Концепция К. Леви-Строса
Основателем структурной антропологии считается француз Клод Леви-Строс (1908-90 гг.). Его идеи можно рассматривать как базовые для трактовки темы «униформность и многообразие в культуре». Леви-Строс использует методы структурной лингвистики при воссоздании системы символов, содержательно отражающих структуру культуры во всем многообразии ее элементов. На громадном эмпирическом материале Леви-Строс изучает соотношение биологического и социального в поведении человека, указывает на определяющее значение формальных социальных институтов (брака, родства, и т.п.) во взаимодействиях между людьми внутри сообщества. Структурный метод был успешно использован Леви-Стросом при изучении первобытных племен. В самом общем виде можно сказать, что Леви-Строс попытался отыскать в древнейших мифах универсальные структуры управления обществом. По Леви-Стросу, в мифах проявляется врожденная человеческая способность к систематической абстракции реального опыта, установлению взаимосвязи между его элементами. Он представляет миф как структурное образование, связывающее языковой пласт культуры сее более общим уровнем, непосредственный социальный опыт с его символическим выражением. Формы религиозных верований, ритуалы, термины родства, мифология были проанализированы им как специфические языки.Основной вывод, сделанный Леви-Стросом в результате применения структурного метода, - утверждение «сверхрационализма»(гармонии чувственного и рационального мировосприятия в его понимании) как универсальной категории для любой культуры, однако утраченной современной цивилизацией, и в настоящее время присущей только первобытному мифологическому мышлению. Леви-Строс занимает выдающееся место среди исследователей, которые считают, что в бытии человека различные культуры, выражающиеся в поведении, языковых образцах, мифах, обнаруживают общие для всех базисные структуры человеческой жизни.
Наибольших успехов структурализм достиг при работе с конкретными культурными текстами, однако уже к 70-м гг. кризис структурализма как метода стал осознаваться самими структуралистами. Акцентирование знакового аспекта культуры привело к тому, что за рамками познания оказался сам человек как субъект культуры, в ходе структурного анализа культурных текстов "выпал" "контекст", т.е. учет воздействия конкретно-исторической обстановки на создание самих текстов, влияния мировоззренческих позиций авторов текстов и т.д.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 2669;