Тигр и Евфрат -это еще и библейские реки. 2 страница
Содержание статей
Законодательство Хаммурапи не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвиненному в колдовстве, или к замужней женщине, обвиненной в прелюбодеянии, применение так называемого «божьего суда». К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу «око за око, зуб за зуб». Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции, и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.
Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, охранявший частную собственность и устанавливающий пра-вила взаимодействия между структурами старовавилонского общества, состоящего из полноправных граждан; юридически свободных, но не полноправных; и рабов.
Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить направление мероприятий царской власти.
В законах Хаммурапи отчётливо проступает имущественный характер законодательства Вавилонского царства. За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Виновный в убийстве раба давал взамен его собственнику другого раба. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа «преступников», из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях. Средняя цена раба составляла 150-250 г серебра.
Художественная культура
В дописьменный период в месопотамской культуре существовали цилиндрические печати,на которых вырезались миниатюрные изображения, затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати - одно из величайших достижений месопотамского искусства.
Самые ранние письмена выполнялись в виде рисунков (пиктограммы) тростниковой палочкой на глиняной табличке, которая потом подвергалась обжигу. На этих табличках помимо записей экономического характера сохранились образцы литературы.
Древнейшая в мире повесть - это эпос о Гильгамеше.Сама поэма появилась во времена Шумер и была написана после 2000 г. до н.э., но полный ее вариант - VII в. до н.э. Гильгамеш — первый в истории герой мировой литературы, реальный персонаж, правитель Урука. Ему были посвящены и другие поэмы. Отдельное повествование, в котором излагается история, повторяющаяся на Ближнем Востоке в самых разных вариациях, - это описание потопа,уничтожившего чело-веческий род, кроме единственной избранной семьи, которая построила ковчег и спалась от гибели, положив начало новой расе людей (была включена в эпос). Таким образом, можно констатировать сходство эпоса о Гильгамеше с библейским рассказом о Ноевом ковчеге.
В Шумере впервые в изображении человека могли достичь портретного сходства.В храме Инанны в Ниппуре были найдены гипсовые фигурки, изображающие супружескую пару. В Мари были найдены изображения людей, участвующих в ритуальных актах, проникнутые особым чувством. Иногда на рисунках были представлены шествия групп людей, отражающих картину их повседневной жизни. Широко представлены темы войны и животного мира. Рисунки на печатях, скульптуры, картины представляли людей, одетых в нечто вроде юбок из козлиных или овечьих шкур, женщины иногда перекладывали край одеяний через плечо, мужчины, как правило, гладко выбриты; солдат можно отличить только потому, что они носили оружие, а иногда у них были кожаные шапки с острым верхом.
В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы-Хаммурами. Сверху на монолите имеется изображение самого царя. Он стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит бог правосудия Шамаш. Шамаш сидит на троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Он приказывает Хаммурапи выполнить его волю (возможна аналогия с библейским Яхве, который повелевает Моисею).
4.4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с 2500 г. до н.э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй ин-до-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс,включающий в себя самхиты, брахмхны, араньяки, упанишады, образующие священный канон брахманизма, именуемый термином шрути. Вторая традиция смрити,в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (ма-хабхарата).
Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (варны), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как карма.Заканчивается ведический период формированием нового концепта - буддизм. Его основоположник - Будда принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Парал-лельно с буддизмом развивается и джайнизм,с ним связано имя Ма-хавира. В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму.Длительное время различные традиции существовали параллельно, вплоть до ухода буддизма из Индии в XI в., хотя сам Будда никуда не исчез, а стал одним из воплощений (аватара) бога Вишну. Такое мирное разрешение противоречий могло быть возможным благодаря варно-кастовой системе, укоренившейся в индийском менталитете настолько, что тот концепт, который предлагался буддизмом, о вневарновом достижении нирваны, не оказался достаточным стимулом и аргументом в соперничестве брахманизма и буддизма. В конце концов, возобладал индуизм как образ жизни индийского народа, вобравший в себя всю накопленную духовную традицию и религиозно представленный в тримурти. Риши, брахманы, аскеты, гуру, мудрецы выражали такой способ существования и картину мира, какой можно охарактеризовать, как стратегию ухода от жизни, явленную в единении индивидуальной души с брахманом (мокша),или освобождение сознания (нирвана).Различные школы индийской философии, а также архитектура, иконография, музыка непосредственно связаны с религиозным сознанием и культом.
