Семиотический подход Ю.М. Лотмана
К структурализму относят также тартусско-московскую школу,долгое время возглавляемую выдающимся отечественным литературоведом Юрием Михайловичем Лотманом(1922-93 гг.), одним из создателей литературоведческого структурализма.Важнейшее место знакового аспекта культуры в структурализме обусловило тесную связь структурализма с семиотикой- наукой о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой коммуникации. Предметом семиотики являются виды знаков, их взаимоотношение, способы понимания и истолкования. Как самостоятельная область наук о культуре семиотика возникла в 50-х гг. и опиралась на достижения структурализма, кибернетики и теории информации.
Семиотический подход к культуре заключается в ее понимании как знаково-символической системы, выражающейся в определенных текстах, в скрытой форме несущих самую разнообразную информацию. Зная определенные символы - знаки можно верно интерпретировать текст, реконструировать скрытый смысл. Если немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945) трактовал культуру как «символическую вселенную», то Лотман разработал понятие семиосферы.Он определял культуру как систему «социальных кодов», которая позволяет накапливать, хранить и передавать «совокупность ненаследственной информации», т.е. фактически отождествлял ее с языком. Круг научных интересов Лотмана простирался от древнерусской литературы до языка кино и мультипликации, в центре же всегда оказывалась любимая эпоха конца XVIII - начала XIX века. Даже теоретическая разработка структурализма в литературоведении и семиотики в культурологи были ему необходимы, прежде всего, как способ познания истории, истории культуры и истории литературы.
Семиосфера, в понимании Лотмана, предельно широкое понятие, не только включающее в себя весь комплекс знаковых систем, но охватывающее всю сферу универсальной знаковой деятельности вообще. Семиосфера Лотмана - это культура, понимаемая как семиотическая, знаковая система, как сфера коммуникации индивида с социумом, осуществляемой знаковыми средствами, т.е. как сфера языковая. Предметом исследования стала «семиотика культуры» - структурное описание знаковых средств культуры (прежде всего искусства).
Представители тартусско-московской школы исследовали историко-типологические проблемы «семиосферы» на материале русской культуры, семиотическому анализу были подвергнуты в том числе искусство, русская литература.
Постмодернизм
В 60-70-х гг. XX в. в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом». Термин начали широко применять в 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».«Постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может -в манере коллажа. Лиотар считает, что постмодернизм «вспоминает» свой культурный анамнез подобно пациенту во время психоаналитического сеанса. Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории XX в. Уже в начале столетия усиливается процесс ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой (общий смысл искусства, назначение художника, художественный материал и т.д.). Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. В середине века целый ряд процессов характеризует «возврат» культуры: ортодоксальное христианство, эстетизм, мощные государственные оболочки и т.д. И, в результате, культура уходит от диалога в сторону передразнивания. Отражение этих явлений находит свое выражение в искусстве постмодернизма. Он органично вписывается в леворадикальную тенденцию эстетического бунтарства, созвучен идеям новой сексуальности и новой чувственности. Постмодернизм становится символом внешней виртуозности и умелой имитации. Центральной становится проблема «дилетантизма в искусстве».
Таковы наиболее крупные школы и выдающиеся концепции, оказавшие значительное влияние на разработку всей проблематики культурологии и определившие последующее развитие культурологической мысли. Думается, ЧТО непредвзятость анализа, ненавязывание «правильных» идей и направлений, отсутствие чрезмерного критицизма позволит студентам самостоятельно воспринять тс или иные мысли культурологов позитивно или негативно, что неизбежно натолкнет на индивидуальный поиск, даст материалы для самостоятельных размышлений.
Вопросы для повторения:
1. В чем отличие античного восприятия культуры от теологического, средневекового?
2. В чем заключается смысл понятия «возрождение»?
3. Когда в истории культуры сформировались принципы натурализма, рационализма исторического оптимизма, вера в прогресс?
4. В чем заключается критика классического образа культуры?
4. Каковы основные положения марксистской концепции культуры?
5. В чем новизна концепции Н.Я. Данилевского?
6. Каковы взгляды О. Шпенглера на культуру и цивилизацию?
7. Назовите объекты анализа П. Сорокина и А. Тойнби.
8. Каков ответ К. Ясперса на вопрос «единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур»?
9. Кто разработал понятие «семиосферы»?
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 5192;