АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
В 70-80-х годах американская эстетика приобрела популярность в мире. Столицей художественного авангарда становится Нью-Йорк.
Одно из стремлений было преодолеть лингвистическое направление в философии и эстетике.
Инициаторами этого были в конце 60-х – начале 70-х гг. известный логик и философ Н. Гудмен – создатель символической теории искусства, и теоретик искусства Дж. Дики- создатель институциональной теории искусства.
В современной американской мысли вообще избегают употреблять термин «эстетика», предпочитая называть себя «философами искусства».
Т. Манро, С. Пеппер и С. Лангер – классики американской эстетики. Но их идеи не стимулируют современность.
АНТИЭССЕНЦИОНАЛИЗМ
Антиэссенциализм одно из главных направлений 50-60-х годов. Антиэссенциалисты: М. Вейц, П. Зифф, В. Кенник, М. Коэн. Сутью антиэссенциализма является стремление отойти от традиционных эстететических концепций, доходя в этом стремлении к разрушению и отказу от построения вообще каких-либо эстетических теорий. Философской основой были идеи позднего Л. Витгенштейна. Эта концепция инициирована также художественным авангардом.
Основы антиэссенциализма были заложены в статье Поля Зиффа «Задача определения произведения искусства» (1953), в которой он утверждал о невозможности определения произведения искусства. Этот тезис был далее развит в статьях М. Вейца «Роль эстетики в эстетике» (1956), В. Кенника. «Основывается ли традиционная эстетика на ошибке?» (1958). В становлении антиэссенциализма сыграла значительную роль и известная антология В. Элтона «Эстетика и язык» (1954), авторы этой антологии критиковали эстетику за излишнюю «философичность», отсутствие четкости определений своих понятий, за ээсенциализм, предполагающий наличие определенных сущностей, формирующих художественные формы.
По мнению антиээсенциалистов искусство является открытым понятием, искусство способно генерировать новые художественные формы, а потому неправомерно художественное творчество ограничивать какими-то сущностями и определениями. Искусство – это игра, потому произведения искусства – это бесконечные вариации, на базе сходств и различий. В этом они употребляют концепцию «языковых игр» Витгенштейна.
Последним представителем антиэссенциализма считается Б. Тильмен, автора книги «Но искусство ли это?» (1984). Он считал, что неудача антиэссенциализма основана на неправильном понимании идей Л. Витгенштейна Тильмен утверждал, что Витгенштейн не утверждал, что игры или произведения искусства лишены общих черт, а утверждал, что общности не имеют смысла без сравнительного контекста между различными семействами.
Одним из самых популярных аргументов антиэссенциалистов являлось утверждение о том, что философская теория искусства не нужна.
(Вейц М. Роль теории в эстетике \\ Американская философия искусства. Екатеринбург.1997)
ПЕРЦЕПТУАЛИЗМ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
Дж. Дики «Миф эстетической установки» (1964).
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 2237;