Дольмены(бретонск. tol — стол, men - камень) — сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода.

Кромлехи(бретонск. crom - круг, lech - камень) - самые значи­тельные сооружения древности. Представляют собой располо­женные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда пе­рекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооруже­ния. Одновременно они являлись и древнейшими обсерваториями.

Железный векотмечен дальнейшим расцветом декоративно-прикладного искусства. Произведения искусства не только служили украшениями человека, оружия, конской упряжи, утвари, но и выпол­няли магическую роль, выражали религиозные представления людей.

Появляется так называемый «звериный стиль».В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям не промысловых, а хищных животных - львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Большое место занимали фантастические животные - грифоны. Позы животных выражают напряженное состояние или моменты борь­бы.

Все эти особенности звериного стиля выражали стремление при­дать, прибавить обладателю вещей качества, присущие изображенным животным, а также защитить его от напасти.

В произведениях декоративного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. Однако всегда сохранялось высокое композиционное мастерство и выразительность.

Завершая разговор о первобытном искусстве, хочется подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает «упрощенное», невысокое по своему уровню. Напротив, первобытные произведения вызывают изум­ление и восхищение. В этот период начали свое развитие все основные виды искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм (следование натуре) и условность (та или иная трансформация натуры ради достижения определенных це­лей).

Первобытное искусство, которое стало широко известным лишь в XX в., произвело сильное впечатление и оказало большое влияние на искусство этого и нынешнего искушенных столетий.

Вопросы для повторения:

1. Раскройте историко-культурное значение первобытности.

2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы антропо- и социоге-неза.

3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития орудий тру­да и отраслей первобытного хозяйства.

4. Дайте общую характеристику первобытной мифологии.

5. Назовите и охарактеризуйте основные формы первобытных веро­ваний.

6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы происхождения и становления ранних форм искусства.

 

4. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ЕГИПЕТ, МЕСОПОТАМИЯ, ИНДИЯ, КИТАЙ

4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Переход от предыстории к цивилизации

Особенностью становления культуры древних цивилизаций явля­ется постепенный переход от доистории к собственно истории: от «су­меречного» существования первобытной эпохи в мифологических об­разах и представлениях до некого стремительного прорыва, выражен­ного в духовном озарении и в последующей рационализации мифиче­ского опыта.

Этот стремительный бросок немецкий философ и культуролог Карл Ясперс назвал «осевым временем», события которого развивались между 800 и 200 гг. до н.э., когда предшествующий накопленный бес­сознательный опыт был осмыслен, отрефлектирован и систематизиро­ван. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направле­ния китайской философии, мыслили Мао-цзы, Чжуан-цзы и др. В Ин­дии сформировались Упанишады (заключительная часть Вед), жил Будда. В философии Индии и Китая были рассмотрены все возможно­сти философского постижения действительности, вплоть до скепти­цизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине проповедовали Илия, Исайя, Иеремия, Второисайя. В Греции - аэд Гомер, философы Парменид, Гераклит, Платон, трагики Софокл, Эсхил, Еврипид, ученые Фукидид и Архимед.

То новое, возникшее в течение нескольких столетий почти одно­временно и независимо друг от друга в Китае, Индии и на Западе, предстает в том, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы, сознание начинает осознавать плоды бессознатель­ного коллективного опыта, а мышление делает своим объектом мышление. И когда на первый план выдвигается ярко выраженное ин­дивидуальное сознание, основанное на рефлексии, культурные тради­ции развиваются под эгидой индивидуального опыта, осмысления и переосмысления традиции.

Запад, по Ясперсу, в своей древней истории включает три тысячи лет Вавилона и Египта до середины последнего тысячелетия до н.э. и тысячелетие, основанное на прорыве осевого времени, - история иуде­ев, персов, греков, римлян-до середины первого тысячелетия н.э.

Характерные черты древних культур

В «доосевой период» таковыми являются устойчивость, основан­ная на передаче традиционного социального опыта с минимальными подвижками, мифологическое мировоззрение, удержанное в рамках традиции, и растворение Я-бытия в коллективных нормах и ценностях. Для Древнего Востока и Запада характерны централизации государст­венной власти, наличие бюрократического аппарата, выделение цен­тральной фигуры жреца-царя и института писцов, навык которых пере­давался по наследству, в то время как в послеосевых культурах пись­менность приобретала общекультурный статус. Смена двух периодов культурного развития в каждой из стран происходила по-своему, нахо­дя свою реализацию в системе реформ и вариантности векторов куль­турных движений. Но для всех типов культур древнего мира свойст­венна трансформация жестких и непроницаемых схем социальных ре-гулятивов к относительно подвижным культурным и социальным фор­мам, предполагающим мировоззренческие сдвиги, а именно филосо­фию и религиозные учения, в конце концов, ориентированные на лич­ное спасение. Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными.

