Антропоцентризм эпохи Возрождения
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ
И ФУНКЦИИ
1. Предмет и специфика философского знания.
2. Философия и мировоззрение.
3. Функции философии.
1.В системе разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово "философия" греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости". Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.
С момента своего возникновения, а существует философия более 2,5 тысяч лет, она включает в себя:
- учение об общих принципах бытия, мироздания, представление об общей научной картине мира - онтология (от греческого ontos - сущее и logos -учение);
- анализ общих вопросов познания - гносеология (от греческого gnoseos - познание и logos - учение) - познаваем ли окружающий нас мир? Возможности человека в познании мира;
- исследование общих проблем, связанных с человеком и его существованием, его бытием в мире. Учение о человеке носит название философской антропологии;
- изучение общих закономерностей развития человеческого общества - социальная философия;
- изучение этических, эстетических, культурных аспектов бытия - аксиология (от греческого axios - ценный и logos - учение).
На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Путь философского осмысления мира очень сложен, и все же философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
2.Определение философии имеет много общего с определением мировоззрения, которое представляет обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, понимание и оценку человеком смысла своей жизни и деятельности.
В самом общем виде мировоззрение включает в себя:
- обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные). Чем больше объем этих знаний, тем прочнее основа мировоззрения;
- духовные ценности и идеалы (нравственные, эстетические, идеологические и др.). Они определяют отношения людей ко всему происходящему. Благодаря им человек дает оценку тем или иным поступкам других людей и собственным.
История человечества знает различные типы мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение существовало на ранних этапах жизни человеческого общества. Его содержание - фантастические представления о мире, о деяниях богов и героев, создавших этот мир. Мифология - это система, содержащая идею сотворения мира и его объяснения. В мифологии закреплялись и духовные ценности и принципы. Миф рассказывал о прошлом и объяснял настоящее и будущее. Мифологические сюжеты прочно вошли в мировую культуру.
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественное (существа, связи, свойства). Человек убежден, что сверхъестественное определяет судьбу мира и человека, поэтому он испытывает благоговение или страх перед сверхъестественным. В то же время верующий человек считает, что можно воздействовать на сверхъестественное, задобрить его и вымолить какие-либо блага для себя или близких.
Любая религия (а мировых религий несколько, например - буддизм, христианство, ислам), будучи мировоззрением, рассматривает вопросы сотворения мира, его устройства. В священных писаниях содержатся духовные идеалы и ценности, следуя которым человек должен строить свою жизнь. Священные писания включают в себя мудрость многих поколений.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического. Религия разделяет бытие на два мира - естественный и потусторонний (сакральный), а также отличает дух от материи. Мифологическое же деление человеческого бытия на мир живых и царство мертвых не обнаруживает существенных различий между первым и вторым. Душа в мифологическом представлении являлась материальной.
На более зрелой стадии развития человечества возник новый тип мировоззрения. В процессе преобразования природы, человек накапливал соответствующие знания и опыт. Религиозное и мифологическое мировосприятие дополняется миропониманием, а миропонимание, как теоретическая основа мировоззрения, невозможно без знания философии.
Истоками философии являются мифология и научное знание.
Мифология выступала как мировоззренческая основа, откуда философы брали «вечные» темы бытия.
Научное знание, благодаря которому стало возможным объяснение проблем бытия. Философия отличатся от мифологии и религии тем, что ничего не принимая на веру, все подвергает критике и научному анализу.
В начале своего существования философия являлась своеобразной «наукой наук». Философы древности, обладая зачастую энциклопедическими знаниями, были одновременно выдающимися математиками, механиками, астрономами, целителями.
С развитием отдельных наук, с разветвлением научного знания, философия выделяется в самостоятельную сферу и теряет статус «науки наук».
В настоящее время философия является обширной сферой знания сложной по своему строению. Выделились как самостоятельные направления: философия природы, философия истории, философия науки, философия морали, философия искусства и т.п.
3. Являясь ядром научно-философского мировоззрения, философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими с такими важнейшими функциями как обобщение, синтез, интеграция всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий, масштабность философского подхода позволяет осуществлять функции прогноза, т.е. формировать гипотезы об общих тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции. Наиболее важными из них являются:
- мировоззренческая, поскольку философия знакомит с общими проблемами бытия, познания и отношения человека и мира.
- методологическая, поскольку философия предлагает не только учение о методе, но и совокупность наиболее общих подходов исследования бытия.
- прогностическая, поскольку философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития бытия; исполняет роль «интеллектуальной разведки».
- критическая, основанная на принципе «подвергай все сомнению».
- аксиологическая (axcios - ценный), т.к. философия содержит в себе оценку объекта с точки зрения духовных ценностей: нравственных, эстетических, идеологических.
-
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Общая характеристика исторических типов философии.
2. Античная философия.
3. Средневековая философия.
4. Философия эпохи Возрождения.
5. Философия Нового времени.
1. Исторические типы философии.
Античная философия (6 век до н. э. - 6 век н. э.). Характерная черта - космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира. Наряду с этим рассматривались вопросы, связанные с субъективным миром человека, имели место наивные представления о государственном устройстве.
Средневековая философия (6 - 14 века). Для средневековой Европы был характерен интеллектуальный упадок общества и влияние церкви. Именно церковь (римско-католическая)захватила монополию на образование и культуру. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монастырских школ. Философия стала «служанкой богословия». Теоцентризм и схоластика определяли сущность средневековой философии.
