Аналитическая философия
Включает ряд теорий – Рассел, Витгенштейн,ф-фы «Венского кружка»(Карнап, Шлики пр). Предмет анализа – языковые средства науки, обыденный язык и язык ф-ии. Считают, что большинство ф-х проблем носят логико-лингвистичекий характер (возникают в рез многозначности и неверного пониманпия понятий языка). Отсюда ф. – не наука о реальности, а а род деят-ти, преследующий 2 цели: устранение из науки всех псевдопроблем и не имеющих смысла рассуждений; обеспечение с помощью аппарата математ логики построения идеальных моделей осмысленного рассуждения. Пользуясь методом «анализа» возможно унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки, вывести науку на новый этап развития. Выработали принцип проверки истинности научных суждений – принцип верификации (истинность любого опыта Мб доказана при помощи либо опыта, либо связанного логического доказательства на основе опыта). Предположения, к-ые не могут быть проверены опытным путем выводятся из состава науки.
Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) – австрийский философ, логик и математик – развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы математической логики. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире. Он выражал уверенность в безграничных возможностях логики, в особенности логического синтаксиса, а философия, по его мнению должна описывать практику использования логических знаков. Витгенштейн первоначально исходил из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений, а философию рассматривал лишь как критику языка. Одной из задач лингвистической философии является детальный анализ фактического использования естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. Витгенштейн стал “отцом” негативной философии, поставив задачу, определить границы всех истин на свете, истин, которые уже высказаны и еще будут высказаны. Трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Большая часть предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложна, а просто бессмысленна.
Структурализм
Леви-Строс, Лакан, Фуко. Структуралистов объединяет общая методологическая установка на принятие структурного анализа в кач ведущего метода исследования. Приоритетно изучение не содержания, а формы, не элементов, а связей м/у ними. Распространяют структуралистский подход на понимание культуры в целом. Культура устроена по принципам организации и функционирования естественного языка,она сама явл языком в широком смысле – сложная знаково-символическая система. Говорит не человек, а язык, действует не личность, а структура («теоретический антигуманизм»).
Постмодерн
Деррида, Батай, Рикер, Фуке. Ожесточенная критика классической и постклассической ф-ии Запада. Главная мысль – критика разума и его возможностей, его ценности. Отрицает ценность прошлого. Отвергается идея гуманизма, все концепции исторического прогресса. Бессмысленна попытка создать систему общечеловеческих ценностей. Истина невозможна, не надо создавать никаких новых идеалов вместо отвергнутых старых.
Полная свобода творчества, личности. В языке – переход от порядка к хаосу (симулякры – знаки мгновенного эмоционального состояния людей). Хаос должен заменить порядок и в др сферах кул-ры и об-ва. Множество культур, полит систем, Свобода, разнообразие, толерантность.
Задача ф-ии – интерпретация различных культур, а не учение о чел-ке.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1412;