Хронологическая таблица

Появилась

египетская цивилизация. Минойская 3100 до н.э. цивилизация на Крите   Мез о а цив ил мериканские изации
3500 до и.э 3000 до И.э 2500 до н.э 2000 до н.э 1500 до н.э 1000 до н.э.
  Первая цив в Месопота илизация JVIHH Появлени Цивилиза е д первой шв Индии Первая китайская цивилизация

4.2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Периодизация

Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно разделить на следующие этапы: • Додинастический период (V - IV тыс. до н.э.);

Раннее царство (ок. 3000 - 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Нижнего Египта;

Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н.э.), строительство пи­рамид;

Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.);

Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.), империя, Рамсес II, расцвет культуры;

Поздний период (XI - IV вв. до н.э.).

С завоеванием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается.

Географические ориентиры

Нил (Хапи) прокладывает себе путь на север из глубины Африки, образуясь слиянием Голубого Нила, берущего начало в Абиссинских горах (Эфиопия), и Белого Нила, вытекающего из озер и болот Цен­тральной Африки; преодолевает пять скалистых порогов и, проходя че­рез долину, впадает в Средиземное море, разделившись на множество рукавов и образуя дельту. Эти пороги представляют собой барьеры, от­деляющие Египет от хамитских и негритянских народов на юге столь же надежно, как отделяют страну море и пустыни от ливийцев и семи­тов на севере, востоке и западе. Долина Нила - полоса прибрежных зе­мель шириной от 1 до 20 км. и протяженностью около 700 км., и дельта Нила - вот культурное пространство древнейшей земледельческой ци­вилизации по горизонтали.

Два главных природных фактора, точнее, отражение их в сознании египтянина, способствовали формированию особого типа египетской культурной жизни и ментальное™, повлиявшего через свои артефакты на организацию соседних культур. Это восход (ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход (умирание) солнца - культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, поло­водье) и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли. Древний египетский символ анкх - египетский крест с петлей - можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.

Одно из древних названий Египта - Кемет (Черная Земля) - по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также ос­мыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: за­гадка, тайна. Другое название - Мера (Страна Наводнений).

Солнечный цикл

Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олице­творенными в образах утреннего (Хепри, Амон), дневного (во многих текстах - Ра) и вечернего солнца (Атум). Не зря О.Шпенглер перво-символ (гештальт) этой культуры образно выразил в имени дорога.

Контраст между вечером и утром был контрастом между смертью и жизнью, которые связываются неразрывной нитью движения - доро­гой. Вот как говорится в гимне Атону: «Ты заходишь на западном склоне неба - и земля во мраке, подобно застигнутому смертью... [но] озаряется земля, когда ты восходишь на небосклоне ... и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются люди... все оживают, когда оза­ришь ты их сияньем своим». И человек, как солнце, движется по орби­те жизни, и, достигнув зенита, спускается в подземный мир, чтобы воз­родиться вновь, продолжая вечное существование (одна из частей «Книги Мертвых» носит название «Главы выхода днем», она обеспечи­вала умершему возможность появляться на земле, выходя на свет дня из подземного мира).

Смерть и рождение - это постоянно возобновляющийся цикл, ох­ватывающий все сущее. Египтянин видел, что солнце — источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (боги­ня Маат), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы - бог солнца был верховным сущест­вом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, - эпитет Ра). Ра ведет борьбу с огромным змеем, Апопом, олицетворяющим мрак и зло и обитающим в глубинах земли. Каждую ночь Ра начинает плава­ние в своей ладье по подземному миру; Апоп - извечный враг Ра, же­лая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении, повторяю­щимся каждую ночь, Ра всякий раз выходит победителем и заставляет Апопа изрыгнуть воду обратно.

Если апелляция к солнцу как источнику жизни выявляет верти­кальную доминанту и вслед за тем проявляется в социальной иерархи­ческой структуре, где вершину земной власти венчает фараон, имею­щий титул «сына Ра», то другим важным источником жизни становится Нил, как единственный источник влаги в стране, где не бывает дождей.

