III. Принцип свободной воли человека.
В Средневековой философии открываются и разрабатываются такие новые пласты человеческого существа, неведомые античности, как воля и дух.
Жизнь человека определяется:
1.отношением к Богу
2.отношением к самому себе
3.отношением к другим и всему окружаюшему.
Эти отношения зависят от трех волевых начал, имеющихся в душе человека:
1. Воля высшая духовная, которая через совесть действует как воля Божья и всегда влечет человека к добру и правде.
2. Воля низшая, подвластная демоническом у влиянию, влекущая ко злу и греху
3. Свободное произволение (наиболее таинственное начало) человека, которое выбирает в каждом случае между действиями двух первых начал, и может склоняться то в одну, то в другую сторону.
Т.О. Человек – это существо, за которое борется весь невидимый духовный мир. Человек создан свободным. Он сам выбирает пути своей жизни, в том числе, пути добра или зла. Христианское мировоззрение признает наличие двух путей, по которым может двигаться человек – к Богу или от Него. Направление движения каждый человек выбирает сам.
IV. Грехопадение и свобода воли. Грех возникает из-за свободы воли, когда человек ею неправильно распоряжается. Грехопадение Адама и Евы легло на весь человеческий род. Его результатом стало проникновение в материальный мир болезней, страданий, смерти. Рождаясь, отныне каждый человек имеет искаженную духовную природу, склонную к злу. Это искажение возможно преодолеть, но только с осознавая свое несовершенство, с помощью Бога.
Заповедь «не есть с древа познания Добра и Зла» - одна из величайших мудростей еврейского народа. Она является важным элементом человеческого бытия: не все надо познавать на собственном опыте (не по всем дорогам можно ходить и не все ящики, как, например, ящик Пандоры, открывать). Есть вещи, темы, которые для человека могут быть закрыты. По многим проблемам в нравственной сфере надо доверять авторитетному мнению. Анализ данной заповеди лег в основу сюжета «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: не надо ставить собственных экспериментов для того, чтобы проверить истинность заповеди «Не убий». Таким образом, в заповедях, которые формулируются как запрет (Не убий, не укради) – на самом деле заключено ограничение, но данное ограничение спасает человека – подобно тому как на мосту делаются специальные ограничительные устройства, чтобы человек не сорвался в пропасть.
V. Символизм христианства. В Средние века мир понимается как книга, написанная рукой Бога (Бог дал человеку две книги – Книгу Творения и Книгу Откровения). Каждый предмет и явление – это символы, отражающие Божественный мир. Мироощущение человека символично. Основные символы: крест (говорящий человку о крестных муках, принятых Христом за грехи человеческие, призывающий его к милосердию и состраданию), храм – внешний – здание для собраний молящихся и внутренний.
Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Адама и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вменяется в вину всем людям. Адам в символическом виде представлял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех.
VI. Эсхатологическая идея – идея о конце Света и Страшном Суде. Человеческая история конечна, и ее конец связан с событиями Конца Света и Страшного Суда, на котором каждый человек предстанет перед Богом с ответом о прожитой жизни, о добре и зле, которое он творил. (притча об огненной реке и мосте)
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3140;