Философия эпохи Возрождения (15 - 16 века). Раннебуржуазное общество, культуру которого определяло новое прочтение (возрождение) античного наследия. Основными тенденциями философии являются антропоцентризм и гуманизм.
Философия Нового времени (17 - 19 века). Философы в своих трудах ориентируются на науку и, прежде всего, на естествознание, математику. Эпоха промышленных революций привела к бурному развитию механики. Абсолютизация законов механики породила такое течение в философии как механицизм.
Для социальной философии Нового времени характерно развитие учения о государстве и праве. Благодаря трудам Т. ГОББСА, ДЖ. ЛОККА, философов французского Просвещения создается теория общественного договора, объясняющая происхождение и сущность государства.
Особо выделяется Немецкая классическая философия, представителями которой были И. КАНТ, И. ФИХТЕ, Ф. ШЕЛЛИНГ, Г. ГЕГЕЛЬ, Л. ФЕЙЕРБАХ. Философы-классики как бы достроили здание философии верхними этажами. Классическая философия оказала огромное влияние на всю философскую мысль 19 и 20 веков.
Философия 20 века характеризуется новым этапом в развитии европейской философской мысли и связана с такими течениями как экзистенциализм, герменевтика, феноменология, прагматизм, структурализм, постмодернизм и др. Философские школы 20 века продолжают развиваться и в настоящее время.
2. Античная философия.
Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия (космологизм и натурфилософия).
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философия мыслилась как наука о причинах и началах всего сущего. Философы ищут первоначало, из которого все произошло.
ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.) считает таким первоначалом воду; АНАК-СИМЕН - воздух; АНАКСИМАНДР первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову бытия он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию. Философы из г. Милета впервые поставили вопрос «Из чего все?» Великий диалектик античного мира ГЕРАКЛИТ считал первоосновой всего огонь.
ПИФАГОР (конец 5 века до н.э.) ищет первоначало не в конкретном веществе, а в числах. "Все есть число". Число у Пифагора не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по его мнению, определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. "Где нет числа и меры, там хаос и химеры".
Дальнейшее движение античной мысли приводит к атомизму. ДЕМОКРИТ впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов (атом в переводе с греческого - неделимый). Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно увидеть настолько они малы. Но атомы различны по форме и, соединяясь в различные конфигурации, образуют вещи и предметы, которые мы воспринимаем.
Великий мыслитель античности ПЛАТОН полагал, что мир подразделяется на истинный и обычный. Истинный мир Платон ищет за пределами реального (обычного) мира. Наш мир - это мир вещей, это мир, где все возникает и гибнет, где все непрочно, несовершенно. В природе все возникает на время и гибнет навечно. Должен быть некий иной мир вечных постоянных сущностей (идей). Это истинное бессмертное, неделимое, вечно покоящееся бытие, постигаемое разумом (душой). Бессмертная душа до вселения в тело человека пребывает в том, потустороннем мире, в царстве чистой мысли. Наши знания есть не что иное, как воспоминания нашей души о том, с чем она знакомилась в мире идей.
Реальный мир, в котором мы живем, есть слабое подобие истинного мира. Реальные вещи, окружающие нас, так же мало соответствуют идеям, как тени предметов самим предметам.
Величайший ученик Платона и его критик АРИСТОТЕЛЬ стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность статуи. Чтобы возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Высшей формой, основным двигателем мира является бог.
Проблема человека в Античной философии
Человек и сознание - эта тема введена в греческую философию софистами (ПРОТАГОР, ГОРГИЙ, ПРОДИК)
Софисты («учителя мудрости») учили не только искусству спора и убеждения, риторике, грамматике, технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали вопросам философии.
Софисты, как образованные люди, прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, каждое из которых выглядит истинным. Отсюда вывод: мерой (критерием) истины следует считать человека, его собственное мнение.
«Человек есть мера всех вещей» (ПРОТАГОР). Критерием оценки хорошего и дурного, истинного и ложного становятся здесь склонности отдельного индивида.
Всякое человеческое знание у софистов только относительно. Объективное, истинное познание, с их точки зрения, недостижимо.
Посещая занятия софистов, в дискуссии с ними вступил СОКРАТ. Он впервые поставил в центр философии человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Возражая софистам, Сократ считает, что разум дает не просто индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание. Это знание человек постигает через усилия ума, критически анализируя те мнения, которые считаются общепринятыми и, отбрасывая их одно за другим, оставляет единственно верное. Сократ в центр своей философии ставит природу человека как морального существа. Он пытается раскрыть природу нравственности человека, определяет, что есть добро, зло, справедливость, любовь, т.е. то, что составляет суть человеческой души. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула - "Познай самого себя", подразумевая стремление к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественнозна-чимой личности.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Вопросы государственного устройства в философии Платона и Аристотеля
«Идеальное государство» ПЛАТОНА является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность и философов - правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное» государство, по Платону, должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться с преступниками. Государству должна подчиняться вся система образования. В общем, учение Платона о государстве - это утопия.
АРИСТОТЕЛЬ при исследовании социально-политической жизни считал главным естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Человек есть общественное животное, наделенное разумом.
Государство представляет собой объединение родов ради достижения совершенного существования. Государство, по Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Аристотель выделяет такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение о монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию.
3. Средневековая философия
Теоцентризм средневековой философии
Религиозная ориентация философии средневековья диктовалась основными догматами христианства. Учение о бытии, человеке, общественном устройстве сводилось к догмату о личностной форме единого Бога.
Бог есть источник бытия, поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом, если бы творческая сила Бога прекратилась, мир бы исчез. Проблема Бога и его отношения к миру выступает как центральная в средневековой философии.
