Основные этапы развития первобытного общества
Эпохи (по материалу для изготовления орудий) | Время (тыс. лет до н.э.) | Основные отрасли хозяйства | Формы организации общества | ||
Каменный век | Палео-лит | Ранний палеолит | 2000-33 | Охота, собирательство | Первобытное стадо |
Поздний палеолит | 33-8 | Охота, рыболовство, собирательство | Зарождение родового строя. Матриархат | ||
Мезолит | 8-4 | ||||
Неолит | Ранний Неолит | 7-4 | Мотыжное земледелие, скотоводство | ||
Поздний Неолит | 4-3 | Плужное земледелие, скотоводство | Расцвет родового строя. Патриархат | ||
Век ме- | Бронзовый век | 4-1 | Земледелие, скотоводство, возникновение ремесла |
тал- | 1- | Земледелие, | ||
лов | Железный век | скотоводство, ремесло, возникнове- | ||
Распад | ||||
ние торговли | родового строя |
Масштабы антропосоциогенетического времени трудно сопоставимы с ритмами истории, с повседневным временем нашей жизни. Если этот колоссальный период спрессовать до суток, то окажется, что в начале суток (0 часов) люди, еще сохранившие признаки своих предков-животных, стали делать орудия труда. «Человек выпрямленный» жил между 14 и 19 часами, неандерталец - между 19 и 23:30. Поздний период каменного века - неолит - начался совсем близко к концу суток, в 23 часов 55 минут. В 23 часа 56 минут начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились всего за 3 минуты до полуночи.
Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, как на протяжении сотен тысяч лет начальной истории становления человеческого общества формировалась повседневная хозяйственная и бытовая деятельность, вырабатывались трудовые навыки и простейшие орудия труда, удовлетворялись естественные потребности человека.
3.4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Орудия труда и оружие
Обратимся к краткой характеристике основных этапов развития первобытных орудий труда и оружия.
Первыми материалами для изготовления ранних оружия и орудий труда был камень, преимущественно кремень, широко распространенный на территории земного шара. Три важных качества предопределили его выдающуюся роль в истории производственной культуры: твердость, свойство раскалываться на пластины и свойство давать острые края. Другими материалами для изготовления ранних орудий и оружия служили дерево и кость.
В раннем палеолитеизготовляли универсальные каменные рубила, а также десятки специализированных орудий труда и охоты (остроконечники, скребла, резцы, костяные орудия). Главный прием обработки камня - разбивание: скалывание и обивка. Человек овладел огнём, научился строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных.
В позднем палеолите имелся уже широкий набор орудий и оружия из камня, кости, рога, дерева. Возникли составные орудия (нож, копье, копьеметалка, дротик, гарпун, резцы, скребок, шило, костяная игла). Появился новый прием обработки камня - отжим. Люди научились сооружать довольно сложные жилища - обтягивать шкурами каркас из дерева или костей крупных животных. Были изобретены жировой светильник с фитилём и меховая одежда типа комбинезона.
Мезолит - средний каменный век - это время появления лодки, саней, лука и стрел, а также микролитов (лезвия, резцы, наконечники) -мелких, тщательно обработанных каменных изделий правильной формы (1-2 см). Их использовали как наконечники стрел, а также вставляли в деревянную или костяную рукоятку и таким образом изготовляли серпы для сбора дикорастущих злаков. Появился дом, имеющий стены и крышу.
В неолите были изобретены макролиты (топоры, долота, булавы, зернотёрки) и глиняная посуда. Возникли прядение и ткачество (с помощью простейшего ткацкого станка) из шерсти, конопли, крапивы, льна.
В решающем подъеме производительных сил крупнейшую роль сыграло развитие обработки металлов.Использование различных металлов имело место ещё в палеолите, оставаясь, однако, ограниченным. Португальцы, завоевавшие Южную Америку, с большим удивлением обнаружили у туземцев рыболовные крючки из чистого золота. Имеются данные о раннем использовании самородного серебра, а также самородного метеорного железа. Все они обрабатывались холодным способом, при помощи каменного топора. В таких условиях самородные металлы не могли вытеснить камня как основу первобытной техники. Начало подлинного века металлов следует вести от возникновения выплавки рудного металла, его плавки и далее - горячей ковки и литья.