Высокий и низкий Нил

Ежегодно в середине июля с началом таяния снегов у истоков Го­лубого Нила и тропических ливней у Белого Нила начинается паводок. К середине сентября река, поднимаясь и выходя из берегов, заливала землю до края предгорий, превращая холмы и возвышенности в остро­ва. Медленно падая, к ноябрю она возвращалась в свое начальное рус-ло. Это чередование вод оставляло после себя почву, удобренную илом и хорошо пропитанную влагой, после чего она была приготовлена к посеву. Люди, обновленные разливом Нила, окунаются в густую грязь и торопливо начинают первый сев клевера или зерновых. После засухи жизнь возвращается в Египет. Скоро зеленый ковер молодых ростков возвестит победу жизни над смертью.

С водным режимом Нила был связан календарь египтян и ритм сельскохозяйственной жизни. Год делился на три сезона: «половодья», «всходов» и «сухости», по четыре месяца каждый. О начале года и приближении «половодья» возвещала звезда Сириус, появлявшаяся на небе всегда в одно и то же время - 19 июля. Сезон «всходов» был вре­менем усиленных земледельческих работ от посева до уборки урожая. Верхний Египет специализировался на выращивании зерновых культур - ячменя и пшеницы. В Дельте же разводили сады, огороды, виноград­ники. После сбора урожая начинался период «сухости», когда пересы­хала земля и выгорала растительность. Но с «приходом Нила» все на­чиналось сначала.

К V - IV тыс. до н.э. относят создание ирригационных систем.Долина между высокими берегами Нила и предгорьями разделялась насыпями, плотинами и дамбами на прямоугольные бассейны. Сквозь берега прорывали короткие каналы, по которым вода во время паводка поступала в бассейны. Когда они наполнялись до определенного уров­ня, каналы закрывали камнями и землей и удерживали воду около двух месяцев, чтобы осел Нил и увлажнилась почва. Излишки воды спуска­лись по дренажным каналам. Эта система позволяла орошать земли, недоступные естественному паводку, осушать заболоченные террито­рии, накапливать запасы воды в водохранилищах. Но слишком высо­кий Нилразрушал каналы, плотины и жилища. Слишком низкий Нилозначал голод.

Культ фараона

Фараон стоял во главе первого на Земле государства. Он имел аб­солютную власть в стране, и все ее богатства, включая людские ресур­сы, считались собственностью фараона. Наше слово фараон происхо­дит от непрямого обращения к нему, перифразы «Великий дом». Фара­он считался потомком и наместником богов, поскольку верховный бог Ра вверял страну своему сыну, царю. Он призван установить божест­венный порядок и вершить справедливость (Маат) на Земле. Он был верховным судьей, военачальником и жрецом, власть его была беспре­дельной.

Со времен Древнего Царства фараон именовался титулом «сын Ра», богом, который после своей физической смерти обретал бессмер­тие, т.е. в соответствии с солярной (солнечной) теологией, происходя от плоти бога солнца, после смерти возвращался в тело своего ро­дителя. Вот сообщение о смерти фараона: «Год 30-й, время разлива, месяц 3-й, день 7-й. Вознесся бог к окоему своему, царь Верхнего и царь Нижнего Египта, Схетепибра. Вознесся он в небеса и соединился ссолнцем. Божественная плоть царя слилась с тем, кто породил ее». Позднее в заупокойном культе «сын Ра» сливался с Осирисом.

Обожествление фараонов занимает центральное место в религиоз­ной культуре Египта. Наделенный божественностью, фараон обладал изменчивым характером божества: он мог слиться с другими богами, мог стать любым из них. Исполнение роли в религиозной драме или риторическое сравнение с богом в похвале для египтянина не означали метафоры, он не отличал символического изображения от реального присутствия, что говорит о его магическом сознании. Если он говорил, что царь был Гором, то он не имел в виду, что царь играл роль Гора, он имел в виду, что Царь действительно был Гором, что бог фактически присутствовал в теле царя во время той или иной деятельности. В од­ном тексте, восхваляющем царя, «он - Сиа», богиня познания, «он — Ра», бог солнца, «он - Хнум», бог, создающий человечество на гончар­ном колесе, «он - Бастет (Бает)», богиня-защитница в образе кошки, и «он - Сехмет», богиня-карающая в образе львицы. Познание, высшая власть, создание народа, защита и наказание были атрибутами царя; царь был каждым из этих атрибутов; каждый из этих атрибутов прояв­лялся в боге или богине; царь был каждым из этих богов и богинь - та­ково действие принципа замещения, наместничества сына Ра.