Тысячелетняя культурная традиция, сформировавшаяся главным образом на территории Индии, сложилась в тесной связи с религиозными представлениями ее народа. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды,создание которых относится ко второй половине или к середине 2000 г. до н.э. Книги представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. В гимне «Песнь творения» говорится, что в начале был бесформенный хаос, потом возникло стремление, и в нем прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие. Так возник мир. Боги появились позже сотворения этого мира.
Веды(букв, знание, с глаголом vid - знать ассоциируются такие слова русского языка, как ведать, ведение, ведовство) - это древнейшие памятники индийской культуры, составляющие канон откровения, которому традиция приписывает божественное происхождение.По приданию священное знание Вед легендарные древние провидцы-поэты риши обрели внутренним прозрением и передали ихсмертным. Это знание заключает в себе непреложную истину, и Веды на всем протяжении истории индуизма пользовались наивысшим авторитетом. Это четыре книги священного знания, составляющие самую древнюю часть канона, самхиты, собрание священных речений (мантр), которым приписывается магическая сила: «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов — Атхарван - имя мифического жреца огня). Последняя веда сложи-лась и была канонизирована позднее остальных. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено между этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, поскольку она не предполагает никакого санскритского памятника, в то время как вся остальная литература предполагает ее. Ригведа - это великое начало индийской культуры.
Приблизительно в середине II тыс. до н.э. в северо-западную Индию, в район современного Пенджаба, с запада, через перевалы Гинду-куша, начали вторгаться воинствующие племена, называвшие себя ариями. Они говорили на одном из древних языков индоевропейского происхождения, близком к языку соседних племен, населявших древний Иран. Они обладали не только воинскими талантами, но и отличались даром поэтического слова. И главным сокровищем этих племен стали гимны, легшие в основу будущего их собрания - Ригведы.
Индская цивилизация
Во втор. пол. III - втор. пол. II тыс. до н.э. в долине реки Инд процветала высокоразвитая городская цивилизация. В результате археологических раскопок, ведущихся начиная с 30-х гг. XX в., были обнаружены следы многочисленных поселений городского типа по течению Инда от подножия гор Симла на севере до побережья Аравийского моря на юге, протянувшиеся через территорию современных Пакистана и Индии с наиболее крупными центрами в Мохенджо-даро (Синд) и Ха-раппе (Пенджаб).
По территории распространения хараппская цивилизация превосходила цивилизации Египта и Двуречья. Это были укрепленные города с правильной планировкой, со стенами и зданиями из обоженного кирпича, с храмами, общественными постройками, банями, жилыми двух-и трехэтажными домами, кварталами ремесленников, мощными ирригационными каналами. В комнаты по глиняным трубам подавалась вода, стоки для нечистот проходили под улицами, технически великолепно были сооружены огромные бассейны. Жилые дома имели несколько комнат, хозяйственные помещения, места для омовения. Вместо окон в верхней части стены устраивались небольшие отверстия для освещения. Пищу готовили во дворе дома в круглых печах.
При раскопках в Мохенджо-даро обнаружено большое количество предметов быта из меди и бронзы, гончарные изделия и глазурованная керамика, изделия из слоновой кости, оружие из бронзы. Тонким вкусом и разнообразием отличались украшения: ожерелья, браслеты, запястья, кольца, шпильки, головные уборы из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней и раковин. Найдены зеркала из бронзы, косметические инструменты и кусочки косметики, доски для игры в кости, детские игрушки из обожженной глины, выполненные с высоким мастерством в точной, реалистической манере передачи оригинала, что говорит об острой наблюдательности и художественном чутье. В Хараппе найдены подлинные шедевры скульптуры и глиптика. По сохранившимся скульптурным произведениям и печаткам можно представить одежду, прически, украшения людей древней культуры.