Человек, будучи результатом творения бога, полностью зависит от своего творца. Христианский бог всецело владеет судьбой человека, подчиняя ее своей всемогущей воле. Человек не только создан богом, полагают средневековые философы, но и подобен ему. Поэтому только человек обладает бессмертной душой.
Размышляя о социальной реальности, философы средневековья утверждали, что богатство и бедность, имущественное неравенство - неизбежное явление в жизни общества, т.к. общество и государство являются творением Бога. Следует утешать себя тем, что перед Богом все люди равны и должны жить в мире и согласии между собой.
Предпочтение отдавалось монархической форме правления, поскольку единому Богу на небе должен соответствовать один правитель на земле.
Фома Аквинский - представитель средневековой схоластики
ФОМА (ТОМАС) АКВИНСКИЙ - центральная фигура средневековой философии позднего периода. Монах доминиканского ордена, магистр теологии, схоласт, т.е. преподаватель философии. Его учение возрождается в 20 веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе. Фома Аквинский комментировал текст Библии и труды Аристотеля, последователем которого был.
Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и высшую форму (см. АРИСТОТЕЛЬ). Бытие вообще есть Бог, сотворивший мир, как повествуется в Ветхом завете. Материю он понимал, как и Аристотель, т.е. как «чистую возможность», ибо лишь благодаря форме вещь является в определенном виде. Форма определяется Богом и, таким образом, происходит слияние материи и формы. Теологию Фома Аквинский ставил выше философии, но вместе с тем пытался найти гармонию между верой и разумом, полагая, что лучше понимать, то, во что верить, чем просто верить.
Переосмысливая учение Аристотеля, Фома Аквинский пытался в рамках философии доказать само существование Бога:
- все, что движется в мире, имеет причину движения, образуется цепь причинно-следственных связей. Но в этой цепи должен быть некий последний предмет, первопричина, перводвигатель. Это и есть Бог;
- Бог выступает как высшая степень совершенства, мерило, эталон, при сравнении совершенства различных существ и людей.
Рассуждая о человеке, Фома Аквинский рассматривает разум как высшую из человеческих способностей, но в религии вера ставится выше знания.
Средневековая философия вошла в историю как схоластика (Schole - школа, схоластика - значит школьная философия). Фома Аквинский выступал систематизатором схоластики, пытаясь обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку богословия». Средневековая философия может быть названа схоластической, поскольку преподавалась в средневековых учебных заведениях как теоретическая дисциплина, соединяющая религиозную мистику с рассудочными выводами.
4.Философия эпохи Возрождения
Проблема бытия в философии эпохи Возрождения
Философия вновь (после средневековья) обращается к изучению природы. Природа объясняется с точки зрения пантеизма.
Пантеизм означает «всебожие», т.е. Бог оказывается совмещен, слитен с природой. «Бог есть во всех вещах», - говорил Д. БРУНО. Философы Возрождения видели в природе живое, целое, мудрое, одухотворенное. Таким образом, христианский Бог здесь утрачивает свой внеприродный характер, а природа обожествляется.
Революцию в астрономии произвел Н. КОПЕРНИК. Он разрушил космологическую систему Птолемея и утвердил систему гелиоцентризма, согласно которой Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Д. Бруно, продолжая тенденцию Коперника, заявляет о бесконечности Вселенной, говорит о том, что таких миров как Земля - множество.
Антропоцентризм эпохи Возрождения
Антропоцентризм означает, что на первое место в философии Возрождения выдвигается человек, а уже во вторую очередь говорится о боге. Поэзия Петрарки - это восторженные гимны земной любви. Д. Боккаччо прославлял полнокровную жизнь горожанина нового типа. Н. Макиавелли возвышал роль политической реальности, человеческой активности вообще.
Мыслитель-гуманист ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА в своих трудах высоко оценивал человека. Человек ставится в центр мира. На Земле нет ничего более великого, чем человек, а в человеке нет ничего более великого, чем его разум. Бог создал человека, но создал его как ценителя божественных деяний. Человек должен быть свободным, и быть тем, чем хочет: может опуститься до животного состояния, а может подняться до ангельского совершенства. Человек - творец собственной жизни и судьбы.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится главным видов искусства.
5.Философия Нового времени
17 век открывает следующий этап в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Важнейшим фактором, порождающим изменения в экономике и социальных отношениях, стало естествознание. Развитие науки вызвало к жизни новую ориентацию философии, теперь она опирается на естествознание и, прежде всего, на механику, математику.
В 17 веке особенно быстро развивается экспериментально-математическое естествознание, а в философии на первый план выходят проблемы теории познания (гносеология) .
В теории познания выделились два противоположных направления: эмпиризм и рационализм.
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. БЭКОН. В своих исследованиях он опирался на опыт (эксперимент) и обратил внимание на исключительную значимость наблюдения и опытов для установления истины. Ученый и философ должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. До этого пользовались преимущественно дедуктивным методом, суть которого состоит в том, что мысль движется от общих положений к частным выводам.
Призыв Бэкона обратиться к эксперименту (эмпиризму) стал лозунгом для ученых того времени.
Однако следует отметить, что Бэкон слишком абсолютизировал эмпирические методы исследования, недооценивая при этом роль разума, т.е. рационального начала в сознании. Эта проблема составила предмет исследований Р. ДЕКАРТА, представителя рационализма. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые и определяют результаты познания.
