Тигр и Евфрат -это еще и библейские реки. 1 страница

В Книге бытия читаем (2, 8-17): «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал. И произ­растил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни среди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золо­то; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя вто­рой реки Тихон [Геоан]: он обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хидеккель [Тигр]: она протекает перед Ассириею. Четвертая река Ев­фрат. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Из четырех названных рек известны только две -Тигр и Евфрат. О том, что такое Тихон и Фисон, спорят до сих пор.

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледелия. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, зани­мавший среднюю часть, несколько отличались в климатическом отно­шении. В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма не рас­тет в диком виде.

Естественные богатства в Месопотамии не велики. Жирная и вяз­кая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьем в руках пер­вобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, делали особо проч­ный материал, который заменял камень, редко встречающийся в юж­ной части Двуречья.

Небогат и растительный мир. Древнейшее население акклиматизи­ровало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяй­ственной жизни имели финиковая пальма и тростник. Древние надписи и изображения указывают на то, что здесь были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились ов­цы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, ко­торые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, гак и в Аккаде.

Древнейшие государства

Культура Месопотамии, возникшая не позднее IV тыс. до н.э. в бассейне рек Тигр и Евфрат, - это результат творчества многих наро­дов. Древние государства Месопотамии — Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.В их городах находились дворцы царей и культовые со­оружения, жилища земледельцев и ремесленников. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им опосредованно, через царя, последний был его земным подобием.Если народ одного города завоевывал другой, то божество покоренного считалось подчиненным божеству завоевателей, а разрушение храма было равносильно полити­ческому уничтожению города. При образовании крупных держав бог-покровитель политического и культурного центра, вокруг которого протекало объединение, становился верховным богом, отцом всех бо­гов. Царь в качестве верховного жреца мог непосредственно общаться с богами, в тайны которых он был посвящен. По представлениям этой культуры царь- исполнитель воли богов, передавшихв его ру­киMe — священные законы. Его долг заключается в установлении на земле порядка и в том, чтобы, согласно таким понятиям, как мудрость, справедливость, доброта, героизм, вершить правосудие.

Шумерская цивилизация

Шумерская культура (наряду с египетской) - древнейшая культу­ра, дошедшая до нас в памятниках собственной письменности. Она оказала существенное влияние на народы всего библейско-гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Ев­ропа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не толь­ко Двуречья, но и явилась, в определенном смысле, духовной опорой иудео-христианского типа культуры.

Современная цивилизация делит мир на четыре сезона, 12 месяцев, 12 знаков зодиака, измеряет минуты и секунды шестью десятками. Впервые мы находим это у шумеров. Созвездия имеют шумерские именами, переведенные на греческий или арабский языки. Первая шко­ла, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс.

Иудеи, христиане и мусульмане, обращаясь к тексту Священных писаний, читают истории об Эдеме, грехопадении и потопе, о строите­лях Вавилонской башни, языки которых смешал господь, восходящие к шумерским источникам, обработанным еврейскими богословами. Из­вестный из вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирий­ских источников царь-герой Гильгамеш - персонаж шумерских эпи­ческих поэм, повествующих о его подвигах и походах за бессмертием, почитался как бог и древний правитель. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех час­тях древнего региона.

Хронологические рамки

Принятая в настоящее время хронология такова:

Протописьменный период (XXX-XXVIII в. до н.э.). Время прихо­да шумеров, возведение первых храмов и городов и изобретение письменности.

Ранннединастический период (XXVIII-XXIV в. до н.э). Форми­рование государственности первых шумерских городов: Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Становление основных институтов шумер­ской культуры: храм и школа. Междоусобные войны шумерских правителей за превосходство в регионе.

Период династии Аккада (XXIV-ХХП в. до н.э). Становление единого государства: царство Шумера и Аккада. Саргон I основал столицу новой державы Аккад, объединившей в себе обе культур­ных общности: шумеров и семитов. Правление царей семитского происхождения, выходцев из Аккада, Саргонидов.

