Досократические школы древнегреческой философии

Корни западной философии находятся в Древней Греции. Сложное, полное перемен время той эпохи дало начало новым идеям об окружающем мире. Первыми появились досократики, которые еще не разделяли науку и мистику. Затем пришли софисты, у которых «мудрость» зависела отличных интересов спорщика. В ответ на их филосо­фию выступил Сократ, который искал моральную добродетель. А затем пришло время великих философов-систематиков — Платона и Аристотеля.

Милетская школа(VI в. до н. э.), древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на зап. берегу Мал. Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в VII-VI вв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом.

Первые философы Древней Греции рассматривали мир совершенно иначе, чем создатели мифов и легенд в предшествующую эпоху. Эпи­ческие поэты и авторы драм, которые жи­ли еще до философов, считали человека центром всего мира. Греческие боги не только были очень похожи на людей, но они также были заинтересованы в люд­ских делах. Все выглядело так, словно мир был местом, в котором люди сражались за свою жизнь, совершали подвиги и попада­ли в различные легенды. По-новому на мир взглянули впервые именно древнегреческие философы. Их идеи говорят о том, что для них человек не обязательно находился в центре мира. На­против, человечество было лишь неболь­шим кусочком реальности. Эти философы интересовались устройством мира, его происхождением и составом, то есть тем, из чего он был сделан. Они называли этот физический мир «фюзис», это понятие стало для всех нас обозначением того, чем занимается наука о мире — физика. Первые философы смотрели на мир очень широко и совершенно по-новому. Реаль­ность для них была не только местом, в котором люди путешествуют, воюют, влюб­ляются и создают цивилизации. Скорее, она была одним большим воп­росом: из чего сделан мир? Как он работает? Каково начало мира? Первые теории об устройстве действительности состояли из двух час­тей: космологии и космогонии. Космология — это учение об устройстве мира и его составляющих элементах. Космогония — учение о происхо­ждении мира. Учение об устройстве мира и его соста­вляющих элементах называется космологией. Учение о проис­хождении мира носит имя кос­могония. Фюзис — древнегре­ческое слово, обозна­чающее реальный мир.

 

Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он — автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Фалес: 1) все произошло из воды (архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов», или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Хотя идея Фалеса о «первосущности» представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.

Предание донесло следующие изречения Фалеса:

  • Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден.
  • Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.
  • Больше всего – пространство, ибо оно вмещает все.
  • Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
  • Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
  • Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все.
  • Ты должен стать цельным, ты не должен быть двуличным, если хочешь носить высокое звание человека!

В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников...

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610—540 до н.э.)первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Все состоит из еди­ной субстанции (апейрон) и создает основные элементы: землю, воду, огонь и воздух.По Αнаксимандру, Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и погибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время». Все единичные существа (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».

Третий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Первые греческие философы размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Не случайно их так и называли – «физиками», от греческого слова «фюзис» - природа.

Направленность интереса ранних греческих мыслителей определялась в первую очередь характером древнегреческой мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Существенное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло.

Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю», которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра).

Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий «верх—низ» и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения, или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий.

Правещество вечно, бесконечно в пространстве, движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество». Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер.

Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, - представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена.

Фалес первый из известных нам философов озадачивается вопросом - есть ли в основе многого единое?Анаксимандр задумался над тем, как происходит мно­гое из единого?Он подчёркивает момент неопределённости единого и бесконеч­ность его определений. Отсюда и многообразие чувственно воспринимаемого ми­ра. Анаксимен, рисуя процесс динамичной взаимосвязи единого и многого, отвеча­ет фактически на вопрос - удерживается ли единое во многом? Как подобное ока­зывается возможным?Согласно идеям Анаксимена, сгущение воздуха есть пости­гаемое чувствами проявление «единого», разрежение же воздуха - есть не данное чувствам присутствие единого как основы для дальнейшего сгущения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой была основная философская идея милетских мыслителей?

2. Что считали первоначалом мира Фалес, Анаксимен, Анаксимандр?

3. Почему, с точки зрения милетцев, первоначало мира одно, а сущностей, которые нас окружают, много?

 

В конце V в до н.э. (в 495 г.) Милет был разрушен персами, на этом обрывается история первой философской школы Древней Греции. Но на этом развитие философии в Ионии не прерывалось, эстафету принял Эфес. Немногим моложе мыслителей-милетцев и почти что их земляком был знаменитый философ Гераклит.