Раскопки в этих и других центрах показывают, что города Индской цивилизации, благодаря налаженным устойчивым торговым связям, входили в обширную зону древнейших цивилизаций человечества и имели тесные контакты с Двуречьм и Египтом. Исследования позволяют говорить о высоком уровне медицины и астрономии в городах. Были найдены образцы письменности, которые пока не расшифрованы, однако установлено, что жители Хараппы писали справа налево. Вопрос о языке окончательно не решен, видимо, это был один из дравидских языков. Изображенные на печатях божества, по мнению специалистов, являются прототипом одного из богов индуизма Шивы, поскольку сходство между ними очень значительно. Соотнесение отдельных мотивов и сюжетов, отражающих мифологические представления Хараппы, с более поздними свидетельствами, зафиксированными в памятниках изобразительного искусства и в текстах, позволяют сделать * вывод, что протоиндийские представления в измененном виде влились в более поздние религиозные учения, и, прежде всего индуизма, а также в буддизм и джайнизм.
Раскопки обнаруживают сооружения ритуального назначения. На печатях воспроизведены сцены жертвоприношений богам, священным животным и растениям, праздничные и ритуальные церемонии. Найдено большое количество изображений из обожженной глины богине-матери в тяжеловесных головных уборах и с массивными украшениями на плечах и груди.
Судя по скелетам людей, валяющимся на улицах, города подверглись вторжению захватчиков. На одном из кладбищ были обнаружены скелеты людей иного физического типа, чем основное население и высказано предположение о том, что это было кладбище завоевателей. В 1947 г. было высказано мнение, что города долины Инда были разрушены ведийскими ариями. Мнение основывалось на том, что глава пантеона Ригведы - бог грозы и войны Индра славился разрушением крепостей своих врагов (дасов/дасью, под которыми подразумевались как враждебные племена местного населения, так и демоны). «Разрушитель крепостей» Индра своей дубиной грома пробивал вражеские крепости, а бог огня Агни сжигал их своим пламенем. В Пенджабе не было обнаружено других укрепленных городов, кроме Хараппы. Из этого делали вывод, что описания дасов/дасью, которые есть в Ригведе: низкорослые, с плоскими носами, чернокожие («черная кожа»), с враждебной речью, лишенные богов и жертвоприношений (т.е. не поклоняются арийским богам), нужно относить к населению Хараппы и других индских городов. Как считают приверженцы гипотезы об ариях-разрушителях, ведийские тексты свидетельствуют о том, что именно арии разрушили городскую цивилизацию, поскольку имели преимущество в военной сфере, благодаря легким конным колесницам. Они разрушили города, не испытывая потребности в их использовании и не будучи в состоянии ими управлять (сами они жили в небольших временных поселениях, вели полукочевой образ жизни). Но вопрос о гибели городов Индской цивилизации остается открытым. Помимо возможности периодических набегов, высказывались различные предположения о внутренних причинах гибели: наводнения, нарушение ирригационной системы, эпидемии.
Так или иначе, археологические раскопки в долине Инда показали самобытность и автохтонность Индской культуры, сложившейся задолго до появления здесь индоарийских племен. На территории Индостана процветала уникальная культура, которая стала одним из прототипов более поздней ведической культуры, впитавшей в себя также очень многое из того, что принесли с собой арийские племена. Так начинает складываться индо-буддийский тип культуры.
Ведический период
Ведическая культураохватывает длительный период. Ее начало связывается с появлением ариев, проникших на территорию Индии во II тыс. до н.э., а завершение - с появлением и становлением буддизма в VI в. до н.э. Однако индуизм как не сформулированный образ жизни, являющийся идеологической основой ведического периода, получил новый подъем и новое осмысление в результате соперничества брахманизма с буддизмом и в целом вытеснил последний как титульную систему ценностей с территории Индии, впоследствии претерпев ряд трансформаций, стал собственно индуизмом в соседстве с буддизмом и мусульманством, занял до сих пор наиболее приоритетные позиции в индийской культуре, являясь ее духовным фундаментом. Достаточно сказать, что Будда становится здесь (в индуизме) одним из аватар(воплощений) бога Вишну, входящего в состав знаменитой индуистской троицы - Тримурти: Брахма, Шива и Вишну. Таким образом, мы можем провести следующие ступени в развитии религиозного мышления древней Индии: ведическая религия, брахманизм,буддизм (джайнизм), индуизм.