Эпоха кутиев. На шумерскую землю нападают дикие племена, ко­торые управляют страной в течение столетия.

Эпоха III династии Ура. Период централизованного управления страной, засилья учетно-бюрократической системы, время расцве­та школы и словесно-музыкальных искусств (XXI-XX в. до н.э). 1997 г. до н.э. - конец шумерской цивилизации, погибшей под ударами эламитов, но основные институты и традиции продолжа­ют существовать до прихода к власти вавилонского царя Хамму-рапи (1792-1750 гг. до н.э).

Приблизительно за пятнадцать веков своей истории Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письмен­ность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.

Структура государства

Определяющей для истории страны явилась организация сети ма­гистральных каналов, которая просуществовала без коренных измене­ний до середины второго тысячелетия. С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств - города. Они возникли на месте первоначальных земледельческих поселений, которые концен­трировались на осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у бо­лот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия.

В одном округе возникала три-четыре связанных между собой го­рода, но один из них всегда был главный (уру).В нем был админист­ративный центр общих культов. По-шумерски этот округ называлась ки(земля, место). Каждый округ создавал собственный магистральный канал и, пока он поддерживался в надлежащем состоянии, существовал как политическая сила сам округ.

Центром шумерского города был храм главного городского бо­жества.Верховный жрец храма стоял и во главе администрации и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий. Эти храмовые склады были необходимы на случай неурожая или войны, их ценности служили обменным фондом в торговле и, что самое главное, для совершения жертвоприношений. В храме впервые появилась пись­менность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв.

Месопотамский округ, ки (ном, по аналогии с египетской террито­риальной единицей), город и храм являлись основными структурны­ми подразделениями, которые играли важную политическую роль в истории Шумера. В ней же можно выделить четыре отправных эта­па: соперничество между номами на фоне общеплеменного военно-политического союза; семитская попытка абсолютизации власти; захват власти кутиями и паралич внешней активности; период шумеро-аккадской цивилизации и политическая гибель шумеров.

Система власти

Если говорить о социальной структуре шумерского общества, то оно, как и все древнейшие общества, делится на четыре основные страты: земледельцы-общинники, ремесленники-торговцы, воины и жрецы. Правитель (эн, господин, обладатель, или энси) города в

начальный период истории Шумера сочетает функции жреца, военного вождя, главы города и старейшины общины. В его обязанности входи­ло: руководство культом, особенно в обряде священного брака; руко­водство строительными работами, особенно ирригационными и по строительству храмов; предводительство войском, состоящим из лиц, зависимых от храма и собственно от него; председательство в собра­ниях общины и в совете старейшин. Эн и знать (начальник храмовой администрации, жрецы, совет старейшин) должны были спрашивать разрешения на определенные действия у собрания общины, состоявше­го из «юношей города» и «старцев города». Со временем, по мере кон­центрации власти в руках одной группы, роль народного собрания со­шла на нет.

Кроме должности главы города, из шумерских текстов известен титул «лугаль» («большой человек»), который переводят как царь, хо­зяин страны. Первоначально это был титул военного вождя. Он выби­рался из числа энов верховными богами Шумера в священном Ниппу-ре с использованием специального обряда и временно занимал поло­жение хозяина страны. Позднее царями становились не по выбору, а по наследству, при сохранении ниппурского обряда. Таким образом, один и тот же человек был эном какого-то города, и лугалем страны, так что борьба за царский титул шла на протяжении всей истории Шумера.

Во времена господства кутиев ни один эн не имел права носить титул, так как лугалем называли себя захватчики. А ко времени III ди­настии Ура эн (энси) были чиновниками городских администраций, подчинявшимися воле лугаля. Но, видимо, самой ранней формой правления в шумерских городах-государствах было поочередное прав­ление представителей соседних храмов и земель. Об этом говорит и тот факт, что сам термин для срока правления лугаля означает «очередь», и, кроме того, некоторые мифологические тексты свидетельствуют об очередности правления богов, что также может служить косвенным подтверждением данного вывода. Ведь мифологические представления являются непосредственной формой отражения общественного бытия. На нижней ступени иерархической лестнице стояли рабы (шум. «спу­щенный»). Первыми в истории рабами были военнопленные. Их труд использовался в частных хозяйствах или в храмах. Пленный становил­ся ритуально убитым и был частью того, кому принадлежал.