Первым таким металлом была медь. Впервые ее выплавили в Передней Азии в V тыс. до н.э., а в Европе - в III тыс. до н.э. на Кипре (от «cuprum» (лат. «медь») и происходит название этого острова). В медно-каменном веке (энеолите, халколите) были изобретены также колесо, парус, гончарный круг, лошадиная сбруя. Однако медь, по своей мягкости, допускала лишь ограниченное применение. Из нее изготовлялись ножи, кинжалы, изредка топоры, преимущественно же - украшения (браслеты, перстни, шейные подвески).
Победу над камнем одержала бронза (сплав меди и олова, где примесь олова составляла от 3 до 12%). Ее появление знаменует новый, важнейший этап в истории техники. Бронза значительно тверже меди, а температура ее плавления ниже. Она отличается хорошей ковкостью, отлично заполняет форму при отливке, дает острые края, обладает красивым внешним видом.
Бронза стала широко распространенным, основным материалом для выделки орудий, оружия, посуды, украшений. Бронзовый век составил продолжительную эпоху истории (IV-I тыс. до н.э.).
Новый этап в развитии металлургии и новый мощный подъем в развитии техники и культуры составило возникновение выплавки и обработки железа. Начался железный век (I тыс.-I в. до н.э.).
Железо - наиболее распространенный в мире металл. По своим качествам, в частности, твердости, оно значительно превосходит бронзу. Но выплавка чистого железа очень трудна из-за высокой (1530 градусов) температуры плавления. Однако на любом костре можно получить крицу, тестообразную губчатую массу, в которой чистое железо смешено со шлаками. С этого человечество и начало выработку железа, которая совершенствовалась на протяжении всей первобытной истории.
Возникновение выплавки и обработки железа было новым и завершающим этапом развития металлического века. Железо побеждало бронзу.Наступление металлического века произвело глубокий, своего рода революционный, переворот в истории первобытного общества. Применение металлов вместе с общим подъемом техники естественным образом сказалось на всех отраслях производительной деятельности (и в земледелии, и в скотоводстве). Металл усовершенствовал колесо, дав ему сначала бронзовый, а затем и железный обод. Исключительное развитие получило оружие. Крупнейшее значение имели металлы для развития посуды и утвари, развития кухни и домашнего хозяйства.
Отрасли первобытного хозяйства
Охота
Одной из основных отраслей хозяйственной деятельности первобытного человека вплоть до значительного развития земледелия и скотоводства является охота. Она дает не только пищу, но и целый ряд других необходимых средств существования - шкуры, рог, кость, сало, сухожилия.
В основе развития охоты лежит развитие оружия. Первоначально дифференциации между орудием и оружием не существовало. Орудием охоты было универсальное рубило. Древнейшими видами собственно оружия были копье, копьеметалка и дротик.
На ранних порах (в палеолите) охота велась коллективнои имела организованные формы, свидетельствующие о большой способности человека к согласованным действиям. Поэтому крупнейшее значение имели различные массовые приемы (облавы, загоны и прочие), а также всевозможные ловушки, охотничьи снаряды, капканы, сети для ловли птиц и т.д.
Позднее (в мезолите) появились лук и стрелы, которые стали основным видом оружия вплоть до конца первобытности. Это весьма скорострельное, дальнобойное и мощное оружие. Дальность боя копья составляет 30-40 м, а лука - 80-100 м и больше (у тяжелого индейского лука доходит до 450 м). Скорострельность у хорошего стрелка - 20 выстрелов-попаданий в минуту. Велика и сила боя лука. У эскимосов Аляски стрела насквозь пробивала оленя. С появлением лука и стрел развивается индивидуальнаяохота.