ДЖ. ЛОКК, английский философ, был противником рационализма и отвергал точку зрения о врожденных идеях. Локк полагал, что все наши знания мы берем из опыта через ощущения, т.е. через данные наших органов чувств. «В разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через органы чувств». Критикуя воззрения Декарта, Локк остается приверженцем эмпиризма.
Представитель классической немецкой философии И. КАНТ частично преодолевает односторонность эмпиризма и рационализма.
Знание по Канту есть синтез чувственного и рассудочного. Чувственное знание, состоящее в многообразии ощущений, - это первый этап познания человеком окружающего мира. На втором этапе рассудок упорядочивает ощущения и подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Человек мыслит при помощи понятий.
Деятельностью рассудка руководит разум, который ставит перед рассудком все новые цели, пытаясь достигнуть абсолютного знания. Но абсолютное знание получить невозможно, поскольку, считает Кант, есть высшие сущности, предельно общие задачи, которые рассудок решить бессилен. Такие высшие сущности, недоступные для познания, Кант называет «вещами в себе».
ТЕМА 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Особенности формирования русской философии.
2. Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников.
3. Философия всеединства В. Соловьева.
4. Философские искания Н. Бердяева.
1. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека, общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к 10 - 11 вв., когда на территории нашей страны сложились развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительно высокого уровня. Но в самостоятельную науку русская философия превратилась лишь в начале 17 века, когда философия обособилась от религии.
Семнадцатым веком завершается русское средневековье. На место Московской царской Руси приходит Петербургская императорская Россия. Идеал православной "святой Руси" заменяется идеалом светского государства.
С основанием в 1775 г. Московского университета возникает традиция русской университетской философии, основоположниками которой стали М.В. Ломоносов и А.Н Радищев.
М.В. ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) стал первым русским мыслителем мирового значения. Его философия относится к естественнонаучному материализму. Наиболее интересными идеями Ломоносова являются следующие: признание материального единства мира, законов его развития; единство материи и движения. Он создал основы "Корпускулярной философии", согласно которой материя состоит из атомов, молекул (корпускул), чьё сочетание создает разнообразие тел. Отношение ученого и религии сложное. Он критикует церковь за невежество попов, но признает существование бога.
Во второй половине 18 века самодержавный строй достигает в России своего расцвета: идет процесс образования Российской колониальной империи, развивается светская культура и образование. Влияние Запада создает почву для антикрепостнической идеологии в России, возникает дворянсколиберальная оппозиция. Одним из ее представителей является А.Н. РАДИЩЕВ (1749 - 1802). Он первым в стране поставил вопрос об уничтожении крепостного права, выдвинул идею народной революции и республиканской формы правления. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними событий. К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах французской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота "вольности" и "рабства", видя в диктатуре Робеспьера пример вырождения свободы в самовластье.
Рассуждая о проблемах бытия Радищев признает, что бог есть безличная причина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества.
2. У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит П.Я. ЧААДАЕВ (1794 - 1856). Согласно его концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. материальных элементов, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве и во времени, которые трактовались Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.
П.Я. Чаадаев создал первую философию русской истории. Здесь его взгляды не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период высказывалась идея о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Отсюда мысль о необходимости единения России с другими народами. Однако, если западное общество эволюционирует от юности к зрелости, в России происходят лишь негативные изменения, возрастает рабство, основанное на крепостничестве.
Со временем взгляды Чаадаева меняются, и он приходит к мысли, что наше отставание от Запада мнимое. У России свой путь, следуя по которому можно пойти дальше Запада. Духовным источником исторического прогресса является Православие во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Западное христианство исчерпало опыт социального развития, потенциал остался только у Православия.
Идеи Чаадаева находят свое дальнейшее развитие в идеологии славянофилов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Наиболее известными представителями этого течения были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы, сравнивая проблемы России и Запада, последовательно проводили идею особого исторического пути России. Утверждали, что русская культура не должна подводиться под другие (западные) модели. Она обладает собственными ценностями и собственными перспективами. Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином "цельном знании". Католицизм и протестантизм исказили дух первоначального христианства, и только православие сохранило вечную истину раннего христианства - идею единства и свободы.
На основе православной веры славянофилы выдвигают идею соборности. Соборность - это свободное объединение людей в деле отыскания ими правды и совместного пути к спасению. Это единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной справедливости, единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.
Славянофилы считали монархию идеальной формой правления, а крестьянская община выступала в их схеме как идеальный "нравственный мир", внутри которого гармонично сочетаются личностное и коллективное начала. Разрушение общины означало для них нарушение основных начал русской культуры.
В борьбе со славянофилами складывается русская философия, тяготеющая к западничеству. Представители этой линии ориентируются на западноевропейскую цивилизацию. Критика религии, акцентирование личностного начала позволяют видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева, который называл человека "двигателем Вселенной", говорил о грядущей победе социализма, хотя и весьма скептически: "социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники".
Наиболее известными представителями западничества являются Т.И. Грановский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
"Западники" приняли философию Гегеля как последнее слово науки, опирались на достижения европейского естествознания, они верили в европейское будущее России. Герцен развивает теорию "русского социализма", полагая, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о крестьянской общине, которая якобы несет в себе начала социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда, мирского управления. По мнению Герцена, Запад и Россия, в конце концов, придут к единой цели, хотя несколько разными путями.
Социализм представлялся "западникам" как результат крестьянской революции, и Чернышевский зовет крестьянство "к топору", чтобы осуществить социалистический лозунг: "максимальное благо для максимального числа людей".
