Я не убивал и не приказывал убивать.

Я не отнимал молока от уст детей...»

Легкое, свободное от греха сердце отправлялось в райские поля, а грешника пожирало чудовище. Идея загробного воздаяния явилась прототипом христианского учения о Страшном суде. Древний Египет стал источником мистического опыта и знания, несмотря на то, что египетская культура угасла после провозглашения христианства офи­циальной религией римской империи и начавшихся гонений на языче­ство.

Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые пи­сали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В Но­вое время эти тексты получили широкую известность под названием «Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день»по аналогии с восходом солнца.

Письменность

Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность, и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иерог­лифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и рос­писи. Знак отождествлялся с тем, что обозначал, он не был условным, поскольку представлял собой рисунчатое символическое письмо. Письменность проделывает эволюцию от пиктографии,где изображе­ние и письмо тождественны, к идеографии,где рисунок изображает слово и понятие, а затем - к словесно-слоговомуи алфавитному письму.Изобразительные значки при этом все более упрощались, аб­страгировались и, наконец, теряли сходство с предметом.

На листах папируса, сплетенных из волокон египетского тростни­ка, изображались в немногих чертах различные вещи и существа, на­пример, человек, птица, звезды. Поскольку слова «день», «молитва» нельзя нарисовать, они по ассоциативному принципу изображались так: день - кружком, означающим солнце, молитва - в виде человека с поднятыми к богу руками. Ходьбу изображали двумя шагающими но­гами, плодородную землю - в виде полоски и точек под нею (семена), бесплодную землю - в виде зубчатой стенки (каменистые бугры). С этой азбуки слов начинают египтяне. Приходилось придумывать очень много знаков, столько, сколько было слов.

Когда эти пиктограммы ставили рядом друг с другом, чтобы вы­разить целое предложение, мысль не всегда прочитывалась однознач-но. В знаке можно видеть не только фигуру предмета или замену поня­тия, но, произнося слово, слышать в нем определенное созвучие. Тогда можно будет употреблять один и тот же знак везде, где это созвучие слышится, даже если смысл ни каким образом не связан со знаком. Та­кая комбинация знаков представляет собой новое слово - это принцип действия словесно-слогового письма, схожий с дешифровкой ребуса. Например, слово река в нашем ребусе заключает в себе два знака: ре -музыкальную ноту и ка - египетскую душу. Значит, один и тот же слог мог быть составной частью совершенно разных по смыслу слов: у егип­тян «гусь» ставился вместо «сын», потому что оба слова звучали оди­наково; «лютня» для «добрый». Позднее они разделили слоги на звуки истали обозначать каждый звук своим знаком (например, лежащая змея соответствует согласной «ф»). Египетские иероглифы были рас­шифрованы французским ученым Ф. Шампольономв 1822 г.

Египтяне изобрели солнечный календарь. Их год содержал 365 с четвертью суток, 12 месяцев, включающих в себя 3 «декады»-недели каждый. Неделя состояла из 10 суток и 5 дополнительных суток в кон­це года.

Художественная культура

Для изобразительного искусства древних египтян характерно на­личие ярких красок, которыми раскрашивались архитектурные соору­жения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы покрывали стены гробниц, воспроизводя картины благополучной жиз­ни в царстве мертвых.

Большое распространение получила скульптура. Египтяне верили, что портретные статуэтки выполняли роль двойников умерших и слу­жили формой для обители душ. Широко известным во всем мире па­мятником древнеегипетского искусства является статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена,голова фараона Сенусер-таIII. Шедевром II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изо­бражающий Тутанхамона с его женой в саду,выполненной на крышке ларца. Скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Не­фертити (XIV в. до н.э.) - одно из самых прекрасных женских изо­бражений в истории мировой культуры.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изо­бражение существа с головой человека и телом льва. Самый боль­шой сфинкс (первая половина IIIтыс. до н.э.) стережет пирамиду Хеф-рена. Он высечен из цельной скалы: его голова в тридцать раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м; его называли «отец трепе­та». В XVIв. до н.э. между его передними лапами был построен храм.

Для изобразительного искусства на протяжении всей истории Древнего Египта остается незыблемым установленный когда-то канон: плоскостное изображение фигур, совмещающее профиль и анфас, ус­ловность в передачи туловища и ног, разворота плеч, постоянная сис­тема пропорций, строгая линейность композиции, геометрическая де­коративность с симметричным распределением узоров. Невозмутимо-неподвижные фигуры с каноническими позами так же условны, как и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, женщины - желто-розовым, волосы у всех черные, а оде­жды - белые. Статуи и статуэтки имели культовое назначение, а пото­му их облик определялся соответствующими целям нормами. Правда, в эпоху Эхнатона произошел отказ от многих условностей, фигуры стали изображаться в более раскованных позах, что резко контрастировало с прежним каноном, однако он впоследствии возродится, чтобы стать повсеместной практикой.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: со­суды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения.

4.3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Общая характеристика

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуре­чье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. В долине двух рек в IV тыс. до н.э. возник еще один очаг древних цивилизаций -культура столь же великая, как и в долине Нила. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга раз­личные государственные образования - Шумер, Аккад, Вавилон, Асси­рия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. Ис­тория и культура Двуречья более динамична по сравнению с консерва­тивной и стабильной культурой Египта.

Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV—III тыс. насчитывалось около двух десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур,Аккад, а самым молодым Вавилон, культурное и политическое значение которого воз­росло во II тыс. до н.э. Поскольку культурный фундамент Месопота­мии был заложен Шумерами, и большинство городов было основано ими, то древнейший период принято называть шумерским. В XXIV -XX в.в. усиливается мощь и влияние Аккада, народ которого очень многое воспринял у шумеров и с этого периода можно говорить о шу-мерско-аккадском царстве.

Географическое положение

Территория, лежащая между реками Тигр и Евфрат, простирается от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. Она была наиболее удобной для широкого развития земледельческого хозяйства среди регионов Передней Азии. На западе граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке - с горными кряжами Западного Ирана. Средняя и южная части Месопотамии представляют собой рав­нину, созданную наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфра­та, рек, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают зем­лю.

Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат квостоку от Эрзерума на высоте двух тыс. м. над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой. Не­смотря на то, что Тигрна 750 км короче Евфрата, он несёт вдвое боль­ше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км. Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию, и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября. Русла обеих рек переместились в течение истекших пяти тысячелетий.

Древние города Шумера и Аккада,как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Ев­фрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развали­ны этих городов лежат к востоку от современного русла Евфрата. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку. Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была не­сколько меньше. Тигр и Евфрат были главными не только ороситель­ными, но и транспортными магистралями; обе реки связывали Месопо­тамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

Библейский Эдем








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 704;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.