Гильгамеш

Двумя главными центрами Южного Двуречья с начала раннедина-стического периода были Киш и Урук. Урук стал центром военного союза городов. Древнейшими надписями, дошедшими до нас, являются надписи в три-четыре строчки кишекого лугаля: «Энмебарагеси, лугаль Киша».

Согласно легенде, сын этого древнего правителя, Агга, ставший-участником первой известной из эпических текстов войны между горо­дами, через своих послов потребовал (на правах старшего), чтобы Урук принял участие в ирригационных работах на территории Киша. Прави­тель Урука эн Гильгамеш, как это положено, просил совета у собрания. Совет старейшин предложил Гильгамешу примириться и исполнить требование Киша, но совет воинов («юноши города») настоял на об­ратном. Решено было отказать старшему и начать поединок за право старшинства. Получив отказ, войско на ладьях спустилось вниз по Ев­фрату и начало осаду Урука, закончившуюся поражением Киша. Агга был взят в плен и назначен смотрителем строительных работ в Уруке, которые теперь должны были происходить с участием жителей Киша.

Гегемония Урука и воцарение Гильгамеша (пятый правитель I ди­настии Урука) - самые яркие события ранней истории, послужившие основой для мифо-эпических сказаний о походах Гильгамеша за бес­смертием, которое не суждено богами. Гильгамеш стал лугалем в ре­зультате неповиновения и вооруженного сопротивления, не пройдя священного обряда в Ниппуре и не получив права на воцарение. Но, очевидно, вскоре после смерти он был обожествлен. В «царском спи­ске» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая лич­ность (продолжительность его правления сто двадцать шесть лет). Ран­ние песни и сказания о Гильгамеше появились в III тыс. до н.э. Они за-писаны клинописью на шумерском, аккадском, хурритском, хеттском языках.

Клинопись

Предпосылки для возникновения письменности создаются в VII-V тыс. до н.э, когда появляется «предметное письмо». На территории Ме­сопотамии археологами были найдены мелкие предметы из глины и камня геометрической формы: шарики, цилиндры, конусы, диски. Воз­можно, это были счетные фишки. Цилиндр мог означать «одну овцу», конус - «кувшин масла». Счетные фишки стали помещать в глиняные конвертики. Чтобы «прочитать» помещенную там информацию необ­ходимо было разбить конвертик. Поэтому со временем на конвертике стали изображать форму и число фишек. По мнению ученых, именно таким образом произошел переход от «предметного письма» к первым рисунчатым знакам на глине - к рисунчатому письму.

Письменность возникает в конце IV тыс. до н.э в Месопотамии, Египте и Эламе. В Двуречье письменность изобрели Шумеры. Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука. Они представляли из себя пиктограммы - знаки рисунчатого письма. Пона­чалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иерог-лифику. Но на глине трудно изображать достаточно быстро реальные предметы, и постепенно пиктографическое письмо превращается в аб­страктную клинопись (вертикальные, горизонтальные и наклонные черточки). Каждый знак письменности представлял собой комбинацию из нескольких клинообразных черточек. Эти черточки оттискивались трехгранной палочкой на табличке из сырой глиняной массы, таблички высушивались или, реже, обжигались подобно керамике.

Клинопись состоит из примерно 600 знаков, каждый из которых может иметь до пяти понятийных и до десяти слоговых значений (сло­весно-слоговое письмо). До ассирийского времени при письме выделя­лись только строки: не было словоразделов и знаков препинания. Письменность стала великим достижением шумеро-аккадской культу­ры, была заимствована и развита вавилонянами и широко распростра­нилась по всей Передней Азии: пользовались клинописью в Сирии, Персии и других древних государствах, ее знали и использовали еги­петские фараоны.