В последней трети 19 века черты западничества проявляются в идеологии народничества. На первый план вышел идеал "некапиталистического пути". В социальных построениях народников содержались интересные выводы относительно роли выдающейся личности в истории. Главной революционной силой народники, как и "западники", считали крестьянство, идеализировали крестьянскую общину и соответственно строили свою революционную пропаганду.
Продолжателями славянофильской философии в последней трети 19 века выступили почвенники. В философских построениях представителей почвенничества (А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов) главной была идея о "национальной почве", как основе социального и духовного развития России. Для почвенников, как и славянофилов, характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.
В своих суждениях почвенники более радикальны по сравнению со славянофилами. Так критикуя европейское христианство, они заявляют: "На Западе уже нет христианства. Римское католичество провозгласило не Христа, а Антихриста. Москва должна стать третьим Римом! Народ русский на всей земле единственный народ - богоносец, призванный обновить и спасти мир именем нового бога".
3.В. СОЛОВЬЕВ (1853 – 190 ) - представитель объективно - религиозного идеализма. Увлекаясь естественными науками, материализмом и атеизмом, Соловьев приходит к выводу, что наука не может быть последней целью жизни. Высшая истинная цель другая - нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств. Отсюда попытки связать религию и науку, включив в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания.
Центральная идея его философии - "идея всеединства". Мир в своем развитии проходит через три этапа: первый - эволюция природы до человека, второй - история, т.е. деятельность человека и, наконец, третий этап, когда человечество воссоединяется со своим творцом и осуществляется идея всеединства. Возникает богочеловечество под руководством вселенской церкви. Для этого необходимо объединить в единое целое все христианские конфессии, приобщать всех людей к учению Христа. К концу жизни Соловьев понял, что царство божие на Земле - это недостижимый идеал, несовместимый с государством, поскольку святой государственности не бывает.
4.Н. БЕРДЯЕВ (1874 - 1948) в начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. В 1922 году был арестован и впоследствии выслан в Европу за "расхождение с советской идеологией". В Париже он основал русский религиозно-философский журнал "Путь".
Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, антропологии, социальной философии.
Свобода - одна из основных тем в творчестве Бердяева. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и самосознания. Свои раздумья философ воплотил в оригинальной интерпретации "Легенды о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Бердяев выделяет в ней главный сюжет - о трудности свободы. Свобода предполагает выбор, а, следовательно, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью. Поэтому свобода чаще всего не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменять свободу на спокойное счастье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, определил бы его судьбу.
Размышляя об истории, Бердяев крайне негативно высказывается о революциях, подчеркивая, что революции ничего не создают, а только разрушают. Революционеры воображают себя творцами нового будущего, но на самом деле они обращены в прошлое, они рабы этого прошлого, хотя и ненавидят его. В результате появляются новые формы рабства, новые формы угнетения.
Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как реализацию безрелигиозного, атеистического мировоззрения.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА (ОНТОЛОГИЯ)
1. Бытие и материя.
2. Основные структурные уровни материи.
3. Движение как способ существования материи.
4. Пространство и время как атрибуты материи.
1. Термином бытие обозначают совокупную реальность, т.е. все, что существует.
Основными формами бытия являются:
- бытие природы, ее вещей, процессов, состояний, а также бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
- бытие человека, включающее его биологическую, природную сущность, общую для всех живых существ. К бытию человека также относят переживания, эмоции, мысли, характер, волю, т.е. то, что раньше называли душой, а теперь называют «психикой»;
- бытие духовного, включающее в себя нравственные, религиозные, этические, политические, правовые идеи, нормы, ценности, идеалы, т.е. духовное богатство цивилизации и культуры;
- бытие социального, включающее явления и процессы, происходящие в обществе, в социальном пространстве и историческом времени.
Все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Выделяя главные сферы бытия (природу, сознание, общество), человек постоянно задает себе вопрос: есть ли некая общая основа бытия, то, что объединяет все его сферы? Можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?
Еще первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей всегда сохраняются. Эту сохраняющуюся основу вещей назвали материей.
В древности материю сводили к какой-либо первоматерии (вода, воздух, огонь, земля). В дальнейшем представления о материи углубляются, возникает идея об атомном строении материи и в 18 веке эта идея становится господствующей.
В конце 19 века атомистическая концепция строения материи вышла за границы классической механики. Выяснилось, что атом делим и сам состоит из элементарных частиц - ядра, электронов. В течение двух столетий классическую механику И. Ньютона считали полностью объясняющей картину мироздания. Открытие в мире элементарных частиц и теория относительности А. Эйнштейна показали ограниченность классической механики. Начался мучительный процесс ломки старых, привычных представлений. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к ошибочному выводу об отсутствии вообще достоверного знания. Чрезмерно преувеличивалась роль математики. Поскольку поведение элементарных частиц можно представить только с помощью математических методов, некоторые ученые стали утверждать, что «материя исчезла, остались одни уравнения».
Бессмысленно определять материю через ее многочисленные виды и формы, тем более, что наука постоянно обнаруживает новые, неизвестные ранее ее свойства, признаки (и в будущем будет их обнаруживать). Не существует материальной субстанции, первоосновы всего («кирпичиков» мироздания).
Общим признаком материи является ее свойство быть объективной реальностью, существовать независимо от нашего сознания.
Материю, как таковую, нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что люди видят, осязают, есть определенные виды материи, конкретные формы ее проявления.
Материя представляет собой лишь общее понятие, которое выражает действительное бытие вещей.
2.Основные структурные уровни материи.
• Микроэлементарный уровень, т.е. уровень существования и взаимодействия элементарных частиц.
• Атомный уровень — существование и взаимодействие атомов.