Еще позже появился бумеранг (кусок дерева длиной от 75 см до 2 м с дальностью полета 100 м) и так называемое духовое ружье (длинный бамбуковый ствол с полым каналом, из которого выдувают маленькие, обычно отравленные стрелки, бьющие на расстояние 25-30 м), которые, однако, не получили повсеместного распространения. Как бы ни было велико значение охоты в первобытном хозяйстве, она никогда не являлась единственной отраслью производительной деятельности. Чисто охотничьих народов не существовало. Зачастую охота сочеталась с рыболовством.
Рыболовство
Орудия и приемы рыболовства первоначально весьма примитивны. Способы ловли: запруды, загон рыбы в заливы, ловля корзинами. Более крупная рыба добывалась при помощи некоторых видов оружия: копья, дротика, лука и стрел. Еще в позднем палеолите появился крючок (из кости, раковины, птичьего когтя). Вообще, в области рыболовного оружия и рыболовных снарядов первобытная техника создала в основном все, что известно современному рыболовству.
Собирательство
Вплоть до возникновения земледелия и скотоводства важнейшим направлением хозяйственной деятельности человека, наряду с охотой, было собирательство. Его значение весьма стойко сохраняется на протяжении всей первобытной эпохи.
Формы собирательства разнообразны и зависят от местных условий: у австралийцев это сбор съедобных корений, личинок, рептилий и мелких животных; у индейцев - сбор риса в озерах и ручьях; у народностей Сибири, Севера, Алтая - собирательство кореньев, плодов, ягод и т.д.; у некоторых негрских племен Западной Африки - сбор улиток на заливных лугах (запасы на целый год).
Земледелие
Посредством охоты, рыболовства и собирательства человек присваивает себе продукты природы. Время такого хозяйствования совпадает сбиблейским эдемским периодом, когда первые люди в готовом виде получали необходимые им средства существования.
В условиях неолита произошел переход от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), т.е. переход от присвоения готовых продуктов природы к производству продуктов питания с помощью орудий труда (послеэдемский период). Важнейшую роль в этом сыграло появление земледелия.
Первоначально земледелие имело скромные масштабы (возделывание нескольких видов растений на небольшом участке земли недалеко от жилища). Оно стало давать новый, постоянный и сравнительно легко добываемый вид сытной пищи.
Но земледелие требует соответствующих участков земли, а готового поля в первобытную эпоху не было. Решить проблему помог каменный топор, которым вырубали лес и кустарник, подсушивали их и затем сжигали. Так возникло подсечно-огневоеземледелие, ставшее основной формой обработки земли в первобытном обществе, распространенное и сейчас среди некоторых племен и народностей.
Кроме топора, простейшим орудием примитивного земледелия служила копательная палка с заостренным и обожженным концом, участвующая еще в собирательстве. Но более совершенным и распространенным орудием стала мотыга, вследствие чего данная форма земледелия именуется еще и мотыжной.
Земля дает обильный урожай в течение нескольких сезонов, затем истощается. Люди расчищали новый участок, а к покинутому возвращались, когда он вновь зарастал лесом (на севере Европы - через 40-60 лет).
Наиболее древними из современных культурных злаков являются пшеница, просо, ячмень и рис. Уже в первобытную эпоху различными племенами из местных диких видов были выведены почти все культурные растения, которыми питается и которые в иных направлениях использует современное человечество.
Дальнейшее развитие земледелия могло идти только по пути более интенсивной обработки одного и того же участка и, в первую очередь, более глубокой вспашки. Важнейшим изобретением была мысль заменить человеческую силу силой прирученного животного. Первым тяговым животным в Передней Азии стал осел, в других странах - бык. Появился плуг. Совершился глубокий переворот в развитии земледелия. Возникла новая, высшая его форма - плужное,или пахотное,земледелие, которое намного производительнее мотыжного и которое дало человеку постоянный, обильный источник пищи.
