Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины
Проблема истины явл основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира. Категория истины имеет различные истолкования. Основные концепции истины:
1. Классическая (корреспондентная – принцип соответствия) – от Аристотеля. Истина определяется как соответствие знаний об объекте самому объекту (соответсвие субъективного образа предмета самому предмету. Устанавл соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Аристотель считал, ч ист-е и должное находятся не вещах, а в мысли. Истина есть форма соотнош психики субъекта и объекта..
2. прагматическая. Пирс, Джемс, Дьюи. Критерий практики, истина как работоспособность и полезность заключенных в истине идей , берет начало в греческой софистике и древ китайской ф. марксисты исп критерий практики для дальн развития концепции соответствия, они считают, ч истина отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.
3. когерентная. Где есть многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения их и истинности. Там, где в многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связанность, системность рассуждений и высказываний. Под коррегентностью понимают взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие этой теории внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, Нейрат, Гемпель. Эта концепция не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в поним истины став иначе.
4. Д-М. (тоже на принципе соответсвия). Учение об объективной, абс и отн истине. трактовка истины включает след моменты. 1) понятие действительность трактуется как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания, состоящая из явлений и сущностей; 2) в понятие действительность входит и субъективная реальность, и духовная реальность; 3) познание, его результат - истина и объект познания понимаются как неразрывно связанные с практикой, истина воспроизводима на практике; 4) истина не только статичное, но и динамичное образование, истина есть процесс.
Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой.
Истина есть свойства знания, а не самого объекта познания. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений, и, наконец, всей целостной картины мира, динамики ее развития. То что истина есть адекватное отражение реальности в динамики ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истина “не сидит в вещах” и “не создается нами”; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.
Формы истины– подразделяются по характеру отражаеиого (познаваемого) объекта, по видам предметной деятельности, по степени полноты освоения объекта. По характеру отражаемого объекта: 1) предметная истина (материальные системы), 2) экзистенциальная (духовно-жизненные ценности людей), 3) когнитивная (рационалистичнески-познавательная). 4) концептуальная (освоение индивидом религиозных или естественнонаучных концепций), 5) операциональная (методы и средства познания).
По видам познавательной деятельности – научная, обыденная, нравственная и пр. К научной истине применимы критерии научности.
По степени полноты освоения обьекта (абсолютная и относительная).
Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Объективная истина имеет три аспекта:
1) бытийственный - фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие.
2) аксиологический - нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности. Приравнивается к любви, нраву и воле.
3) праксеологический - истина связана с практикой. Истина жизнесозидательна.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1432;