Тайна богов

Египтяне признавали присутствие божественного начала во всех природных явлениях и явлениях общественного порядка. Как вопло­щение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам - скарабеям и множеству других живых существ и неживых предметов, как олицетворению божеств, их функций и атрибутов.

Одним из важнейших богов был Птах-бог воды, земли, мирового разума, создатель всего сущего. Он вынес идею сотворения мира в сво­ем сердце и дал ей жизнь движением языка - своим словом. Он почи­тался как покровитель искусств и ремесел, изображался только в обли­ке человека, ему особенно поклонялись в Мемфисе. Бык Аписсчитался земным воплощением и служителем Птаха, символом плодородия. Жил в священном хлеву при храме, где за ним ухаживали жрецы. При Аписе был гарем коров. Когда бык умирал, его тело бальзамировали и хоро­нили при громадном стечении народа с соблюдением особого ритуала. Его приемник - новорожденный Апис должен был отвечать опреде-ленным условиям: признавался только черный бык с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея, всего отличающих признаков было около 30. Из растений особенно выделялся лотос.Цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из лотоса вышел бог солнца Ра.

Из неорганической природы более почитались заостренные кам­ни.Воздвижение обелисков стало продолжением такого почитания. По представлению египтян все элементы божественного мира были едино­сущны друг другу, поскольку богу присущи пространность, невиди­мость, неявность и неуловимость. Он мог появляться в том месте, где чувствовал бы себя дома, например, для него мог быть специально предназначен храм. В таком храме существовало место, где бог мог проявиться в каком-либо видимом образе. Этот образ не был богом сам по себе, это было просто сооружение из камня, дерева или металла, форма, в которой мог бы проявиться бог. Все же он оставался сам со­бой и не был тождествен форме, в которой проявлялся, но для разных целей избирал различные формы проявления.

Поклоняясь множеству богов, египтяне поклонялись «тому, кто существует сам по себе», «первопричина всякой жизни», «отец отцов». Это Высшее Существо едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении. Эта египетская тайна получила дальнейшее развитие в христианстве. Вера в вездесущность божества, в его силу и могущество пронизывает всю древнеегипетскую религию. Здесь зародилась идея верховного триединого бога Пта(х)-Ра-Амон или Хепри-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.

Государство

Первоначально в Долине и Дельте складываются номы- общины, связанные с местными ирригационными системами. Ном состоял из нескольких поселков, объединенных вокруг укрепленного города, в ко­тором находился храм бога-покровителя и резиденция правителя-жреца. Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в двагосударства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного - красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под вла­стью одного царя,увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов. С этого полулегендарного со­бытия начинается история Египетского государства. Административ­ное деление страны на номы сохранялось и в объединенном Египте.

Государственный аппарат состоял из чиновников трех уровней -столичного, номового и местного. Иерархию чиновников возглавлял чати,правая рука царя, обычно один из царевичей, руководивший са­новниками всех центральных ведомств, кроме военного. «Глава дома оружия» руководил военными делами, «начальник шести великих до­мов» - судопроизводством, «заведующий тем, что дает Небо, произво­дит Земля и приносит Нил» управлял царскими и храмовыми хозяйст­вами, «хранитель печати» отвечал за организацию заморских экспеди­ций, «начальник работ» - за крупное строительство и т.д. В каждом ве­домстве был свой штат и подразделения. Правители номов (номархи)имели свой административный аппарат, копировавший центральный. Представителями власти на местах были сельские старосты, многочис­ленные управляющие и писцы, которые вели учет рабочей силы, зе­мель, инвентаря, производимых продуктов и налогов. Жизнь страны во многом зависела от характера отношений между центральной и номо-вой властью. При сильных фараонах, умевших подчинить себе номар­хов, страна процветала. С ослаблением царской власти и усилением номов начиналась анархия и экономический упадок. Оппозиция центру нередко исходила от жрецов главных храмов.

Реформа Эхнатона

Живший в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV(годы правления: 1367-50) провел религиозную реформу с целью усиления центральной власти путем установления нового государственного культа - образа Солнечного Диска,лучи которого оканчиваются кистями человече­ских рук с символами жизни (анкх) и власти. Сам он принял имя Эхна­тона(угодный Атону).Культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, имущество конфисковано. Единственный раз в исто­рии древнего Египта проявляется религиозная нетерпимость. Царь строит новую столицу Ахетатон.Воздвигает Атону грандиозный храм, ставший центром новой религии, - храм был без крыши, открытый солнечным лучам. Вокруг царя появляется новое жречество бога Атона и новая бюрократия. Атон не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии; образ его не воплощался в статуях, о нем не существова­ло мифов и сказаний, но он присутствует во всей природе: и каждом предмете, и живом существе. Солнечный Диск был не только богом-создателем всего сущего, но и прообразом фараона, а фараон - сыном и подобием Атона.

