Антропоцентризм и гуманизм философии и искусства эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения (14-16 вв.) теоцентрическая мировоззренческая ориентация в европейской культуре сменяется антропоцентрической. Изменяется образ мышления, и меняется культура общества, философия, право, социальная и политическая жизнь. Они теперь выражают принцип, согласно которому«Человек есть мера всех вещей». «Человек есть абсолютная ценность мироздания». Теперь реально и имеет смысл только то, что человек т ощущает и воспринимает через наши органы чувств. Меняется фундаментальная ценность, от Бога смещаясь к человеку.
В этой системе мировоззренческих координат нравственные установки христианства – любовь, милосердие, смирение, нестяжательность – теряют абсолютный смысл, уступая место понятиям «удовольствие», «польза», «выгода», «целесообразность». Эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени, в ее философии два центра — Бог и человек.
Системообразующим принципом в философии и этике провозглашается гуманизм (букв. человечность). Это слово Колюччо Салютати и Леонардо Бруни нашли у Цицерона. Они понимали его как «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию».
Постулаты гуманизма:
1. Социальное положение не препятствует осуществлению достоинства личности, не гарантирует его. Все зависит от самого человека, от его желания развить в себе лучшее, данное ему, но данное еще в совершенно сыром виде.
2. Человек способен творить себя сам, облагораживать собственную природу и тем самым определять свое место в мире. Человек должен постоянно искать и находить свой собственный путь. Этот выбор связан с опасностью ошибок, но без этого никогда не стать человеком. Возникает идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя. Образ Божий – это не дар, а подвиг, который человеку еще предстоит совершить.
3. Творя себя, человек обновляет и мир, в котором живет.
4. Человек должен самовыражаться в творчестве, что делает его подобным Богу-Творцу; задача личности состоит в максимальном выражении своей человеческой сущности,
5. Программа гуманизма – формирование новой личности – индивидуальности. Человек должен в полной мере ощущать себя достойной личностью, каковой он является по своей природе в качестве творения Бога и собственных рук, своей постоянной деятельности – studia humanitatis. Деятельность человека – труд, радость и наслаждение. Если гуманисты и ограничивали себя, то не из чувства презрения к земному и телесному, но из уважения к разуму, во всем диктующему умеренность.
6. Земные наслаждения имеют моральное оправдание. Высоко ценятся такие качества, как изысканность вкуса, утонченное отношение к жизни, способность вызвать расположение и симпатию. Гуманизм имеет эстетическую, а не нравственно-этическую направленность.
Однако несмотря на все положительные стороны гуманизма, он имеет и обратную сторону. Восторженные гимны во славу ренессансной индивидуальности, исполняемые до сих пор, умеряются противоположным взглядом на природу гуманизма и его последствия для самой же личности. Раскрепощение индивидуального сознания, отдаление от Божеского в сторону земного и индивидуального приводит к отпадению человека от Бога. Гуманизм по сути - новая вера, сместившая свой цент с Бога на человека и по его имени названная гуманизмом. Не случайно именно из гуманизма родится в скором времени атеизм.
Научные представления.
Эпоха Возрождения – переходная от Средневековья к Новому времени. Ее мыслители, с одной стороны выражают уходящее теоцентрическое мировоззрение, с другой стороны в их взглядах меняется направление развития философской и научной мысли в сторону человека. В концепциях многих представителей эпохи соединялись теология, метафизика, магия, утопия, астрология, механика. (Коперник астроном и астролог, Галилей составлял гороскопы для даора Медичей, кеплер проводил аналогию между гармонией Солнца, неподвижных звезд и пространства, с одной стороны, и троицей Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой – с другой. В XVI-XVII вв. были изобретены микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Подлинный переворот в распространении научных знаний произвела замена в XV в. книг, писавшихся на пергаменте, книгами, печатавшимися на изобретённой к тому времени бумаге.
Подъёму науки способствовали великие географические открытия конца XV – начала XVI в. Они впервые показали, что Земля имеет форму шара, дали массу новых фактов по астрономии, геологии, ботанике, зоологии.В центре тогдашнего естествознания стояла механика земных и небесных тел. Это была вторая после математики наука, которая приобрела в XVII в. научную форму. Оказавшись во главе развития других естественных наук, механика придала всему естествознанию механистический характер.Первой отраслью науки, в которой были сделаны великие открытия, была астрономия, или механика небесных тел. До этого периода в европейских странах, а также в развитых странах Востока, господствовала геоцентрическая система Птолемея, созданная ещё во II в. Согласно этой теории, Вселенная представляет собой конечную систему, имеющую форму сферы, центром которой является Земля. Мысль о центральном положении Земли во Вселенной соответствовала и христианским мифам. Поэтому для того чтобы отвергнуть геоцентрическую теорию, недостаточно было просто сделать правильные выводы из астрономических наблюдений, но надо было отвергнуть церковное учение. Учёным, который отверг геоцентризм, был Николай Коперник (1473 – 1543). Он доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром нашей планетной системы.Гелиоцентрические представления Коперника развивал дальше итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 – 1600). Он утверждал, что мир бесконечен и наполнен бесчисленным множеством небесных тел, которые состоят из единой материальной субстанции. Дж. Бруно даже высказал мысль о том, что, возможно, существуют сходные с Землёй планеты, населённые живыми существами.
Следующая ступень развития представлений о структуре мироздания связана с именем ещё одного великого итальянца Галилео Галилея (1564 – 1642). Галилей открыл новые законы механики (например, закон инерции) и с их помощью доказал правильность системы Коперника.
Опираясь на исследования Галилея и обобщая новые данные в этой области, Исаак Ньютон (1642 – 1727) придал механике вид завершенного раздела естествознания. Ньютон чётко и ясно сформулировал, прежде всего, законы механического движения, а именно закон инерции, закон ускорения и закон, согласно которому действие равно противодействию. Из этих законов Ньютон вывел стройную систему следствий и затем дополнил всё это знаменитым законом тяготения.
Таким образом, механика земных и небесных тел к концу XVIIв. играла ведущую роль в естествознании, во-первых, потому, что этого требовали потребности развития тогдашней техники и материального производства. Во-вторых, это определялось также гносеологическими причинами: не изучив механическую форму движения как самую простую и универсальную, невозможно было приступить к исследованию более сложных форм движения материи. И, в-третьих, именно этот раздел естествознания в трудах Галилея и Ньютона, выдающихся мыслителей того времени, получил почти полную и математически выраженную форму. Другие разделы естествознания были далеки от такой законченности, которая была свойственна тогда механике; они переживали ещё период первоначального накопления фактического материала.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2586;