Скотоводство
Практически одновременно с земледелием появилось и разведение домашних животных. Первоначально оно имело весьма ограниченные размеры, но с течением времени скотоводство сделалось новой, важной отраслью хозяйственной деятельности. Одомашненные животные давали человеку ряд источников средств существования: мясо, шкуру, шерсть, жир, кости, тягловую силу для транспорта и для обработки земли, наконец, навоз.
Все основные виды ныне существующих домашних животных были одомашнены уже в первобытную эпоху. Первым одомашненным животным была собака (мезолит), на второе место по своей древности претендуют свинья и коза (ранний неолит), крупный рогатый скот (бык, корова) появился в Европе в позднем неолите.
По-видимому, исключение составляет кошка. Будучи уроженкой Нубии, она была одомашнена в Египте (от 2000 г. до н.э.), греки узнали ее только в V в. до н.э., в I в. н.э. она появилась в Риме и еще позже - в Vil в. - в Срединной Европе.
Одомашнение различных видов птицы было сравнительно поздним явлением. Первым, вероятно, был гусь. А вот курицы древние евреи и египтяне еще ее не знали, как не знала ее и Древняя Греция гомеровского периода.
У многих скотоводческих народностей численность стад крупного рогатого скота иногда достигала многих тысяч голов. Но развитие скотоводства требует ряда существенных условий. Оно возможно лишь в соответствующих географических условиях и требует наличия надлежащих пастбищ. Поэтому скотоводство развивалось преимущественно в степных районах. Оно отсутствовало практически во всей доколумбозой Америке (за исключением Перу), в Западной части Центральной Африки и во всей Океании, а также в арктических районах и Австралии.
Развитие земледелия и скотоводства привело к важнейшим последствиям не только в истории хозяйства, но и в истории общества. Произошло первое крупное общественное разделение труда.Отныне возникают два, на долгое время остающихся различными, в известной мере расходящимися (просторные пастбища противоречат полевому земледелию), пути развития хозяйства и вместе с тем всей культуры, два исторических типа культуры - земледельческий и скотоводческий.
Ремесло
Общий подъем производительных сил создает условия для развития домашнего ремесла, которое во многом зависит от наличия соответствующего сырья.
Наиболее ранние и универсальные домашние производства - обработка шкур и выработка кожи, обработка древесной коры и плетение. Плетение из волокна дает начало прядению, плетение и прядение предопределяют появление ткачества на примитивных вертикальном и горизонтальном ткацких станках. Материалом для прядения и ткачества служили лен, конопля, хлопок, шерсть и шелк.
Возникновение в неолите гончарства имело крупное хозяйственное значение: появилась возможность варки пищи с кипячением и лучшего сохранение жидкостей.
Развитие основных отраслей производственной деятельности в век металлов оказывает решающее влияние на развитие ремесла в его различных видах. В среде общины выделяются специалисты в том или ином производстве. Обслуживая других членов общины, они обменивают свои изделия на другие потребные им блага. Развивается обмен внутри общины. Знания и опыт в области какого-либо производства являются принадлежностью целой семьи, передаются по наследству, и данная отрасль ремесла превращается в наследственное, семейное занятие. Особое значение приобретает, конечно, обработка металлов, литейное и кузнечное дело. Кузнец становится одним из видных членов общины и пользуется особым почетом.
Большой высоты достигает в эпоху бронзы и раннего железа керамика, дающая разнообразные, изысканной формы сосуды, художественно орнаментированные. К этой же поре относится усовершенствование гончарства благодаря изобретению гончарного круга, стола или станка. Появляется глазурь, окончательно ликвидировавшая пористость глины.
У оседлых земледельцев развитие ремесла имело более благоприятную почву, чем у кочевников-скотоводов. Именно у земледельцев специалисты-ремесленники начинают выделяться в особую общественную группу, кладя начало будущему ремесленному сословию. Так происходит второе крупное разделение труда:ремесло отделяется от земледелия.
