От мифологии к философии
Мифология эллинов прошла путь от хтонического состояния мифологии, отражавшей дополисный, доолимпийский уровень их бытия, до «очеловечивания» мифа и культа, до антропоморфизма и гуманизма.
Двухслойность сознания - мифологического на «верхнем» уровне и реалистического на «нижнем», обыденно-практическом, - сохранилась у греков в классическую эпоху.
Согласно М.К. Мамардашвили, миф - это не просто система представлений, это одна из первых человекообразующих машин, средство перевода человека в избыточную жизнь, или бытие. Именно конструктивная сторона мифа объединяет его с философией. Ритуалы (а миф - это словесное сопровождение ритуала), «воздействуя на человеческое существо, собственно, и переводят, интенсифицируя, обычное состояние в другой режим жизни и бытия. Именно в тот режим, в котором уже есть память, есть преемственность, есть длительность во времени, не подверженные отклонениям и распадам (которым они были бы подвержены, предоставленные естественному ходу натуральных процессов). Мы помним, мы любим, мы привязаны, имеем совесть - это чисто человеческие состояния - тогда, когда мы уже прошли через формообразующую машину»[4]
Мифология эллинов, многократно переработанная и переосмысленная, повествует, что мировой процесс начинается с Хаоса — бесформенного состояния Вселенной, затем из него рождаются боги: Гея — Земля, Уран — небо, Тартар — подземный мир. Эрос — мир прекрасный, Нюкта — ночь. Поколения богов во Вселенной, сменяя друг друга, представляют собой царство Зевса-громовержца, мир, который похож на индийский: сходство традиций в отношении к богам, которые тщеславны и зависимы, не всесильны, ибо, как и люди, находятся во власти судьбы (у греков — мойра, ананке, морос).
Мифология эллинов радикально отличается от всех предшествующих и современных ей форм мифологического сознания своим последовательным антропоморфизмом, освободившим богов-олимпийцев от сохранявшихся еще в земледельческих и скотоводческих культурах рудиментов зооморфности и солярности.
Развивался процесс «самоотрицания мифологии», стимулируемый развитием научной мысли. Она решительно и окончательно вышла за пределы обыденного сознания, поднявшись на уровень специализированного и уже профессионализировавшегося философского мышления, отделившегося от религиозно-мифологического.
Философия, в точном смысле этого слова, как форма концептуально-теоретического мышления, родилась в Греции, а не на Востоке, ибо «..древний восточный мудрец мыслил Фигурами, философ же изобрел Концепты и начал мыслить ими»; поэтому рассуждение в «..китайской, индуистской, еврейской, исламской «философиях» ... является не собственно философским, а предфилософским» или «мудростью», которую нужно отличать от философского дискурса. Появление философии в Греции, — результат становления теоретического философского мышления и было прямым следствием развития ремесла и морской торговли, нуждавшихся в научном обосновании творчески-созидательного, а уже не земледельчески-потребительского, отношения человека к природе и его освобождения от закрепленного в мифах преклонения перед нею.
Хорошо известно, что рабы обеспечивали многих свободных — полностью или частично — не только всем необходимым, но и предоставляли им свободное время, столь необходимое для занятия политикой, наукой, искусством и спортом. Без этого, вероятно, и не было бы той блестящей «цивилизации досуга», каковой и была античность. Кажется, именно благодаря беспощадной эксплуатации рабов-чужеземцев, античное общество по уровню жизни и потребляемых благ забежало несколько вперед, намного опередив те имеющиеся возможности, которыми располагал древний средиземноморский мир. Обладая более мощным экономическим потенциалом, оно через неэквивалентный обмен втягивало в себя лучшие людские и материальные ресурсы окружавшей его огромной «варварской периферии». В этом противоречии следует искать одну из главных, если не самую главную причину невиданного взлета, а затем и страшной гибели античной цивилизации.
Свою предметно-созидательную деятельность греки назвали словом «техне», вошедшим в лексикон всех европейских народов, — оно обозначало, по Аристотелю, «единство опыта и знания», то есть охватывало всю преобразующую природу созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно — так, как может созидать только человек, по греческой же терминологии, «свободнорожденный», — ведь только свобода открывает перед людьми возможность накапливать новый опыт и новые знания, неизбежно изменяющие сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, и прежде всего — мифологически-фантастическое. Власть традиции над индивидом была решительно поколеблена.
Создалась возможность получать новые ответы на старые вопросы»; это и породило греческую философию, которая искала новые — немифологические — на них ответы, пытаясь сформулировать теорию о мире — из чего он состоит и как он действует — в понятиях повседневной жизни и труда.
Финикийцы изобрели письменность. Письменность перестала применяться исключительно для составления официальных или деловых документов, начала появляться литература — поэтическая, историческая и философская.
У истоков своих философия была целостно-синкретическим знанием о мире, бытии, космосе, только еще начав отделяться от мифологии и еще не разойдясь с зарождавшимся научным познанием мира. Философия самоопределялась в культуре именно как философия, т.е. любо-мудрие - целостное осмысление всего сущего, включая осмысляющего мир носителя этой мудрости - человека: напомню, с одной стороны, онтологические концепции элеатов и пифагорейцев, а с другой - осуществлявшийся греческими философами призыв дельфийского оракула (надпись на храме Аполлона в Дельфах)[5]: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную», в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.
Итак, появление философии было лишь одним из аспектов общекультурных изменений в рассматриваемый период: «у философов это - переход от мифа к логосу, от мифологического мировоззрения к категориальному; у правоведов - переход обычая в закон-номос, в равенство свободных граждан перед законом; у искусствоведов - раскрепощение знака, переход установленных ритуалом правил изображения в текучую форму канона, запрещающего повтор-плагиат; у психологов - смена установки неприятия нового на высокую оценку личного вклада, появление экономической характеристики- все значимые события в нашей культуре носят имена их творцов; у социологов - переход ряда специализированных социальных ролей (правитель, воин) в навыки всеобщего распределения (гражданин, воин, грамотный). У лингвистов это потеря слоговой письменности (письмо А и В) и восстановление-упрощение письменности на алфавитной основе, появление нормативных грамматик»[6].
Сформулируем теперь отличие философии от мифа[7]:
1. а) Миф - это упакованная в образах и метафорах тысячелетняя коллективная и безымянная традиция. Иными словами, миф - это запись или устная фиксация коллективного ритуала.
б) Акт философствования - акт автономной, неритуальной мысли; акт, имеющий авторство и дату. Таким образом, философия, в отличие от мифа, индивидуальна и датируема. Она представлена актами понимания мира с помощью изобретаемых философом принципов (вода, огонь, воздух и т.д.).
2. а) Мир мифа есть такой мир, в котором нет проблем. Миф есть освоение мира, его осмысление, организация без постановки вопросов. Непонятные силы превращаются в понятные посредством приписывания их доступному, но отличному от человека мифологическому образу. Миф - это мир образов.
б) Для философа мир становится проблемой; непонятное конкретизируется, а это уже отличается от просто «непонятного». Выступление мира в качестве проблемы не есть нечто само собой разумеющееся, это историческое событие. Превращение непонятного в понятное философ осуществляет посредством создания и определения понятий. Таким образом, философия есть конструирование понятий и их определение в процессе создания философского текста.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1430;