Глиняные таблички

В настоящее время известно около полумиллиона текстов - от не­скольких знаков до тысяч строк. Это - хозяйственные, административ­ные и правовые документы, хранившиеся во дворцах запечатанными в глиняных сосудах или наваленными в корзинах. Тексты религиозного содержания находились в школьных помещениях. К ним прилагался

каталог, в котором каждое произведение называлось по первой строч­ке. Строительные и посвятительные царские надписи находились в не­доступных сакрально выделенных местах храмов.

Памятники письменности можно разделить на две большие груп­пы: собственно шумерские памятники письменности (царские надпи­си, храмовые и царские гимны) и шумероязычные постшумерские (тексты литературного и ритуального канона, двуязычные шумеро-аккадские словари). В текстах первой группы фиксируется повседнев­ная идеологическая и экономическая жизнь: хозяйственные отношения, отчеты царей богам о проделанной работе, восхваление храмов и обо­жествленных царей как основы мирозданья. Тексты второй группы создавались уже не самими шумерами, а их ассимилированными по­томками, желающими узаконить преемственность трона, сохранить верность традиции.

Шумерский язык в постшумерское время становится языком храма и школы, а устная традиция, в которой мудрый человек называется «внимающим» (в шумерском языке «разум» и «ухо» есть одно слово), то есть умеющим слушать, а значит воспроизвести и передать, посте­пенно утрачивает свою сакрально-тайную, ускользающую от фиксации глубинную связь.

Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, сборник • медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца; первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника мы находим зафиксированными тоже у них. По мнению большинства ученых шумерский язык, язык древних египтян и жителей Аккада относятся к семито-хамитской языковой группе.

Картина мира

Шумерские представления о мире реконструируются из множества текстов разных жанров. Когда шумеры говорят о целостности мира, они употребляют составное слово: Небо-Земля. Изначально Небо и Земля были единым телом, из которого произошли все сферы мира. Разделившись, они не утратили свойств отражаться друг в друге: семь небес соответствуют семи отделам подземного мира. После отделения Неба от Земли начинается наделение божеств земли и воздуха атрибу­тами мирового порядка: Me- потенции, выражающие стремление сущ­ности обрести свою форму, внешнее проявление; судьба (нам)- то, что есть в своей форме; ритуал и порядок. Мир в течение года описывает круг, «возвращаясь на свое место».

Это означает для шумеро-вавилонской культуры всеобщее обнов­ление мира, которое предполагает возвращение «на круги своя», - это не только возвращение в прежнее состояние (например, прощение должников, освобождение преступников из тюрем), но и реставрация и переустройство старых храмов, издание новых царских указов и неред­ко введение нового отсчета времени. Причем эта новизна имеет смысл в контексте развития культуры на основе принципов справедливости и порядка. Из области седьмого неба спускаются в мир сущности (Ме) всех форм культуры: атрибуты царской власти, профессии, важнейшие действия людей, черты характера. Каждый человек должен максималь­но соответствовать своей сущности, и тогда он имеет возможность по­лучить «благоприятную судьбу», а судьбы могут даваться богами на основании имени или дел человека. Таким образом, цикличность имеет смысл коррекции своей судьбы.

Сотворение человека - следующий шаг в развитии мироздания. В шумерских текстах известны две версии происхождения человека: соз­дание первых людей из глины богом Энкии о том, что люди пробива­лись из-под земли, подобно траве. Каждый человек появляется на свет для работы на богов. При рождении ребенку давали в руки предмет: мальчик получал в руки палку, девочка - веретено. После этого младе­нец обретал имя и «судьбу людей», усердно выполнявших свой долг и не имевших ни «судьбы царя» (нам-лугаль), ни «судьбы писца».

