального» и «профанного» времени)свойственно даже самым примитивным мифологическим представле­ниям.

Мифическое прошлое - это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводеиствии: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, - ре­зультат развертывания первоначального прецедента.

Время с его несколькими циклами возвращающихся событий и яв­лений подтверждало естественность и нормальность существующего уклада жизни. Вот почему любые нарушения в его течении, в циклич­ности событий и явлений, всегда воспринимались людьми с огромной тревогой.

Время, оторванное от события, становилось в народном сознании ритмичной, все более явственной чередой часов, суток, недель, меся­цев, лет. На смену циклическому времени шло видение его линейности. За этим процессом скрывался глубокий перелом в общественной мыс­ли, которая отходила от древнего видения действительности как неиз­менной данности, замкнутой в циклы повторяющихся событий, и осоз­навала ее изменчивость, текучесть.

Представления о пространстве

Первобытное сознание больше интересовалось пространственной, чем временной протяженностью окружающей действительности. В пространственных представлениях находили выражение идеи общества о его месте в мире, о его внешних взаимоотношениях с окружающей средой. Процесс осмысления пространства включал в себя как реаль­ное познание окружающего мира, так и фантастические, субъективные образы и идеи.

Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания.По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ведь ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое про­странство находилось далеко и высоко, а реальное - в непосредст­венной близостик человеку.

Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась ос­тающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос — это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство. В повседневной жизни два ти­па пространства противостояли друг другу, как деревня - окрестному лесу, жизнь - смерти. Мифический мир непроницаем для человека, ко­торый был изгнан оттуда богом.

В мифическом и социальном мирах люди и предметы обладали противоположными свойствами. Мифическое пространство и все, что в нем происходило, в известных пределах воспринималось как перевер­нутое отражение реальной действительности.

 

Формы первобытных верований

С древних пор существования человека его знаниям сопутствует вера. Наряду с накапливавшимися знаниями у человека оставалась об­ширнейшая область незнания. Он стремился заполнить этот пробел, найти объяснение тем явлениям, которые остаются за пределами его положительного опыта, создать и здесь какие-либо представления, по­нятия. Подобные представления о своей собственной и окружающей природе и составили область религии, характерной чертой которой яв­ляется вера в реальность сверхъестественного.

Многие современные исследователи датируют зарождение рели­гии наиболее поздним периодом раннего палеолита, т.е. не позднее 33-го тысячелетия до н.э. Главным источником существования людей того времени была охота - занятие тяжелое, опасное, полное всяческих зло­ключений и отнюдь не гарантирующее регулярное получение пищи. С целью добиться успеха в этой жизненно важной деятельности человек прибегал к помощи одной из наиболее ранних форм религии - магии.

Магия

Магия(колдовство, волховство, чародейство, ведовство) - сово­купность обрядов, связанных с верой в способность человека сверх-естественным путем воздействовать на мир (природу, животных, людей, духов).

Магические обряды преследовали разнообразные цели (производ­ственная, любовная, военная, вредоносная магия).

В поисках эффективных магических средств человек идет путем своеобразной аналогии.Перед началом охоты люди устраивали своего рода представления, рисовали на земле, на стене или потолке пещеры зверя и исполняли вокруг него ритуальный танец, имитируя различные охотничьи приемы, а под конец пронзали рисунок копьями. Считалось, что таким образом можно привлечь, заманить зверя в удобное для охо­ты место, обеспечить удачу и обезопасить себя в предстоящем походе.

Потребность оградить себя от враждебных действий, в свою оче­редь, привела к появлению различных охранительных, оберегающих магических обрядов. Полагали, что магия может действовать как физи­чески, непосредственно, так и нефизически, на расстоянии. Более ре­зультативным представляли воздействие на объект, так или иначе со­прикасавшийся с врагом, - на его одежду, волосы, ногти. Поэтому ног­ти и волосы никогда не выбрасывали, а либо сохраняли, делая пояса, браслеты и т.д., либо тщательно прятали, закапывали.

В связи с этим развилась целая система запрещений - табу(от по­линезийского слова «нельзя»). Например, мужчина-охотник не должен

был есть колено дичи, чтобы не стать слабым в коленях; индейцы, на­ходясь на тропе войны, всегда обязаны были спать лицом к своей стра­не; запрещалось перешагивать через товарища, лежащего на земле, и через оружие - томагавк, копье.