• Молекулярный уровень - образование молекул из атомов и их взаимодействие.
• Макроскопический уровень - существование твердых, жидких, газообразных тел, которые формируются из молекул и воспринимаются органами чувств.
• Космический уровень - звезды, планеты, звездные системы, галактики.
• Усложнение молекул постепенно привело к образованию органических соединений и появлению жизни, т.е. биологического уровня материи.
• Высшим структурным уровнем материи является социальный уровень, т.е. человеческое общество, цивилизация.
Каждый уровень материи - будь то космическая система, атом, молекула, живой организм - качественно своеобразен и имеет свою специфику, но между различными уровнями имеется связь. Простые уровни входят и содержатся в более сложных. Однако высшие формы организации материи не включаются в низшие.
Одним из свойств материи является ее неуничтожимость, которая проявляется в конкретных законах сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Это закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения массы, заряда и многие другие законы.
3.Мир находится в постоянном движении. Движение многообразно: движутся галактики, звезды, планеты, электроны и атомы; сложные процессы совершаются в живых организмах; в обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры.
Движение это способ существования материального мира. Мир без движения существовать не может.
Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не вносится в мир извне, а является самодвижением материального мира, т.е. оно внутренне присуще материи.
Движение абсолютно, а формы и виды движения многообразны и зависят от уровня организации материи:
- неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения;
- живой природе - биологическая форма;
- обществу - социальная форма движения.
Движение в применении к материи - это любое изменение вообще.
Понятие «движение» противоположно понятию «покой». Движение абсолютно, покой относителен. Покой относителен, во-первых, потому, что любой предмет, находящийся в пространстве, покоится по отношению к одной системе координат и движется по отношению к другой системе. Например, дом, который покоится по отношению к земной поверхности, движется вместе с Землей по отношению к Солнцу.
Во-вторых, покой относителен и в смысле его временности. Состояние покоя любой системы рано или поздно нарушается. До тех пор, пока предмет остается собою, он находится в относительном покое, но со временем любой предмет меняется и даже исчезает.
4. Пространство и время, как и движение - атрибуты материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может существовать иначе, как в пространстве и времени.
Все предметы имеют определенную протяженность в пространстве, расположены в определенном порядке. Порядок сосуществования этих предметов образует структуру пространства.
Время характеризует смену состояний предметов, длительность процессов. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса. Порядок смены этих звеньев образует структуру времени.
Пространство и время обладают своими особенностями:
- пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему;
- пространство и время бесконечны, как бесконечен материальный мир, и вместе с тем прерывисты, т.е. разделены на отдельные промежутки, отрезки.
Единство пространства, времени и движущейся материи блестяще доказывает теория относительности.
Частная теория относительности, созданная трудами Лоренца, Эйнштейна, Пуанкаре, Минковского, доказывает взаимосвязь пространства и времени с материей.
Общая теория относительности, созданная Эйнштейном, дополняет частную, доказывая принцип эквивалентности ускорения и тяготения.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)
1. Структура знания.
2. Специфика научного знания.
3. Теория истины.
4. Практика и ее роль в познании.
1. Структура знания
Процесс познания включает в себя два этапа - чувственное и рациональное знания.
Роль и значение этих этапов в истории философии определялись позициями тех или иных философов. Одни из них, например ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ решающую роль отдавали рациональному познанию, отрицая значение чувственного познания. Сторонники эмпиризма - ГОББС, ЛОКК, напротив, признавали чувственное знание главным.
Как же человек в действительности познает окружающие его предметы, явления, процессы?
Для познания материальных объектов, в первую очередь необходима деятельность органов чувств, а также нервной системы, благодаря чему у человека возникает ощущение и восприятие этих объектов.
Ощущения - это образы материального мира, которые отражаются в мозгу человека, поступая через органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, обоняет, чувствует вкус: все это и есть ощущения - первоначальный источник наших знаний.
Благодаря совокупности, комплексу ощущений человек способен воспринимать предметы как нечто целое. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах. Эти ощущения суммируются и превращаются в восприятие. Предмет дается сознанию в своей целостно-предметной форме.
Восприятие - это целостный образ материального предмета.
Еще более сложная форма чувственного познания называется представлением.
Представление - это образ предмета, возникающий в памяти, когда сам предмет непосредственно недоступен органам чувств.
Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущения, восприятия, представления.
Основными формами рационального познания или мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Человек мыслит понятиями. Понятия выражаются в словах, которые возникают в процессе выделения и фиксации общих существенных свойств предметов и явлений.
Слова - понятия, фиксируя общее в материальных объектах, сами материальными не являются. Так в восприятии человек отражает реальное дерево, а понятие - это дерево вообще.
Понятия возникают и существуют в голове человека в виде суждений. Мыслить - значит рассуждать о чем-либо.
Суждение - это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: «человек - разумное существо», «растения не обладают разумом».
В процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь сложных рассуждений. Законченной единицей рассуждения является умозаключение.
Умозаключение - это мыслительная операция, когда из двух или более суждений логически выводится новое (вывод).
2. Специфика научного знания.
Познание человеком окружающего мира начинается на уровне обыденного, жизненного знания. Это знание является важной основой повседневного поведения людей, их отношений друг с другом и с природой.
На основе обыденного знания возникло знание научное. Это произошло около двух с половиной тысячелетий назад в результате исторического разделения труда на физический и умственный.
Наука начиналась с установления того факта, что окружающий человека мир в сущности не такой, каким представляется людям в их восприятии. Чтобы добраться до его сути, нужно употребить мысленные усилия, отличающиеся по своей глубине от повседневных. Поэтому научная деятельность требует особой подготовки (учебы).