Разные судьбы

«Судьба царя».В самом начале шумерской государственности царя выбирали в священном Ниппуре посредством магических проце­дур. В царских надписях упоминается о руке бога, выхватившего луга-ля из множества граждан Шумера. Впоследствии выборы в Ниппуре стали формальным актом и престолонаследие стало нормой государст­венной политики. Во время III династии Ура цари были признаны рав­ными богам и имели божественных родственников (братом Шульги был знаменитый Гильгамеш).

Иной была «судьба писца».С пяти-семи лет будущий писец учил­ся в школе («дом табличек»). Школа представляла собой большое по­мещение, разгороженное на две части. В первой находился класс, в ко­тором сидели ученики, держа глиняную табличку в левой руке, а тро­стниковый стиль в правой. Во второй части помещения располагался чан с глиной для производства новых табличек, которые изготовлял помощник учителя. Помимо учителя в классе присутствовал надзира­тель, бивший учащихся за любую провинность.

При школах составлялись тематические списки знаков. Нужно бы­ло правильно их писать и знать все их значения. Учили переводу с шу­мерского языка на аккадский и обратно. Ученик должен был владеть словами из обихода различных профессий (языком жрецов, пастухов, моряков, ювелиров). Знать тонкости певческого искусства и вычисле-пия. По окончании школы ученик получал звание писца и распределял­ся на работу. Государственный писец состоял на службе во дворце, со­ставлял царские надписи, указы и законы. Храмовый писец вел хозяй­ственные расчеты, записывал из уст жреца тексты богословского ха­рактера. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи, а пи­сец-переводчик бывал на дипломатических переговорах, на войне и т.д. Жрецыбыли государственными служащими. В их обязанности входило обслуживание статуй в храмах, проведение городских ритуа­лов. Женщины-жрецы участвовали в обрядах священного брака. Жре­цы передавали свои навыки из уст в уста и в большинстве своем были неграмотны.

Зиккурат

Важнейшим символом института жречества был зиккурат— храмо­вое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы.Верхняя часть храма была местопребыванием божества, средняя - местом куль­та живущих на земле людей, нижняя - загробным миром. Зиккураты строились в три илив семь этажей,в последнем случае каждый представлял одного из семи главных астральных божеств. Трехэтаж­ный зиккурат можно сопоставить с различением сакрального простран­ства шумерской культуры: верхняя сфера планет и звезд (ан), сферы . обитаемого мира (калам), сферы нижнего мира (ки), которая со­стоит и двух зон — область подземных вод (абзу) и область мира мертвых (кур). Число небес верхнего мира доходило до семи.

Верхним миромуправляет главное божество Ан, восседающий на троне седьмого неба, оно является местом, откуда исходят законы ми­роздания. Средним миром он почитается как эталон стабильности и порядка. Средний мир состоит из «нашей земли», «степи» и чужих зе­мель. Он находится во владении Энлилия- бога ветров и сил своего пространства. «Наша земля» - это территория города-государства с храмом городского божества в центре и с мощной стеной, окружающей город. За пределами стены простирается «степь» (открытое место или пустыня). Чужие земли, лежащие за пределами «степи», называют­ся также, как и странамертвых нижнего мира.Так, видимо, пото­му что ни законы чужого мира ни законы нижнего не доступны пони­манию в пределах городской стены, одинаково лежат за пределами по­нимания «нашей страны».

Область подземных вод нижнего мираподчиняется Энки,богу-создателю человека, хранителю ремесел и искусств. Происхождение истинного знания шумеры связывают с глубокими подземными источ­никами, ведь колодезные и арычные воды приносят таинственную си­лу, мощь и помощь.