Убеждение в магической связи вещей и явлений приводило к воз­никновению примет - хороших и дурных, многие из которых дожили и до настоящего времени.

Тотемизм

Другой ранней формой религиозных верований является тотемизм. На языке североамериканских индейцев слово «ототем» буквально оз­начает «его род».

Тотемизм — это вера в сверхъестественную кровнородственную связь между людьми данного рода и тотемом (каким-либо живот­ным, растением, реже - неодушевленным предметом или явлением природы).

Укоренных жителей Австралии ученые обнаружили до 700 «пред­ков». Около 50 из них можно было отнести к предметам или явлениям природы, большинство же составляли животные и растения. Люди на­зывали себя их именами, считали священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев, порядков, а позднее — творцами и хранителями общественной морали.

Из представлений о том, что род происходит от определенного то­тема, вытекает другое представление - о родстве всех живых членов рода со всеми существующими представителями данного тотема. Если австралийский абориген принадлежал, положим, к тотему кенгуру, тоон так и говорил о кенгуру: «Это - мой брат». Когда же колонисты убивали тотемное животное, люди данного рода говорили: «Зачем вы убили этого человека? Это наш брат».

Тотемизм соединял в единое целое, систематизировал и своеоб­разно объяснял многие сложные явления в природе и обществе. С то­темом был связан ряд табу: его нельзя было убивать, употреблять в пищу, если это не обусловлено определенными обрядовыми церемо­ниями; нельзя наносить ему вред.

Анимизм

В более поздние времена возник анимизм(лат. anima - душа) -вера в душу идухов. На смену первоначальным представлениям об оживленности и одухотворенности человека и всей природы приходит представление о раздельности души и тела и возможности самостоя­тельного существования души. Первоначально душа мыслится физи­чески, указывается ее местонахождения в теле (кровь, дыхание, тень).

.. 1 ч 111^i считается воплощением жизни: ушла душа, прекратилась и жизнь. Сон - это временное оставление душой тела. Предполагалось, что во время сна душа может улетать очень далеко, поэтому у некото­рых племен запрещалось будить спящего или переносить его на другое место - ведь душа, вернувшись, может и не найти тело.

Позднее развивается идея «загробной жизни», согласно которой люди не умирают, а лишь перемещаются в другой мир и оттуда наблю­дают за действиями живых, направляют их, а иногда, чтобы активно участвовать в жизни живых, переселяются в тотем.

Культ предков и культ природы

В развитом родовом строе складывается культ умерших членов рода, которые сыграли известную общественную роль, родовых глав, воинов - культ предков.

Первобытные люди наделяли душой не только человека, но и весь окружающий мир: животных, растения, стихии, различные предметы. С развитием отвлеченного мышления представления о душе и духах приобрели более обобщенный характер. Развивается новая форма рели­гии - культ природы. Культ природы - это поклонение отдельным ее элементам и силам, которые человек считает наиболее влия­тельными или наиболее к себе расположенными.

Особое место в культе природы занимают те ее элементы и силы, которые имеют наибольшее производственное значение. Преимущест­венное распространение и развитие получили культы земли, солнца, огня, деревьев, отдельных животных.

По отношению к человеку духи могли быть добрыми и злыми, благожелательными и неблагожелательными. Как и люди, они нужда­лись в еде и питье, и чтобы заслужить их расположение, им приноси­лись умилостивительные и благодарственные жертвы (продукты охоты и рыболовства, скотоводства и земледелия; огонь; воскурение благо­вонных трав, человеческие жертвоприношения).

Фетишизм

Стремясь приблизить духов к себе, человек ищет их материальное вместилище. Так возникли фетиши и широко распространенная форма культа - фетишизм.

Фетиш(амулет, талисман) - неодушевленный предмет, который якобы наделен сверхъестественной магической силой и является объектом религиозного поклонения.

Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, по­читаемым как вместилища духов, покровительствующих человеку, приносящих счастье, успех, оберегающих от болезней, опасностей и т.д.

Амулетам приписывались всевозможные сверхъестественные свойства: зубы хищника якобы могут наделить человека силой, а перья орла - зоркостью и т.п. Отправляясь на охоту, африканцы, чтобы обезопасить себя от нападения львов и леопардов, носили на шее зубы и когти этих животных.

