Проблема сознания в философии. Структура сознания. Роль науки в исследовании сознания


Эволюция представлений о сознании: В истории философии проблема сознания имеет 2 уровня своего решения. 1 – заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. Это описание феномена (гр phainomenon - являющееся) сознания. 2-еимеет цель объяснить , как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен. В фил античности и Нового времени эти уровни не отличались, а потому если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпывался вопрос о природе сознания. В 20 веке выделился вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали понимать отличие психических процессов от физических, идеального от материального, выработали представление о духе и душе.

По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. Платон - выделенние понятия идеального. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека (тело человека – вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной). Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”.У Аристотеля душа - активная целесообразная форма живого тела. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание – вне пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание – одно из воплощений всемирного разума, впервые рассматривает социально-историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Идеальное – фил категория, обозначающая невещественнубю и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». Соотношение материального и идеального – предмет ф-х споровм/у идеалистами и материалистами

Идеализм– идеальное первично по отношению к материальной реальности. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание - особое свойство высокоорг. материи. Это означает, что между созн. и материей сущ. и различие , и связь, и единство. Сущностью созн. является его идеальность, кот. выражается в том, что составляемые сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное – есть порождение способности человека ортражать материальную реальность в формах сознания и деятельности. Идеальное не явл. чем-то самостоятельным по отношению к созн. в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер. не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пресаженное в чел. голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Идеальное в отношении к материи представлено в следующих осн. фил. позициях:

1. Субъективный идеализм - рассматр. сознание только как идеальное, не имеющее выхода к объективной рельности. Сознание связывается с врожденным свойством чел. души.

2. Объективный идеализм - объект. идеальное лежит в основе мат. явлений. Сознание направлено на объект и на внутр духовный опыт чел. Сознание - это воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира человека. Шопенгауэр(1788-1860), Ницше (1844-1900), Бергсон рассматривали сознание в слитности с "жизненной реальностью" как вид бытия.

3 В деятельности сознания есть 2 параллельных потока, не имеющих единой основы - идеальное сознание и мат. механизмы мозга (Мах, Авенариус)

4. Вульг. мат-ты - Фохт, Бюхнер - сознание материально - физико-физиологические процессы в мозгу.

5. сер 19 в Маркс - сознание - продукт соц.-историч развития человека.

6. Сознание - высший продукт развития материи

7. Сознание одновременно идеально и мат. в равных отношениях.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих явления и мозг тесно связаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценгочном и целенаправленном отражении действительности и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Т.о. сознание – высшая, включающая в себя компонент идеального, форма психической деятельности, присущая лишь собственно человеческому способу жизни.

Сознание коммуникативно, диалогично.

Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью и потребностями. Потребности, отражаясь в голове, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности. Способность к целеполаганию – специфическая человеческая способность сознания. Его бы не было, если оно лишино целеполаганию, способности мыслительного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. В основе целеполагания лежит неудовлетворенность миром и потребностью изменить его.

Психика – совокупность процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, стремлений, памяти итд), определяющая специфику жизнедеятельности животных и человека и основанная на активном отражении и выражении свойств действительности (внешней и внутренней), в соответствии с потребностями носителя психики – данного живого сущ-ва. это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Различается сознание в узком (осознаваемые психические процессы, при к-х человек отдает себе отчет в совершаемых им внутрипсихических и внешних действих, оценивает их, проводит раграничение между собой и миром, локализует себя в пр-ве и времени, в отношениях с др людьми и пр) и в широком смысле слова(вся чел психика, в тч и бессознательное в ней), а также личное (индивидуальное) и общественное.

Cтруктура сознания

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Структуру сознания можно представить в виде круга (круг Иванова), разделенного на четыре части.

 

 

Сектор 1. является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Главной целью и регулятивой бытия этой сферы явл полезность и целесообразность поведения чел тела окр мире.

Сектор 2. логико-понятийный. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Гл целью и рег является истина.

1 и 2 сектора - левая половина сознания - образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Сектор 3. эмоциональная компонента сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации); 2) эмоции (гнев, страх, восторг); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал “принципом удовольствия”.

Сектор 4. ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, интуиции различных видов. Целью этой сферы выступает красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное Я, другие Я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном виде(музыка, живопись, архитектура итд).

Суть восхождения духовной самости 1. этап протосознания, бессознательно телесно-аффектного существования индивида. 2. 1 и 3 сектор начало формирования телесного я. 3.середина начало формирования сознательного я. 4. этап возникновения нравственного я 2 и 4 секторы. 5. верх космическое сверхсознательное я.

Можно соотнести данную схему сознания с фактом межполушарной ассиметрии мозга, где внешнепредметной, аналитической – левое, а ценностно-эмоциональной, интуитивной работа правого полушария.

В психологии выделяется:Мышление, воображение, восприятие. Сознанию чел присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда чел выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Самосознание –это не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим кач-вам и состояниям, возможностям, физич и дух силам, т.е. самооценка. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей и т.п. Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания и т.д., как бы анализ своего сознания. Обращение философов к самосознанию началось с Сократа: “Познай самого себя”. Платон отмечал о необходимости разговора с собой. Самосознание тесно связано с рефлексией – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней духовной жизни. Рефлексия погружает нас в глубины нашей самости. Наиболее значимо для самосовершенствоания личности нравственное самосознание (совесть). Память явл-ся важнейшим компонентом сознания– это способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Движущей силой сознания является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-либо. Как бы влечение, поиск, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля – это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля – это психический процесс, направленный на удовлетворение потребности. Психологи рассматривают сознание наряду с бессознательным.








Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1073;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.