Обмен и торговля
Подъем производительной деятельности приводит к возникновению излишков.В отдельных отраслях труд дает большее количество продуктов, чем это необходимо для удовлетворения собственных потребностей человека. Такие излишки создают основу для развития обмена.
На начальных его этапах обе стороны получают путем обмена блага, непосредственно им потребные, но в обмене отсутствует еще понятие стоимости. С ростом производительных сил, с развитием и специализацией производства такое положение, при котором обе стороны обладали бы тем, что каждой из них в данное время необходимо, становится редкостью. Между тем, в обменном обороте циркулируют и выделяются такие сравнительно редкие блага, которые оказываются в большей или меньшей мере всем нужными, - ряд предметов, пользующихся постоянным спросом. При таких условиях сторона готова принять в обмен не то, что ей сейчас непосредственно требуется, а такой предмет, который всегда находит себе спрос и сможет быть обменен на нужный. Так возникают орудия обмена, т.е. предметы, принимаемые в обмен не для непосредственного потребления, а для дальнейшего обмена.
С развитием труда возникает и входит в обмен понятие стоимости. В обороте выделяются предметы соединяющие в себе качества, функции и орудия обмена, и мерила стоимости (раковины, различные изделия, определенные количества некоторых вещей, например, мешочки соли и т.д.). Весьма распространенными «живыми деньгами» были рогатый скот, верблюды, овцы, лошади. Отсюда в ряде языков слово «скот» стало обозначать «деньги». С распространением металлов они становятся особо ходкими предметными деньгами, фигурируя либо в виде слитков, брусков, прутьев и проволоки, либо в виде изделий, например, колец, топориков. Предметными деньгами становятся мешочки золотого песка, но наибольшее значение приобретает золото в слитках.
Усиливается значение мест для обмена между различными племенами или общинами - базаров и соответствующих мест обмена в среде одной большой общины - рынков.
Развивается и индивидуальная торговля. На экономической и общественной арене появляется новый, со временем приобретающий огромное значение, персонаж - гость-купец.
3.5. БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Мы рассмотрели развитие важнейших отраслей производительной деятельности первобытного человека, направленной на удовлетворение основной его потребности - потребности в пище. А как развивались другие стороны первобытного хозяйства, направленные на удовлетворение иных, с течением времени возникавших и нараставших потребностей человека?
Жилище
Основное назначение жилища - защита человека от неблагоприятных климатических или атмосферных явлений (холода, ветра, дождя, сырости воздуха и почвы).
Первоначальным жилищем первобытных людей были естественные, природой данные убежища (пещеры, дупла деревьев, а иногда и гнезда на деревьях). Затем появились первые искусственно сооруженные жилища. Наиболее ранние и примитивные из них - ветровой заслон, или щит из жердей, веток, коры (в теплом климате или в летнее время) и вырытая в земле яма, покрытая ветвями и землей (в холодном климате или в зимнее время). Великая Русская равнина не знала пещер. На ранний палеолит приходилось три фазы последнего оледенения, поэтому растительность была представлена только кустарниками. В условиях отсутствия строительных материалов возникла «мамонтовая архитектура». Для сооружения землянки в 20 кв. м требовалось 40-50 скелетов мамонтов. Черепа с бивнями, установленными над ямой, составляли арочные перекрытия, которые накрывались шкурами.
Из примитивных щита и ямы со временем развились следующие формы жилища:
• надземные, представленные шалашом или палаткой (собственно шалаш, чум кочевников Севера, вигвам индейцев, войлочная юрта скотоводческих народностей и т.п.);
• подземные, представленные землянками самых разнообразных видов.
Третья стадия в развитии жилища - появление дома. Жилище становится постоянным. Возникают стены и крыша как две самостоятельные части жилого сооружения. Размеры и формы этих жилищ разнообразны (длинные, круглые, прямоугольные и проч.). Легкие строительные материалы сменяются более тяжелыми (дерево, глина, камень, кирпич). Дверей и окон нет. Входное отверстие завешивается куском коры или циновкой, иногда оно труднодоступно.
