Четыре причины бытия
Название причины | Ее значение | Пример (мраморная статуя) |
материальная | то, из чего что-либо возникает – материя, субстрат | мрамор |
формальная | сущность, в силу которой вещь такая, а не другая – форма | облик статуи, ее форма |
движущая | начало движения – движущая причина | скульптор |
целевая | то, ради чего что-либо осуществляется | произведение искусства |
Аристотель увлекся и «доказательством существования бога»: все в конце концов должно иметь причинное начало, считает Аристотель, а такой причиной, конечно, является бог, «неподвижный перводвигатель» или «первопричина».
В своей философской концепции Аристотель разделил материю (вещество) и силу, мышление (форму). Первоначально материя и форма существуют отдельно друг от друга как возможности. Их соединение образует реальность. Например, медный шар – это медь (материя), ограниченная шарообразной формой.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
• существуют только единичные и конкретно определенные веши;
• данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;
• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
Философия Эпикура.
Эпикуреизм, или гедонизм(от древнегреч. Неdоnе— удовольствие, наслаждение). Гл. представители: Эпикур(341-27О гг. до н.э.) и Тит Лукреций Кар. Эпикуреизм как школа просуществовал с IV в. до н.э. по IV в н.э.
Основные положения философии эпикуреизма:
а) Учение о свободе. В основе этического учения – идеи древнегреческого атомизма, с радикальным изменением понимания природы атомов: атомы могут произвольно отклоняться от траектории своего движения в любой точке пространства в любой момент времени. Теория «самоотклонения атомов», освобождая место случайности в космосе, делала возможной свободучеловека в этике.
б) Учение об удовольствиях. Эпикуреизму не повезло в смысле его адекватного понимания. Часто его рассматривали как теорию, обосновывающую стремление к чувственным удовольствиям как высшей цели (гедонизм). На самом деле удовольствие, о котором говорили эпикурейцы, было умеренным и сдержанным наслаждением души, полным благородного спокойствия. Эпикур считал, что добродетельное поведение должно сочетаться с переживаниями удовольствия, а порочное — от страданиями. "Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно", — учил Эпикур. Мудрецы древности предостерегали против крайностей. "Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным", — говорил Демокрит.
Эпикурейцы выделяли следующие виды удовольствий:
- естественные, необходимые (еда, питье, одежда и пр.)
- естественные, не необходимые (вкусная еда, изысканная одежда и пр.)
- неестественные, не необходимые (власть, слава, богатство)
Для счастья и покоя человеку необходимы только естественные удовольствия. Они, в отличие от неестественных, легко удовлетворяются, их удовлетворение не сопряжено с опасностями, нарушением душевного равновесия. Эпикурейский идеал мудреца – человек, обладающий покоем и счастьем, которое настолько полно, что, питаясь лишь хлебом и водой, он не станет завидовать самому Зевсу.
В иерархии удовольствий высшими считались духовные, в т. ч. занятия философией, которая позволяет человеку избавляться от страхов.
Виды страхов:
- перед богами (боги, достигнув блаженства, замкнуты на себе и не проявляют интереса к миру, непричастность богов к миру эпикуреизм оригинально доказывал наличием зла в мире);
- страх смерти: смерть – не зло, а переход в небытие, отсутствие ощущений, страданий. Счастье определяется качеством жизни, а не ее сроком. «Смерти не надо страшиться: когда мы живы – ее нет, а когда она приходит – нас нет»);
- страх перед судьбой (человеку представлена свобода выбора поведения (и судьбы), эта свобода – проявление общеприродной закономерности);
в) Характерен для эпикуреизма отказ от участия в политической жизни общества. Лишь обращаясь к себе самому и к друзьям, можно обрести покой и душевное счастье. («Живи незаметно»). Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2222;