 

Гераклит из Эфеса (акмэ – 504-505 гг. до н.э., 540-480), происходивший из царского рода, отказался от власти в пользу брата и уединился, предавшись философствованию.

У Гераклита мы находим мир философии как таковой. Но как странен и причудлив этот мир! Гераклит предлагает нам набор афоризмов, напоминающих их речения дельфийской пифии. Видимо, Гераклит был автором сочинения «О природе», в котором выделись три части – «О космосе», «О государстве», «О богословии». Так это или нет, достоверно неизвестно.

Важнейшим понятием в философии Гераклита следует считать Логос (слово, мысль). Его сочинение начиналось словами: «Этот весь логос, существующий вечно…» Но каков смысл этого Логоса? Логос – это закон, управляющий мирозданием, это и само «слово» Гераклита, т.е. истина, которая постигается зрением и слухом. Все это говорит о том, что Гераклит находится на пути к абстрактному мышлению (разные понятия им смешиваются). Но почему только один Гераклит постиг истину (т.е. Логос)? Потому, что у людей грубые, «варварские» души, а им Логос недоступен. «Многознание уму не научает»!

Люди подобны спящим, каждый в своем мире, в то время как у бодрствующих существует один общий мир. Чтобы жить и действовать с умом, надо опираться на всеобщее так же твердо, как граждане полиса опираются на закон, который, кстати, исходит из единого божественного Логоса.

Важнейшая идея Гераклита – это идея борьбы и единства противоположностей: все в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил и тенденций. Этой борьбой определяется сущность любой вещи, любого процесса. Действуя одновременно, эти противоположности образуют состояние, которым и определяется гармония вещей.Борьба, распря, война лежат в основе всего сущего. Борьба всеобща, она составляет истинную справедливость, является условием существования упорядоченного космоса. Борьба противоположностей разрешается в их единство (тождество).

Другая важнейшая идея Гераклита – это идея безостановочной изменчивости, текучести вещей.«Все течет». Или иначе: «На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды».

Что считал Гераклит первоначалом (архэ)? Огонь. «Огонь» - метафора сакрального типа, обозначающая «чистую сущность» или «невоспринимаемый субстрат», к которому «примешиваются» чувственные благовония («день - ночь», «зима - лето» и т.д.), воскуряемые на алтаре космоса в Храме природы. Гераклит утверждал, что весь мир создан из огня. Все в основе своей горит, не обязательно так же ярко и интенсивно, как настоящий огонь. Горение является следствием столкновения формы с ее проти­воположностью. Результатом такого столкновения является состоя­ние незавершенности, все постоянно меняется. Эта идея о постоян­ном изменении служит примером того, как человек уходит с цент­рального места в философии. Люди — это просто формы, и они приходят и уходят, как и все другие формы, они состоят из противоположных принци­пов, которые рано или поздно сожгут друг друга. Единственная реальная основа («природа») всех этих имен - «огонь». Причем огонь связан не столько с Логосом, сколько с самим космосом («космос как порядок»). Отсюда вытекает идея Логоса как мирового порядка. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». В природе, в огне, существует любовь и ненависть, притяжение и отталкивание. Любовь и ненависть постоянно сменяются и попеременно берут верх (цикличность бытия). Любовь — это сгущение мирового огня, а ненависть — его разрежение.

Архэ как огонь – это не физика. Это образ (символ) вечного движения и изменения. Периоды возгорания и угасания чередуются друг за другом, и это чередование продолжается вечно. «Путь вверх» и «путь вниз»: при угасании космический огонь переходит в другие состояния – в воду (море), в землю, при возгорании огонь становится звездами, солнцем, луной (сплошные светящиеся массы – «престер»).

Общее мнение многих исследователей Гераклита сводится к тому, что он учил в основном о становлении, о текучести, изменчивости вещей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова главная философская идея учения Гераклита?

2. Как понимать утверждение Гераклита о том, что в одну реку (или в одну комнату, или еще куда-нибудь) нельзя войти дважды?

3. Что такое хаос и Логос в учении Гераклита? Как они соотносятся?

4. Что такое единство и борьба противоположностей?

5. Как называется философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении?

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2939;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.