Жилище отапливалось костром или очагом, располагавшимся сначала в центре, позже - у стены. Над ними - дымовое отверстие. За отсутствием окон оно было единственным источником естественного освещения. Рано возникли искусственные формы освещения (каменные жировые лампы, лучина, при передвижении ночами - факелы, «холодный свет» - плетеные фонарики, в которых на покрытый липким веществом древесный лист приклеивали светляков).
Одежда и обувь
Одежда возникла в ответ на потребность защитить тело от неблагоприятных атмосферных влияний (жары, холода) и насекомых. Самые ранние элементы одежды: пояс, плащ, передник, юбка
(ее носили как женщины, так и мужчины). Материал для одежды разнообразен и зависит от местных условий (шкуры, солома, листья, тростник, птичьи шкурки и др.).
Обувь имела меньшее распространение, чем одежда. Она появлялась скорее в особых местных условиях: в холодном климате или в условиях каменистой почвы. Материал для нее: шкура или кожа, реже дерево, лыко, войлок, шерсть.
Головной убор возникает в некоторых местностях именно как украшение (отсюда его название). В суровом же климате он - неотъемлемая часть одежды.
Чтобы отгонять мух, употребляли хвосты животных и куски материи. Это - прообраз нашего носового платка, первоначальным назначением которого был вовсе не уход за носом, а именно борьба с мухами.
Приготовление пищи
Первоначально и растительная пища, и мясо, и рыба употреблялись в пищу в сыромвиде. Когда человек овладел огнем, начались жарение и печение(на огне, на углях, в горячей золе, на раскаленных камнях). Примитивной печью была яма, обложенная камнями.
Первобытный способ приготовления жаркого таков: из цельной туши вынимаются внутренности, она начиняется раскаленными камнями, кладется в вытопленную яму-печь и засыпается землей. Через 1-2 часа жаркое готово.
Позже появилась варка пищи,сначала - в непроницаемых плетеных и деревянных сосудах при помощи раскаленных камней. Настоящая варка с кипячением воды на огне стала возможна лишь с изобретением глиняной посуды.
Довольно рано возникают и различные способы консервированияскоропортящихся продуктов путем их сушки, вяления, копчения, замораживания и др.
3.6. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗНАНИЯ И ВЕРОВАНИЯ
Особенности первобытного мышления
Первобытные люди еще не выделяли себя из окружающей природной среды и были глубоко интегрированы в свое социальное окружение. Их мышление не было отделено от эмоциональной сферы и отличалось большой образностью.
Следствием всего этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства.
Нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т.е. происхождения и сущности.
Мифологическая картина мира первобытного человека
Общая характеристика первобытной мифологии
Мифология (греч. mythos - сказание, предание; logos - слово, учение) - это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.
Вопрос о происхождении мифов - один из самых сложных и до сих пор не решенных наукой вопросов. Этнографические и археологические источники не дают прямого ответа на него. Поэтому суждения по данному вопросу неизбежно носят гипотетический характер.
На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.
Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что:
1. весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира;
2. уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др., - затрагивает широчайший, буквально «глобальный» круг коренных вопросов мироздания.
В первобытном обществе миф представлял основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифотворчество и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при котором жили народы - носители данной мифологии. Но причины появления мифов следует, по-видимому, искать и в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.
Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.
Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом: происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «начало» во времени. Объяснить устройство вещи - значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир - значит рассказать о его происхождении.
Функции первобытной мифологии:
1. систематизация знаний, превращение хаоса в космос;
2. объяснение реальных явлений в окружающей человека среде;
3. моделирование, создание некой новой, фантастической «высшей реальности», которая парадоксальным образом воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник и идеальный прообраз («архетип») жизненных форм;
4. регулирование социальных отношений, санкционирование существующего порядка в том понимании, которое свойственно данной культуре.
Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, различия между реальным и сверхъестественным не проводится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф - «правда», потому что он - осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно «надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 4039;