Важнейшие элементы ведической культуры- прежде всего религия,ведическая и брахманов (жрецов), сложившаяся в систему брахманизма, аюрведа(наука долголетия), йога, зрелищные искусства.Термином «ведическая культура» характеризуют сумму представлений различных племен и народов: арийских, дравидийских, мунда, населения долины Инда IIIтыс. до н.э., которые синтезировались в результате длительного «естественного отбора» в единый идеологический комплекс.
Как уже говорилось, четыре веды составляют основу всей ведической литературы. К этим сборникам Вед (самхитам), в основном написанным стихами, примыкают поздневедические сочинения - брахманы, араньяки, упанишады.
Брахманы (с ударением на предпоследнем слоге) - прозаические тексты теологического содержания, объясняющие ритуал, его происхождение и значение, часть ведийского канона, содержащая комментарии к Ведам, разъяснение и толкование жертвоприношений.
С брахманами тесно связаны араньяки и упанишады - философские трактаты в стихах и прозе, содержащие размышления о природе, боге, человеке, их связи и их месте в мире.
Араньяки — это лесные тексты, составляющие один из циклов ведийского канона, содержание которых в основном составляют рассуждения о сущности обрядности, подготавливающие переход к более глубоким философским обобщениям упанишад.
Упанишады составляют заключительный цикл канонического свода Вед, сложившийся в основном в VII - VI вв. до н.э. Развивая традиционные ритуальные толкования брахман, они проповедуют идеи о предпочтении внешнему ритуалу внутреннего. Сосредотачиваясь на символике обряда, упанишады посвящены не столько толкованию правил ритуала, сколько отвлеченным от него, но связанным с ним, глубинным проблемам мироздания и человеческого бытия. С упанишад начинается развитие философской и научной мысли древней Индии.
Таким образом, самхиты, брахманы, араньяки и упанишады образуют священный канон брахманизма, именуемый термином шрути(услышенное). Ведические тексты изначально распространялись среди адептов в устной форме, они произносились и слушались. И сегодня в своей религиозной функции веды передаются по памяти. Каждой из самхит соответствуют свои брахманы, араньяки и упанишады. Кроме текстов шрути, существуют так называемые веданга (члены вед), составляющие вспомогательные по отношению к ведам дисциплины. Это сутры, в которых излагаются вопросы ритуала, фонетики, грамматики, метрики, этимологии и астрономии.
Отделенные друг от друга столетиями (канон формировался на протяжении примерно 700 лет, крайними временными пределами, ограничивающими период создания Ригведы и сложения ее гимнов в единое собрание, теоретически считают XV - VI в. до н.э.) части вед воспринимаются как единая система текстов, каждый элемент которой имеет свое функциональное значение.
Более того, эта система обусловлена стоящим за ведическими текстами жертвенным ритуалом, в котором принимали участие четыре разряда жрецов, соотнесенные с четырьмя ведами и, соответственно, характером исполняемой функции. Хотарчитал гимны, призванные умилостивить богов и привлечь их к участию в жертве (функция связана с Ригведой). Удгатарсопровождал жертвоприношения песнопениями, знаток мелодий (функция связана с Самаведой). Адхва-рьюнепосредственно совершал жертвенный акт (выжимал сок сомы камнями, складывал дрова для костра и т.д.) и произносил священные формулы (функция связана с Яджурведой). Брахманруководил всем процессом жертвоприношений и исправлял допущенные ошибки (функция связана с Атхарваведой, с ней же связана функция пурохиты- домашнего жреца царя). В последнем случае связь понадобилось установить для канонизации Атхарваведы и предания ей равных ритуальных прав с тремя остальными ведами.