 

Вавилон

Приемником шумеро-аккадской культуры стал Вавилон, цари ко­торого смогли покорить все области Шумера и Аккада. Вавилон нахо­дился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города означает «Врата бога». Вавилон как самостоятельное государство сравнительно поздно выступил на арену истории. Поздневавилонская жреческая легенда рассказывает о том, как боги наказали Саргона, царя Аккада, за зло, причиненное Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона. Уже во времена III дина­стии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в доку­ментах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Расцвет Старовавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии - Хаммурапи(1792 - 1750). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший эконо­мический, политический и культурный центр. При по Хаммурапи явился знаменитый Кодекс законов,написанный клинописью на двухметровой каменной стеле. Клинопись становится слоговой, именно на это время приходится больше табличек с письменами, в них расска­зывается об интеллектуальной жизни в Вавилоне. Именно тогда эпос о Гильгамеше приобретает форму.

Вавилоняне создают новую науку - астрономию,пытаясь пред­сказывать свою судьбу, следя за звездами. К 1000 г. до н.э. стало воз­можным предсказывать лунные затмения, а через три века стали со­ставлять карты движения солнца и некоторых планет относительно ка­жущихся неподвижными звезд. Вавилоняне заложили научную мате­матическую традицию, используя шумерскую шестидесятеричную сис­тему счисления, разработали математические таблицы и алгебраиче­скую геометрию.

Право

По сравнению с древним правом Шумера и законодательной дея­тельностью царей III династии Ура, право Вавилонского государства было определенном смысле шагом вперед. В ранней истории шумеров правят старейшины общины и коллективная традиция. Вождя выбира­ют, исходя из его личных качеств. В этот период фиксируется биосоци­альная природа структуры общества. Будущего вождя долго испыты­вают, о нем спрашивают у богов и только потом объявляют о его бого­избранности, ведь знающий и опытный лидер, хорошо понимающий традицию - основа выживания коллектива.

Лишь в эпоху раннего государства можно говорить о наследствен­ном принципе, когда проблема выживания становится менее важной, чем проблема стабильности общества (вернее, акценты выживания пе­реносятся с природного уровня на социо-культурный), залогом которой является сохранение культурной преемственности, необходимой в свя­зи с переменами в социальной структуре. Сын как восприемник отца не был застрахован природой от отсутствия в нем необходимых качеств, но он имел жрецов-консультантов, всегда готовых придти на помощь. Например, категория «возвращения к матери» в надписях избранных царей Энметены и Урукагины в старошумерское время красноречиво подтверждает биосоциальную структуру раннего общества: «Возвра­щение к матери в Лагаше он (царь) установил. Мать к сыну вернулась, сын к матери вернулся. Возвращение к матери для выплаты долгов по зерну в рост он установил (отмена долговых обязательств по выплате ячменя с процентами). Тогда Энметена богу Лугальэмушу храм Эмуш в Бад-Тибире... построил, на место его вернул (восстановлдение старо­го храма). Для сыновей Урука, сыновей Ларсы, сыновей Бад-Тибира возвращение к матери установил... (освобождение с возвращением до­мой граждан других городов).

С точки зрения рационального мышления, метафора «возвраще­ния» в утробу матери здесь является на самом деле универсальным * принципом отсчета времени сызнова, с нуля, с исходного состояния, т.е. вернуться «на круги своя». Ко времени III династии Ура потребо­вался писаный свод законов. Сохранилось 30-35 положений свода за­конов Шульги. Скорее всего, они являлись отчетами городским богам о проделанной работе. Необходимость же создания нового свода законов для Вавилонского государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии - Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его приемников.

Кодекс законов Хаммурапи

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной дея­тельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; второй год его царствования назван годом, когда «он установил право стране». Правда, этот ранний сборник законов не до­шёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий пе­ред богом Солнца Шамашем- покровителем суда. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг его плеч сияет пламя. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью явля­ется обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги пе­редали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хам­мурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра - Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, ба­зальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что ко­пии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, за­канчиваются обстоятельным заключением.

Памятник сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стерты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевезшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскоб­ленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчиты­вается 282 статьи закона гражданского, уголовного, административно­го права. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно вос­становить большую часть уничтоженных эламским завоевателем ста­тей.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1127;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.