В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический - это уровень знания, содержание которого получено из опыта.
Теоретический уровень - это достоверное знание законов, которым подчиняется изучаемый объект, раскрытие сущности объекта.
Как эмпирическое, так и теоретическое знания содержат в себе элементы чувственного и рационального. Так данные наблюдения, опыта нельзя свести только к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.
При построении теории часто используются модельные наглядные представления, такие как «идеальный маятник», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело», «идеальный товар» и т.д. Это модельные образы, с которыми проводятся мысленные эксперименты. Так теория всегда содержит чувственно-наглядные образы. Следовательно, можно говорить только о том, что на эмпирическом уровне преобладает чувственное, а на теоретическом - рациональное.
Рассмотрим отдельные примеры.
Наблюдение, как исходная форма эмпирического познания, представляет собой целостное восприятие.
Эксперимент - вид эмпирической деятельности, когда объект помещается в особые условия. Здесь уже возрастает роль рационального аспекта.
Описание - обобщение знания, полученного в результате наблюдений, экспериментов. Рациональный аспект в описании выражен больше, чем в эксперименте.
Гипотеза - научно-обоснованное предположение, полученное в результате исследования.
Теория - система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.
3. Теория истины.
Истина - это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание воспроизводит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина - это процесс.
Противоположное истине понятие - заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.
Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».
В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконечен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир.
Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения.
На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут считаться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуждаться в дальнейшем уточнении, углублении.
Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность.
Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере - истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая последующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием.
4. Человек есть часть материального мира. Жизнь человека основана на обмене веществом и энергией с окружающей средой. В отличие от животных человек обладает мышлением и не только воздействует на окружающую природу, но и преобразует ее. В процессе преобразования человек создает новую реальность, новые условия жизни, которые не даны ему природой. Создавая эту новую реальность, человек одновременно совершенствует и себя. Реальное преобразование бытия является основой проявления человеческого творчества.
Преобразование природного и социального мира человеком определяется в философии как практика.
Животные ощущают, воспринимают окружающий мир в той мере, в какой вещи этого мира имеют для них биологический смысл. Животные приспосабливаются к окружающей действительности. Человек изменяет эту действительность.
Особенностью практики (как человеческой деятельности) является то, что эта деятельность осуществляется при помощи орудий и средств труда. Основными формами практической деятельности являются:
- материальная, производственная деятельность, которая является исходной предпосылкой возникновения человеческого общества, выделения человека из животного мира;
- формирование и развитие общественных отношений. Эта деятельность направлена уже не на окружающую людей природу, а на самих себя и на отношения с другими людьми.
Практическая деятельность всегда связана с сознанием и находится с ним в органическом единстве.
Человек в процессе практической деятельности познает окружающий мир, получает знания. Человеческие знания возникают и существуют только благодаря практике. Практика выступает как основа и цель познания.
Вопрос о критерии истины - это вопрос о том, как проверяется истинность знаний. Всеобщим критерием истинности всякого знания является практическая деятельность людей - практика. Чтобы доказать правильность (истинность) знания, нужно практически воздействовать на объект. Если при этом воздействии полученные результаты окажутся теми, которые мы предвидели, значит, наше исходное предположение было истинным. Если на практике мы не получаем тех результатов, на которые рассчитывали, значит наши представления об объекте были неверными.
Практика как критерий истины содержит абсолютный и относительный моменты.
Абсолютность практики состоит в том, что никакого иного критерия, кроме практики, для установления истинности нет и быть не может.
Относительность практики как критерия истины означает невозможность практически подтвердить или опровергнуть все имеющиеся в науке предположения и гипотезы.
ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ
1. Природное и общественное в человеке.
2. Возникновение человека: труд, язык, мышление.
3. Труд как философская проблема.
1. Философы прошлых веков считали человека высшей ценностью на Земле, а со временем поставили человека в центр философского знания.
Человек обладает многими качествами - это и разум, и воля, и характер, и труд, и общение. Какое же из них является основным? Человека изучают многие науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия объединяет достижения частных наук и рассматривает человека в его целостности. Философия определяет место человека в мире и его отношение к миру. Самым отличительным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир, создает материальную и духовную культуру. Труд всегда был и остается коллективной, общественной деятельностью людей.
Человек - это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих в себе различные свойства: биологические, психические и общественные.
Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являются анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая передается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными), обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частью природы.
Понятие «психическое» в определенной степени присуще не только человеку, но и животным. Однако психика человека существенно отличается от психики животных. Общим для человека и животного является наличие «первой сигнальной системы». Эта система управляет органами чувств и воздействием на них внешнего мира, а также связана с безусловными и условными рефлексами.
Но человек обладает еще и «второй сигнальной системой». Сигналами в ней являются слова - произносимые, слышимые и видимые. Слово заменяет непосредственный сигнал и дает возможность понимать явления действительности без непосредственного чувственного контакта с ними. Но слово не существует без мышления, т.к. человек мыслит только словами (понятиями). Наличие мышления и речи отличает психику человека от психики животных.
Человек есть существо общественное (социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появляется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью. Произносимые ими звуки похожи на звуки тех животных, среди которых они жили. Мышление у них отсутствовало. Это яркий пример того, что человек есть существо общественное (социальное). Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растение, выдернутого из земли и брошенного на камни.
Итак, человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней.