Однако реформы были недолговечны, поскольку вызвали сопро­тивление египетских жрецов, не желающих расставаться с тайной сво­их ритуалов и заботящихся о процветании своих культов. Попытка ус­тановления единобожия провалилась. При втором приемнике Аменхо­тепа IV Тутанхатоне (годы правления: 1347-39) произошла реставра­ция культа Амона, прочих богов и древних традиций. Жречество лик-видировало все нововведения, Тутанхатон стал Тутанхамоном,сменив свое имя, а Эхнатон объявлен «мятежником» и вычеркнут из офици­ального Царского списка.

Пирамиды

Значительным феноменом древнеегипетской культуры стало воз­ведение пирамид. Египетские пирамиды были гробницами фараонов. Самая ранняя из них - это пирамида фараона Джосера,воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Это ступенчатая пирамида. Ее создание связано с архитектором Имхотепом.Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен, и пред началом строительных работ совершали культ Имхотепа.

Самая значительная пирамида по размерам - это одна из трех «больших пирамид» в Гизе - пирамида фараона Хеопса.Дорогу кмес­ту ее строительства прокладывали десять лет, а саму пирамиду строили двадцать лет. Высота ее - 146,6 м, а площадь - около 55 тыс. кв. м. Она собрана из огромных известняковых камней весом 2-3 т. Две других «больших пирамиды» - Хефренаи Михерина.Все три пирамиды на­званы одним из семи чудес света (IV династия).

Вокруг пирамид находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками. В каждой из «боль-, ших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоится камен­ный саркофаг с мумией царя. Саркофаги были найдены пустыми. Внутри пирамид в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Каждая пирамида имела свой поминальный храм, в кото­ром специально предназначенные для этого жрецы служили заупокой­ную службу по фараону; поминальные храмы были соединены ходами с другими храмами. На стенах внутренних помещений пирамид V и VI династий начертаны заупокойные магические тексты, так называемые «Тексты пирамид», написанные иероглифами, выкрашенными в зеле­ный цвет.

Вера в бессмертие

Главной религиозной доктриной древнеегипетской культуры явля­ется вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была доро­гой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокой­ный культ и выражал в себе это стремление. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, что­бы умереть. И умираешь, чтобы жить».

Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Но часто земным жилищам они уделяли меньше вни-.маг in я _ чем гробницам. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. Жизнь после смерти была симмет­ричной жизни земной, но если не удавалось пройти через суд Осириса, вторая смерть была окончательной. Для будущего воскрешения чело­века необходимо было сохранить его тело, чтобы душа могла возвра­щаться домой. Этому способствовала мумификация трупов.

Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал набо­ром важнейших составляющих: сах - тело человека, шунт - его тень, рен - его имя, ах - его привидение, ба - проявление сущности, ка -душа человека, его бессмертный двойник, аб - его сердце. Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого те­лом, чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник вос­стал к новой жизни в стране вечности.

Для египетской культуры трудно провести грань между религиоз­ным и магическим, достаточно сказать, например, что между именем и егоносителем существовала прямая, сущностная связь, такая же, как между предметом, вещью и его образом-заместителем. Животные, ат­рибуты символизировали (замещали) богов, боги - друг друга, иэто замещение носило магический характер, имея в виду под магией тай­ную связь всех вещей и явлений, при которой, воздействуя на одну сущность, получаешь результат от другой.

Суд Осириса

Путь на тот свет был трудным, на каждом шагу предостерегала опасность второй смерти. В «Книге мертвых», «Книге о том, что есть в другом мире», «Книге о подземных пещерах»перечисляются раз­личные ловушки, ожидавшиеся на пути мертвых, даются подробные советы, как их избежать.

Если путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне восседал Осирис,окружен­ный богами. Здесь проходил суд над умершим. Для этого на одну чашу весов клали его сердце, на другую - перо истины Маат.Каждый из бо­гов задавал по вопросу, а весы контролировали правильность ответов умершего. Эти вопросы есть свод жизненных ценностей египтян. Отве­ты должны быть даны в отрицательной форме {«отрицательная ис­поведь»), после успешной психостасии (взвешивания сердца умершего) он становился «оправданным»:

«Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами.

Я не был причиною слез.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 910;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.