А) Сократ
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ(469 - 399 гг. до н. э.). Сократ вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Сократ, возможно, известнейший из всех философов, не оставил после себя никаких записей своих мыслей. Письменное знание он считал внешним, неистинным, мёртвым. Истина рождается в споре, в живой беседе. О философских взглядах Сократа мы узнаём из воспоминаний и записок его современников, учеников и последователей.Самым прилежным с этой точки зрения был Платон, известнейший ученик Сократа. Но так как у Платона был дурной обычай вплетать свои собственные мысли в сообщения о Сократе, то ученые спорят до сегодняшнего дня, как же действительно жил и думал Сократ
Сократ был постоянным оппонентом софистов. Он подходил к софистам со своей вкрадчивой кротостью, с тонким добродушием, как человек несведущий, желающий поучиться у них. Ставя вопрос за вопросом, он принуждал их высказывать противоположное тому, что они утверждали вначале и доводил их до косвенного признания, что они сами не знают, о чём говорят. Сократ постоянно доказывал, что софисты не знают ни причины, ни начала вещей, несмотря на свои претензии на универсальное знание.
Добившись того, что им более уже нечего было возражать, он не торжествовал своей победы, а с добродушной улыбкой благодарил своих противников, что они просветили его своими ответами, прибавляя, что сознание своего невежества есть начало истинной мудрости.
Сократ осуществил действительный поворот греческой философии к проблемам человека. В центре его философии – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетели и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.
Человек, по Сократу, - это существо нравственное, познающее самого себя. Сущность человека – его душа. Ценность души – в познании. Однако познание для Сократа – это не знания о внешнем мире, который он считал непознаваемым, а познание себя, распознание того, что такое добро и зло. Для того, чтобы достичь добродетельного поведения, надо, прежде всего, знать, что такое добродетель. Сократ считал, что существуют объективные основы нравственного поведения, объективные нравственные нормы. Сократ много времени проводил на афинских площадях, беседуя с каждым, кто того пожелает. Он старался на примере каждого отдельного случая довести до сознания человека понимание истинно нравственного.
Наибольшей добродетелью, по Сократу, является умеренность: чем меньше потребности человека, тем ближе он к Богу. Человек должен научиться управлять своими страстями, тогда он достигнет добродетельного поведения, а добродетель и счастье всегда тождественны. Только тот, кто научился управлять собой, может управлять другими людьми, т.е. стать правителем, государственным мужем.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ впервые применил слово «диалектика», обозначая им искусство вести эффективный спор.
Сократ не только учил нравственности других, он сам жил согласно своей философии. Сократ говорил, что самое главное − «это верить в истину и справедливость и применять их в своей жизни». Его аргументы принимали большую силу в его устах, ибо он сам был живым примером: безукоризненный гражданин, отважный солдат, неподкупный судья, верный и бескорыстный друг, и полновластный господин над всеми своими страстями.
В конце жизни (в 70 лет) Сократ был приговорён афинской демократией к смертной казни через принятие яда. Обвиняли Сократа в неверии в государственных богов и поклонении новому божеству, в развращении юношей, которых он обучал нравственному поведению. Далёкий от того, чтобы расшатывать истинную религию и её национальные символы, Сократ делал всё, чтобы укрепить их. Он был бы величайшей опорой для своего отечества, если бы отечество могло понять его.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1433;