Напомню, что ее значительную часть составляют разного рода заклинания, направленные на отвращение зла. Более поздняя канонизация привела к тому, что представление очетырех ведах еще долго уживалось с понятием священной «тройной веды». Кроме того, каждый жрец выступал как олицетворение определенного божества и стоящей за ним природной стихии или формы божественной энергии: Агни -бог огня — Ригведа — земля; Ваю — бог ветра- Яджурведа — воздух; Сурья - бог солнца - Самаведа - небо.
Таким образом, триединое пространство природы, небо - воздух -земля, выраженное в божествах, и триада вед, возглашавшая это пространство ришами- поэтами - создателями гимнов, облекающими в слово картины, принадлежащие миру богов, и произносящими мантры (мантра - от корня «ман» (мнить, полагать) + инструментальный суффикс «тра» (орудие осуществления психического акта); сакральный текст, твержение которого модулирует энергию (прану), как внутреннюю, так и внешнюю, производящую необходимые результаты), при ритуальном использовании приносящие магические или духовные результаты, замыкают круг, в котором поэт выступает посредником между богами и людьми. Когда же к ведическому канону подключается Атхарваведа и знание ее текста становится обязанностью жреца-брахмана, возникает необходимость определить и ее место в общей космологической системе.
Итак, создателями гимнов Ригведы были риши (fsi «поэт», «мудрец», от is / ars- «устремляться», «течь», «изливать»; еще их называют vipra «вдохновенный», «трепетный», «певец», «поэт», от корня vip «трепетать», «дрожать»). Поэты-жрецы принадлежали к классубрахманов, но в наиболее древний период поэтом мог стать и представитель другого класса - кшатрий или вайшья, и решающую роль здесь играли способности, поскольку четкого разграничения между варками еще не существовало. Риши считались носителями той мудрости, которая в моменты внезапного озарения открывается богами лишь избранным.
Для индийской культуры «видеть» - значит «думать», «постигать». Риши постигали истину внутренним взором, интуитивно, благодаря природе внутреннего «видения», которая стимулировалась сомой — соком растения типа эфедры, или по другой версии гриба-мухомора, из которого приготавливался напиток бессмертия. Сок из растения выжимался давильными камнями, а потом пропускался через цедилку: «Проходя через цедилку на широкий простор, / Бог (Сома) легко расстается со (своими) волокнами». Цедилка, через которую выливается сок, отождествляется с небом, из которого идет дождь, падая на землю: «Этот бог, восхваленный / Вдохновенными (поэтами), ныряет в воды, / Доставляя сокровища своему почитателю. // Этот (бог) мчится на небо / Сквозь пространства со (своим) потоком, / Павамана («Очищающийся»), громко ревущий. // Этот пролетел по небу / Сквозь пространства, непокоренный, / Павамана, чей образ прекрасен. // Этот бог, древним способом / Выжитый для богов, / Золотистый, течет по цедилке».
Роль молитвы циклическая: с помощью слова поэт молит богов даровать ему вдохновение, получив же вдохновение от богов, он создает гимны, дающие ему возможность воздействовать на богов и те силы, от равновесия которых зависит вселенная и мир ведийского ария. Недаром часть Ригведы (а в ней десять таких циклов) называется мандола - круг, одновременно участок неба с определенными созвездиями, геометрическая фигура, символизирующая присутствие бога или риши. Ведийсские поэты были визионерами, они «видели» истину внутренним взором, интуицией, внезапная вспышка которой озаряет для него божественную истину, видя ее они могли влиять на ход событий.
Общество ариев состояло из трех классов: брахманов, кшатриев или раджанья, и вайшьев, их дополнял четвертый класс зависимых людей- шудров. Системы каст в современном смысле еще не существовало. Эти социальные группы назывались варна(цвет), в основе первоначального разделения лежал, как считают исследователи, цвет кожи. Характерным для Ригведы является противопоставление варны ариев дасам/дасью, при этом последних называют «черная кожа». В поздней части Ригведы говорится, как из тела космического гиганта Пуруши, первочеловека, в результате акта жертвоприношения, были созданы разные элементы вселенной, живого и неживого мира: «Его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья, его бедра (стали) вайшья, из рук родился шудра». Высшей была варна брахманов - жре-цов, учителей, с ней ассоциировался белый цвет, вторая по рангу - Варна кшатриев - воинов, правителей, знати (красный цвет), третья - вайшья - земледельцев, скотоводов, торговцев (желтый).
