ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
Возникновение культуры и становление ее ранних форм осуществлялось параллельно формированию самого человека и человеческого общества. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целесообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах происхождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.
Вопрос о происхождении человека является мировоззренческой, а потому одной из самых спорных проблем, с древности волнующей умы и воображение людей. Научное решение этой проблемы предлагает антропология, в частности, такой ее раздел как антропогенез.
Антропогенез (ip. antropos - человек, genesis - возникновение) -процесс происхождения и развития человеческого рода.
В основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков). К важнейшим из них относятся:
1. признаки телесной конституции человека, включая развитость свойств тела и его отдельных органов (прямохождение, функции рук, головы, глаз, гортани и т.д.)
2. уровень организации функционирования мозга;
3. орудийная оснащенность человека (виды орудий труда, технологии их изготовления и использования),
4. степень развития языковой (речевой) способности и способы общения;
5. социокультурные факторы (виды хозяйственной деятельности, общинно-коллективные формы отношений, семья, практические знания, опыт, искусство, религия и т.п.);
6. развитие не психических и интеллектуальных способностей.
В отношении прямых предшественников нынешнего человека родословная, растянувшаяся на миллионы лет, располагает фактическими данными, относящимися лишь к последним сотням тысяч лет.
Конечно, довольно странно, что мы так мало знаем о наших ближайших предках. Но нельзя надеяться восстановить всю историю человечества за один век исследований. В ней еще много белых пятен, но они будут заполнены - ведь впереди еще сотни лет исследовательской работы.
Приведенная далее таблица содержит наиболее обобщенные сведения об основных этапах антропогенеза:
Время (лет назад) | Биологический или антропологический тип | Основные черты эволюции |
22-6 млн. | Биологические предки людей -человекообразные обезьяны | • по облику, среде обитания, образу жизни близки к современным шимпанзе; • совершили переход от древесно-наземного к исключительно наземному образу жизни; • перейдя на землю, не могли уже существовать без использования различных природных объектов в качестве орудий (для охоты и защиты от хищников). |
Более 5 млн. | Предлюди -австралопитеки | • прямохождение; • высвобождение передних лап от функций передвижения и превращение их в руки; • увеличение объема головного мозга; • систематическое использование камней, палок и костей для охоты и защиты от хищников. |
2,5-2 млн. | Антропологические предки -«человек умелый» (homo habilis) | • морфологически мало отличались от австралопитека; • всеядны; • обладали способностью к труду: изготовляли примитивные каменные орудия с помощью техники, не требующей мышления (разбивание); • отсутствие мышление, языка, воли. |
Около 1 млн. | Древнейшие люди - «человек выпрямленный» (homo erectus) | • сознательно изготовляли ручные рубила, об рабатывая камни с одной стороны; • пользовались самовозгорающимся огнем • и поддерживали его в течение длительного • времени; • формировались мышление, язык, воля. |
150-35 | Древние люди | • похожи на современного человека, но имел |
гыс. | (?)- | более тонкую кору головного мозга; |
неандертальцы | • изготовляли разнообразные орудия труда; • сам добывали огонь; • появились начатки верований. | |
35-30 | «Человек разум- | • завершилось биологическое формирование |
гыс. (?) | ный» (homo | современного человека; |
sapiens) | • возникли расы и сложились первичные этнические различия. |
Социогенез
Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, основанную на совместном добывании пищи и взаимной защите от внешних опасностей. Человек того времени был мало обеспечен средствами существования, их добыча носила случайный характер. Поэтому не могло быть сколько-нибудь прочной и постоянной человеческой группы. В разных местностях, в зависимости от возможностей пропитания, сезона и прочих обстоятельств возникали более или менее крупные группы, которые могли распадаться и вновь скапливаться, изменяясь в своем составе.
Первобытное стадовозглавлялось вожаком, скорее женщиной, чем мужчиной. Начальное состояние брака - промискуитет(лат. рго-miscuus - всем доступный) - беспорядочные половые отношения. Со временем стихийно возникло первое ограничение - исключение из полового общения потомков и их прямых наследников (родителей - детей И внуков).
Первобытная эпоха явилась исторически первым, ранним типом производственных отношений. Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства.Низкий уровень развития производительных сил обусловил необходимость общего, коллективного труда, который привел к общей, коллективной собственности как на средства, так и на продукты производства. Частной собственности не существовало, как не существовало ни общественного неравенства, ни классов.
Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллектива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков. Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.