Первоначально каждый первобытный человек сам производил колдовские действия. Однако как только он начал осознавать ограни­ченность своих личных магических возможностей и наличие особых, не подчиняющихся ему сил, - параллельно с поисками новых магиче­ских путей и средств выделяются особые лица (шаманы, колдуны, маги, ведуны), якобы «знающие» эти средства и находящиеся в той или иной связи, близости с соответствующими невидимыми силами.

Язык, счет и позитивные знания первобытного человека

Язык и счет

Язык человека, как и его мышление, возникает и развивается в не­посредственной связи с его трудовой деятельностью, по мере накопле­ния наблюдений и опыта в процессе труда.

Характерной особенностью примитивных языков является их конкретность,мышление скудно общими понятиями. Словарный запас племени определяется его производительной деятельностью. Так, в языке эскимосов существует около двадцати разных слов для обозначения льда в различных состояниях его образования и таяния.

У самых отсталых племен, которым нечего и незачем считать, счет и число находятся в самом зачаточном состоянии (счет до трех или пяти, а выше этого - «много» и «очень много»). Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соло­мы, камешки, снизки раковин, шнурки с узелками и др., затем возника­ет пятеричная система счисления, надежной основой которой оказались пальцы руки.

Позитивные знания

Знания первобытного человека были ограничены целым рядом факторов (уровнем развития производительных сил, характером трудо­вой деятельности, опыта, выражают потребности человека), однако они не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Трудно исчерпать пере­чень тех знаний, которые были накоплены первобытными людьми во всех отраслях их деятельности. Изготовление орудий и оружия, соби­рательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, - все это развивалось на основе громадного накопления знаний.

Условия жизни первобытного человека предопределяют его осно­вательное знание географиисвоей кормовой области. У него развита способность быстро и верно набросать «маршрутную карту» (на песке, коре, коже).

Превосходны знания флоры и фауны,которые возвышаются до подлинного искусства чтения самых сокровенных страниц природы: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать следы человека или зверя. Туркменские «изчи» («из» - след), зная след отца или матери, всегда определят по детским следам, чьи дети про­шли.

Первобытный человек накопил немало знаний в области минера­логии(породы камней и их месторождения), физики(изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов), химии(изготовление лекарств, красок, обработка шкур), в том числе токсикологии(обра­ботка ядами наконечников стрел) и т.д.

Основательны знания анатомии(преимущественно костяка), а вот знания физиологиискудны и зачастую облечены в полуфантастиче­скую форму.

Широкое развитие получила примитивная медицина (палеоме-дицина)- лечение ран, вывихов, удаление зубов. Из нее происходит народная медицина и здесь, в конце концов, лежат корни современной фармакологии и терапии. Первобытная диагностика наивна, но разли­чает разные болезни, пользует определенные средства от определенно­го недуга. Открыты лечебные свойства различных растений, веществ минерального и органического происхождения. Применяются обезбо­ливающие, рвотные, слабительные, контрацептивные средства. Извест­ны массаж, гидротерапия и диеты. Существуют малая и большая хи­рургия (умело останавливается кровотечение, искусно удаляются из тела инородные предметы, залечиваются переломы, производятся ам­путации и трепанация черепа).

3.7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА

Вопрос о происхождении и сущности искусства чрезвычайно сло­жен. Он находит в науке неоднозначные толкования: искусство - одна изформ познания и отображения реального мира (марксизм); корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или да­рованы им «свыше» («искусство ради искусства» — идеализм); искусст-ВО - игра, бесцельная деятельность, в которой проявляется свойствен­ный человеку избыток физических и духовных сил (Ф.Шиллер); искус­ство - игра, вызванная биологически заложенным в человеке стремле­нием к красоте (Г.Спенсер); художник создаёт произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетёт паутину, не осознавая цели (А.Шопенгауэр); искусство происходит из религии, в первую очередь, из магических верований (С.Рейнак); творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким об­разом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексу­альные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в ци­вилизованном обществе (Ф.Ницше).

Каждая из этих версий имеет свое рациональное зерно, однако, ни одну из них нельзя признать абсолютной. Происхождение такого яр­кого и сложного феномена человеческой деятельности, как искус­ство, является следствием многих объективных и субъективных причин. Оно зарождалось как часть единой жизнедеятельности и возникло в коллективе из присущей человеку потребности общения, передачи своих мыслей и чувствований.