2. Научное обоснование происхождения человека из животного мира стало возможным после трудов Ч. Дарвина. Несколько позже Ф. Энгельс обосновал идею о роли труда в формировании человека и его сознания.
Изменения в условиях жизни привели к прямохождению наших предков, а передвижение на задних конечностях привело к освобождению руки. Освобожденная от выполнения функций передвижения, рука стала органом труда. С помощью руки наши предки стали все шире использовать различные предметы (камни, палки) для воздействия на окружающую природу, а позднее стали предварительно обрабатывать эти предметы и изготовлять примитивные орудия труда. С появлением орудий труда появляется обезьяночеловек - переходная ступень от обезьяны к человеку.
Рука не только орган труда, но и продукт труда, поскольку она совершенствовалась по мере развития трудовых навыков. Развитие руки, прямохождение привели к изменению скелета и развитию мозга.
Поскольку наши предки вели коллективный образ жизни, у них появилась необходимость передавать друг другу информацию, связанную с изготовлением и использованием орудий труда. «Появилась потребность что-то сказать друг другу». Это привело к тому, что неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, а органы рта постепенно научились произносить членораздельные звуки. Так в процессе общественного труда возникла речь.
Так сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных. Животное только пользуется природой, человек же изменяет ее и заставляет служить своим целям. Это происходит благодаря труду, а впоследствии, когда образовалось человеческое общество, развитие труда стало определять человеческую историю.
3. Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы для удовлетворения своих потребностей.
Труд сыграл решающую роль в процессе возникновения и развития человеческого общества. Труд, как целесообразная деятельность человека, начинается с изготовления орудий труда.
По мере совершенствования орудий труда, труд становится более сложным. Происходит разделение труда. Первое историческое разделение труда произошло примерно пять тысяч лет назад. Его называют первым «великим разделением труда». От традиционных видов деятельности, которыми являлись охота, рыболовство, собирательство, отделились скотоводство, земледелие, ремесло. Это привело к оседлому образу жизни людей, а также к повышению общественной роли мужчины и переходу от матриархата к патриархату. Патриархат привел к появлению имущественного неравенства в обществе и возникновению общественных классов.
Второе историческое разделение труда - это разделение между физическим и умственным трудом. Последствием этого разделения явилось появление науки, философии, права, а это уже признаки цивилизованного общества.
С развитием труда происходит его техническое разделение. Это разделение труда на ряд операций, которые выполняются различными людьми в мастерской, цехе, фабрике.
Еще Платон высоко оценивал техническое разделение труда, утверждая, что оно ведет к повышению качества продукции и к развитию природных склонностей человека. А. Смит в 18 веке подчеркивает: "разделение труда приводит к величайшему прогрессу производительных сил, но превращает работника в ограниченное существо". В 20 веке еще более усиливается критика специализации. "Человек превращается в придаток машины. Он - объект манипулирования со стороны хозяев", - утверждали философы прошлого века.
Техническое разделение труда порождает такое явление как отчуждение работника от труда. Отчужденный труд - это труд по принуждению (подневольный труд). Основные признаки такого труда:
- рабочий использует материалы и производит из них какие-то предметы. Ни эти материалы, ни изготовленные предметы не принадлежат работнику, они ему чужие (отчужденные от работника вещи);
- труд является принудительным, потому что работник подчиняется людям, которые без его участия управляют предприятием, организуют труд на производстве;
- принудительный (отчужденный) труд отнимает свободу у работника. В труде человек подневолен, а свободен, когда не трудится;
- принудительный (отчужденный) труд порождает отчуждение между людьми, которое проявляется в конкуренции, безработице, борьбе с собственниками за повышение зарплаты и т.п.
В настоящее время признается глобальный, универсальный характер отчуждения. Содержание и формы отчуждения вытекают из сущности человека. Существуют два уровня отчуждения: естественный и социальный.
Отчуждение труда существует в любом обществе и полностью избавиться от него невозможно. Современные философы признают это, хотя и допускают возможность некоторого снижения уровня отчужденности. Это снижение возможно при постановке жизненной программы и приобретении такой работы, о которой мечтаешь, а также при занятии творческим трудом, под которым подразумевается человеческая деятельность, направленная на создание принципиально новых предметов как материального, так и духовного потребления.
ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Предмет философской антропологии.
2. Философский анализ понятий "индивид" и "личность".
3. Возрастание свободы личности как критерий общественного прогресса.
1.В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека, - "философская антропология". Под тем же названием существует основанная в 20 веке философская школа, главными представителями которой являются: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.
Естественно-научная антропология отстаивает положение о том, что "человек есть достаточно поздний итог развития жизни на Земле. Это существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей".
В философской антропологии преобладает целостный подход к пониманию человека. Философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Пример такого подхода дает позиция М. Шелера. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют жизненные инстинкты и потребности, главные из них - голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность человека - духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, стремление к свободе, почитание высшего. Дух противоположен жизни, реальному, где господствуют витальные влечения, он ставит человека выше жизненных влечений, поднимает его над миром. в попытке понять человеческую сущность нельзя не учитывать того, что человек обладает не только внешними, но и внутренними, скрытыми характеристиками, которые в своей совокупности формируют определенный его образ, отражаемый в таких понятиях как индивид, индивидуальность, личность. Сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру.
2.Термин индивид употребляется для обозначения отдельно взятого представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности направляет внимание на то особенное, своеобразное, что отделяет данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не внешний облик человека, а комплекс его внутренних качеств (особенности
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Международное сотрудничество в решении эколого-экономических проблем | | | 1 страница. Общественное бытие – материальные условия жизни людей. |
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 4822;