Род - это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии, осознающих себя потомками одного предка (реального или мифического) и носящих общее родовое имя.
Родовой строй прошел в своем развитии два этапа: матриархат (лат. mater - мать, греч. arche - начало) и патриархат (лат. pater - отец, греч. arche - начало). Матриархат и патриархат представляли собой две последовательные универсально-исторические формы организации родового общества, два периода первобытной истории.
Род возник как материнский род. Брак вступил в новый этап своего развития. Появилось новое ограничение: муж и жена всегда должны были принадлежать к разным половинам рода. Таким образом, из брачных отношений исключались братья и сестры (дуальная экзогамия). Однако брак продолжал быть групповым. Отец ребенка оставался неизвестным. Отцовство в общественном смысле не осознавалось и никакой роли не играло. Родство велось по женской, а не по мужской линии.
Различают ранний матриархат, когда женщина играла равнозначную с мужчиной роль в общественном производстве, что обусловливало ее общественное равноправие, и развитый матриархат, когда женщина занимала доминирующее общественное положение. Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группового к парному.
В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост производительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущественно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охотой, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству - важнейшее основание перехода от матриархата к патриархату.
На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.
Общий подъем производительных сил, наступление века металлов, развитие всех отраслей производительной деятельности и развитие на этой почве торгового обмена и ремесла, - все это с необходимостью влекло за собой глубокие изменения в недрах самого общества, привело к распаду первобытнообщинных форм и отношений.
Еще со времени парного брака и затем с возникновением моногамии в составе большой семейной общины созревает и постепенно дифференцируется новая общественная ячейка - индивидуальная, или малая, семья, состоящая только из родителей и их детей. Эти малые семьи начинают создавать свое отдельное хозяйство и имущество, становятся отдельной, если не производящей, то потребляющей хозяйственной единицей.
Решающее выражение приобретает этот процесс распада семейной общины в образовании новой великой экономической силы - частной собственности. Первой формой частной собственности стала собственность на землю, появление которой сразу же породило и частную собственность на все основные орудия производства, сырье, материалы и прочее.
Борьба между большой и малой семьей за землю (между главами больших и малых семей), длящаяся поколениями, разрушает семейный коллективизм и демократизм. Глубокие противоречия, создавшиеся в общине, разрешаются в конце концов ее распадом, выделом отдельных малых семей или полным разделом большой семьи, вместе с разделом всего имущества. Малая семья взрывает большую, становится на ее место основной хозяйственной и общественной ячейкой.
Появляется рабство. Его начальным источником стал захват пленных в ходе междуплеменных столкновений. С развитием хозяйственных отношений внутри общины возникает имущественный и денежный заем. Неоплата займа ведет к личной зависимости и кабале. Так появляется новый источник рабства, к которому присоединяется и купля-продажа. Труд рабов использовался не только для удовлетворения непосредственных потребностей собственников, но и для производства товаров.
Возникает имущественная дифференциация семей внутри рода. На смену первобытному равенству родовой общины приходит имущественное неравенство. Вслед за разделением общества на классы свободных и рабов зарождается новое социальное разделение на богатых и бедных.
Аналогичная дифференциация имеет место и внутри племени, между родами. Возникающие противоречия ведут к международным столкновениям (поводы: споры из-за земли, убийства, похищения женщин, вообще любые посягательства на права и неприкосновенность рода).
Наиболее зажиточные, «старшие» семьи образуют племенную аристократию. Она стоит во главе племени, вершит все его дела, определяет состав племенного совета. Соответствующим образом выдвигается и поддерживается глава племени, позднее становящийся наследственным.
Связь, на которой было построено и искони основывалось единство как рода, так и племени, связь по родству падает, теряет свою силу. Чувства и отношения родства отступают перед противоположностью
экономических и общественных интересов. В результате родовая община распадается.
Общность интересов нередко приводила к образованию союзов племен, которые стояли на пороге образования государства. Эти племенные отношения таили в себе весьма важные последствия - процесс смешения, ассимиляции и стирания племен как таковых и образования новой общественной формы - народности.
3.3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ
За многотысячелетнюю историю первобытное общество прошло стадии зарождения, формирования, расцвета и разложения. Важное значение для понимания появления и развития культуры имеет периодизация первобытности. В основу таких периодизаций обычно кладут изменения в типах орудий труда и основного материала для их изготовления или перемены в социальной организации. Поскольку и то, и другое, в конечном счете, между собой связано, предлагаем сводную таблицу.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 8520;