II. Неомарксистский подход. Досуг - сфера, которая зависит от распределения властных, экономических и культурных ресурсов в обществе.
Истоки – теория К. Маркса.Под свободным временем К. Маркс понимал время, необходимое индивиду «...для образования, интеллектуального развития, выполнения социальных функций, товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил...», называл его величайшей производительной силой. Досуг (наряду со «временем для более возвышенной деятельности») составной частью входит в общий объем свободного времени.
В 1980-х годах представители неомарксизма - А. Грамши, Дж. Кларк и Ч. Критчер - пришли к выводу о том, что капитализм формирует природу как трудовой, так и досуговой деятельности. Под прикрытием необходимости сохранения общественного порядка, государство навязывает индивидам необходимые способыпроведения досуга. Досуг постепенно подчиняется государству и капиталистическому строю, теряя элементы свободы и выбора. Досуг имеет классовый характер, так как выбор досуговой деятельности зависит от доступа к неравномерно распределенным в обществе ресурсам. Досуг отражает социальное разделение общества. Именно посредством досуга социальное неравенство утверждается в обществе.
Франкфуртская школа критической теории (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Л. Ловенталь, Э. Фромм) уделяла особое внимание изучению влияния массовой культуры на индивида и общество в целом. «В основе досуга лежат средства массовой культуры и массовой коммуникации, которые являются важными агентами социализации и проводниками политических идей, используются в целях воспроизводства существующего общественного порядка. Более того, индивиды во время проведения своего досуга вынуждены выбирать из того, что предлагается производителями массовой культуры. Как результат – досуг служит интересам капитала через создание потребительского спроса, а увеличение объема свободного времени ведет к росту потребления, расширяя влияние массовой культуры и возможности осуществления контроля над рабочими.
При этом Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе обнаружили тенденциюиндустриализациии и технизации культуры. Понятие «культурные индустрии» впервые используют для обозначения новых форм и технологий культурной деятельности, таких как телевидение, телевизионные технологии, компьютерная техника, видео- и аудиотрансляции. Индустриализация и технизация культуры упростила социальные отношения до уровня «передатчик-получатель», «передатчик – потребитель», способствовала возникновению нового баланса между теми, кто обладал властью, и потребителями «продуктов».
Ученые констатируют смену ценностных ориентаций, их перемещение с труда на массовое потребление и развлекательный досуг. Необходимость снятия напряжения между искусственно созданными изображениями и обыденной действительностью изменяет характер проведения досуга: он выводится из камерного, индивидуально ориентированного, локального пространства в пространство, ориентированное на массы. Что примитивизировало и унифицировало проведение досуга. «Разрушение традиционных норм и ценностей, преобладание потребительских настроений, распространение элементов упрощенной массовой культуры существенным образом трансформируют пространство досуга, делая досуговые практики порой бессодержательными, а иногда и социально опасными.»
III. Символический интеракционизм: досуг - конструкт, в основе которого лежит социальное взаимодействие и интерпретационные схемы индивидов. Любое социальное действие несет в себе скрытые смыслы, раскрывая которые индивиды способны ориентироваться в социальном пространстве.
Досуг не одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.
Дж. Р. Келли, концепция «рамки жизненного курса» («life-course framework»): досуг представляет собой часть культуры, тот социальный контекст, в рамках которого индивиды самоопределяются. И. Гоффман также отмечал важность досуга в процессе конструирования личной идентичности через использование таких «реквизитов», как одежда, прическа и т.д. Автор говорит о театрализации, спектаклизации общественной жизни: каждый индивид готовится к выходу на авансцену, стремясь представить идеализированную картину самого себя, скрывая то, что публике не следует о нем знать.
В книге «Философия Отдыха и Досуга» Дж. Б. Нэш описал концепцию досуга, основанную на иерархии смыслов досуга и их значении для индивидуума и общества. Время досуга, потраченное разумно, приносит пользу и индивидууму, и обществу. Время, потраченное в творческой деятельности (музыка, искусство, хобби, образование, помощь общине), более полезно, чем такие развлечения, как телевидение, радио, просмотр спортивных состязаний или другие пассивные виды проведения времени. Результаты досуга - счастье, удовольствие, творческое выражение, возможность саморазвития и самореализации, достижение цели, эксперимент, приключение и чистое удовлетворение.
Предпочтения в проведении досуга тесно связаны с типом личности. Один из первых шагов в изучении разумного использования досуга — понимание того, что выбор каждого человека индивидуален.