Из различных видов художественного творчества первобытного человека археологические памятники непосредственным образом со­хранили следы только изобразительного искусства.

В эпоху позднего палеолита(ориньяк и солютре) сразу появляют­ся все его виды. Это рисунок,представляющий собой весьма прими­тивное контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Столь же примитивна живопись,также ограничиваю­щаяся контурным изображением на скале, в черную или красную крас­ку, нанесенным, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимуществен­но животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.

Круглая скульптурапредставлена почти исключительно фигур­ками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, реже - из слоновой кости. Они исполнены в реалистической манере, однако ту­ловище иногда вытянуто и сильно подчеркнуты признаки пола. Руки условны, лицо отсутствует. Обычная высота скульптур - 5-10 см. Это так называемые «палеолитические венеры». Фигурки имели магиче­ское значение: они были связаны с культом плодородия, воплощали за­боту о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общи­ны.

Вслед за этими первыми, но уже достаточно уверенными шагами, конец палеолитадает картину замечательного расцвета изобразитель­ного искусства. Скульптура встречается редко, а вот рисунок достигает поистине замечательного для своего времени совершенства. Сюжетом и здесь в подавляющем числе случаев являются крупные животные -главный объект охоты того времени (бизон, олень, лошадь, реже - ма-монт, носорог и еще реже - хищники). Животные изображаются обыч­но в одиночку, композиции немногочисленны. Весьма редки изображе­ния человека и растений.

Живопись представлена высеченными на скалах контурами, рас­писанными красками (красной, черной, белой и желтой, причем крас­ная преобладает). Краски минеральные, смешанные с жиром и костным мозгом. На стоянках нередко встречаются заготовленные краски, най­ден даже флакон из кости с сохранившимся порошком красной охры. Размеры изображений обычно довольно велики и доходят до 2,5-4 и даже 6 м. Находятся они преимущественно в глубине пещер. Человек здесь не жил. Это были святилища, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытной общины.

Как рисунок, так и живопись позднего палеолита отличаются большим реализмом,нередко обнаруживая великолепное знание нату­ры. В отличие от предшествующих изображений, натура в этих рисун­ках полна движения.Рисунок не лишен и перспективы.Живопись неплохо передает объем,причем пластичность достигается путем рас­пределения светлых и темных тонов.

В эпоху мезолитанамечается переход от реалистического изобра­жения к стилизации и орнаменту. Изобразительное творчество принци­пиально меняется. Мезолитические росписи чаще всего исполнялись на открытых местах. В отличие от палеолита, огромное место в них зани­мает человек. Росписи представляют собой многофигурные компози­ции. Фигуры людей и животных небольшие (редко достигают 75 см), передаются сплошным силуэтом, красной и черной краской.

Изображения стилизуются, схематизируются,иногда сводятся почти к знаку. Причиной этого стало то, что человек приобрел способ­ность мыслить более общими, более отвлеченными категориями, ото­бражать более широкие и сложные явления. Наивная вера в изображе­ние «двойника» слабела и на первый план выдвигалась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии.

Преимущественным направлением в изобразительном искусстве неолита является декоративное,дающее крайне разнообразные формы и достигающее нередко большой художественной высоты. Человек стремится украшать все служащие ему вещи, даже самые обыденные и незатейливые предметы каждодневного употребления, например, гли­няную посуду. Такое украшение дает орнамент (лат. ornamentum - ук­рашение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которым покрывается оружие, утварь, одежда. Декоративный характер приобретают скульптура и рельеф.

Бронзовый векхарактеризуется высокими достижениями декора­тивного искусства, а также мегалитической архитектурой.

Из бронзы в это время изготовляли боевые секиры и топоры, кин­жалы и наконечники копий, обрядовые сосуды и всевозможные укра­шения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, на­шивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработ­ки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих тех­ник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изо­бражениями, создавались предметы мелкой пластики. Главным изобра­зительным мотивом остаются звери, каждый из которых имеет опреде­ленный магический, символический смысл.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая ар­хитектура(греч. megas - большой, lithos - камень), тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями. Выделяют три ви­да мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры(бретонск. men - камень, hir - длинный) - это одиноч­ные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы пло­дородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место це­ремоний.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 718;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.