Название кшатриевпроисходит от слова «власть» и означает «владыка», «государь». Этим термином называются не только представители второго класса, но и боги, прежде всего Митра-Варуна, рассматривающиеся как владыки всего мира, которым они правили. Кшатрии были правящей знатью, воинами, которые вместе с царем участвовали в походах. К рядовым членам общества относились представители всех профессий, кроме жрецов и воинов. Войны были условием существования ариев, в их модели мира войне придавалось религиозное значение. Перед началом военной экспедиции совершалось жертвоприношение. Царь отведывал жертву - это придает ему стойкость в бою. Само сражение с врагами основывалось на идее жертвоприношения: в жертву арийским богам приносили врагов. Существовало представление, что врагов арийского царя убивает непосредственно бог, чаще Индра. Так война входила в сферу действия космического закона вселенной - риты, его блюстителем выступал бог Варуна. Противники ариев, видимо, отличались более высокой материальной культурой. Однако они уступали им в военном отношении - у них не было запряженных конями боевых колесниц, что и предрешило их судьбу. В Ригведе говорится о богатствах даса/дасью, об их крепостях, а также о том, что они не поклонялись арийским богам и не совершали жертвоприношений. Противопоставление ариев дасам/дасью характерно для начального периода миграции ариев в Индию, отраженного в древних частях Ригведы. Далее начинается процесс постепенного смешения ариев с автохтонным населением. Не случайно говорится в Ригведе, что Индра дасу делал арием.
Культ почитания богов состоял, во-первых, из принесения жертвы, во-вторых, из произнесения или пения молитвы (т.е. гимна). Храмов у ариев не было. Алтарь сооружался на открытом возвышенном месте. Расстилали жертвенную солому, куда должны были сесть боги, и разжигали поленьями жертвенный костер. Жертву кидали или выливали в огонь - считалось, что бог Агни передает ее своим пламенем богам. В жертву приносили сок сомы, молоко, масло, мед, зерно, лепешки, мясо жертвенных животных. Жертвоприношение совершалось трижды в день. Молитва составляла не менее важную часть почитания богов, чем жертва: она служила своеобразным фильтром, очищавшим жертву для богов, подобно тому, как сок сомы очищается, проходя через цедилку из овечьей шерсти. Слово считалось священным и персонифицировалось в виде богини Вач (слово, речь).
Как уже говорилось, риши принадлежали к классу брахманов. Искусство риши передавалось от отца к сыну. Поздние поэты следовали образцам прежних и создавали свои гимны в соответствии с наследственным каноном. Определенные циклы гимнов принадлежали отдельным жреческим семьям, в которых они хранились и передавались от поколения к поколению.
В начале складывания кастовой системы непроницаемой перегородки не было (каста - осознающая свою общность группа людей, заключающая браки только между собой и имеющая круг традиционных занятий). Зародыш каст усматривают в четырех варнах. Возникновение более мелких групп от смешенных браков родителей из разных варн, а также в процессе разделения труда и усложнения социальной стратификации в условиях существования племенного сознания, привело к увеличению числа групп и статусов с четырех до нескольких тысяч. В настоящее время насчитывается около 3000 каст.
Итак, кастовая система выработалась по мере продвижения ариев вглубь Индии и их смешения с автохтонными племенами. В период поздних вед она уже существовала. С этого времени началось и обожествление брахманов. Складывается другой этап в развитие религиозного мышления древней Индии, следующий за ведической религией -брахманизм,названный по имени жреческой варны и одновременно класса текстов, примыкающих к ведам. Брахманизм сложился примерно с VIII по II в. до н.э. как результат взаимодействия ведической религии с местными культами.
Упанишады (сидеть возле ног учителя), появившиеся примерно в 800 г. до н.э., - это следующий класс текстов, составляющий завершающий цикл канонического свода вед, и следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире, реальности и нереальности его существования, пути к истине и ее значение для праведной жизни.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 654;