Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения
Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, просуществовавшее в Европе более 1000 лет (с IV по XIV вв.), которое признавало Бога как высшее существующее начало, а весь окружающий мир — как Его творение. (К ХIV веку заканчивается продуктивная схоластическая мысль (последний великий схоласт англичанин Уильям Оккам).
К началу II века складывается центральный текст христиан – Библия, вокруг которой разворачивается вся культура Средневековья. В IV в. постепенно происходит христианизация римской империи. Собственно процесс проникновения христианства начался много раньше, но первые христиане подвергались жестоким гонениям. Языческий Рим разрушал христианские храмы и уничтожал христиан. С IV же века христианство сначала сосуществует с язычеством, а затем вытесняет язычество из духовной жизни империи. В 313 г. христиане получают право свободного исповедания своей религии, а в 324 г. христианство становится государственной религией.
Господство христианства в политической жизни приводит к его господству и в духовной жизни общества. Религиозное мировоззрение проникает в философию. Теперь философия обосновывает религиозную картину мира. Если в античности философ часто был одновременно и учёным, то в средние века философ часто является одновременно богословом и священником
Средневековая философия в основном существует в трех формах:
Апологетика – выделение христианских идей, из защита от язычества и ересей (арианство, манихейство).
Патристика (от лат. pater «отец») – это философия и теология отцов церкви .
Схоластика(от лат. «школа») – школьное направление в развитии философии, науки и теологии. Развивалась в основном в университетах. Центром схоластики был Парижский университет. Для схоластики характерно то, что наука и философия в рамках этого направления основывались на христианских истинах, изложенных в догмах.
Этапы:
1. С первых веков н.э. по 8 в н.э. - становление средневековой философии. Синтез античной философии и христианской религии. Период апологетики (защита) – Тертуллиан и патристики (отцы церкви) – Аврелий Августин (Блаженный)
2. 8-14 вв. – схоластика (Фома Аквинский)
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Восточная церковь: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама.
Западная церковь: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Августин Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349),
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1065;