Роберт Стеббинс (Канада) выделяет «обычный» (casual leisure), «серьезный» (serious leisure) и «проектный» (project-based leisure) досуг. 1) «Серьезный досуг» - деятельность любителя (amateur), человека, увлеченного хобби (hobbyist), волонтера, участвующего в общественной деятельности. Особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется на регулярной основе, требует специальных навыков и знаний и обеспечивает индивиду определенные вознаграждения. Две группы вознаграждений: а) персональные (самоактуализация, обогащение знаниями, самовыражение, рекреация) и · б) социальные (установление и поддержание социальных контактов, чувство причастности к общему делу). |
Часто «серьезный досуг» выступает центральной составляющей самоидентификации индивида и основой для формирования чувства принадлежности к социальной группе — сообществу единомышленников. Именно эти характеристики отличают принципиальным образом «серьезный досуг» от «обычного».
2)«Обычный досуг» — это деятельность, которая не требует особых навыков и умений и приносит немедленное удовлетворение. Главная особенность - гедонистический характер досуга (обеспечение немедленного удовольствия). Радость и наслаждение выступают основными мотивами вовлечения индивида в этот вид досуговой деятельности. Примеры - игра, отдых, релаксация от физической или интеллектуальной нагрузки, пассивные и активные развлечения, общение, сенсорная стимуляция; наиболее распространенные массовые формы проведения свободного времени: просмотр различных медиа, встречи с друзьями, посещение спортивных и развлекательных мероприятий, шопинг. (С. 21)
3) «Проектный досуг» - краткосрочная, однократная или окказиональная (случайная) творческая деятельность, требующая планирования и задействующая в определенной степени специализированные навыки и знания, как, например, подготовка медиапрезентации для большого семейного торжества. «Проектный досуг» ограничен во времени и, как правило, не занимает все свободное время индивида. Вместе с тем «проектный досуг» приносит похожие персональные и социальные вознаграждения, как и «серьезный досуг», — глубокое удовлетворение, самопрезентацию, чувство успеха от совместной выполненной работы, поддержание и укрепление группового единства.
По мысли Стеббинса, в условиях современного общества роль «серьезного досуга» и «проектного досуга» радикальным образом возрастает. Это обусловлено в первую очередь изменением социальной организации труда: размыванием прежней стабильной формы занятости, широким распространением различных видов краткосрочной занятости и гибкого трудоустройства, ростом продолжительности жизни и увеличением пенсионного периода жизни. Несмотря на то что «серьезный досуг» не служит основным источником финансовых доходов и не обеспечивает благосостояние, он во многом перенимает прежние функции труда как основного смыслового компонента жизни. Благодаря занятиям «серьезным досугом» и общению в сообществе единомышленников индивид осознает и реализует свою причастность к коллективным сообществам.
3.2. Современные зарубежные культурологические концепции досуга
Современная культурология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые опираются на макросоциологические и психологические теории. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:
1) временного пространства. Количественная модельрассматривает досуг как время, остающееся после работы. Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временного пространства возникла в XIX в. Данная концепция является наиболее распространенной. Утверждает, что все пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей, таких, как работа, сон, уход за собой, домашняя работа, уход за детьми. Значит, досуг - временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека, это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению;
2) пространства социальной жизни человека;
3) непосредственного опыта (Дж.Келли, Дж.Нейлингер). Досуговая социализация есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний;
4) вида деятельности:разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил; как реализация в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности; как развитие (Д.Дюмазедье, Д.Шивере). Терапевтическая модель рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структура человека. Как релаксацию и восстановление сил после труда;
5) психологического состояния. Психологическая концепция рассматривает досуг в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека, т.е. с точки зрения восприятия. Как созерцание, удовольствие. «Досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида». Подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досуговым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг;
6) внешней формы проявления творческого начала.Гуманистическая модель: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение;
7) цели жизни и идеала (характерно для современного Китая.). Экзистенциальная теория рассматривает досуг как состояние бытия, свободы, как условие существования человека. Досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг - это действие в окружающем мире возможностей;
8) одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью: как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни. У Дж.Шивере на первом месте стоит функция рекреации;
Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных социальных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики.
Институциональная модель уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Изучает различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики; соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы. Г. Беккер рассматривает досуг как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья). С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Дж. Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу».
Политическая теория (Т.Веблен, П.Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения. Неомарксисты (см.)
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3799;