Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.
Тема 12. (4.1.) ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ
(ФИЛОСОФИЯ КАК УЧЕНИЕ О МИРЕ И БЫТИИ)
План лекции
Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.
Многообразие явлений и проблема единства мира. Поиск первоосновы сущего.
Философское и естественнонаучное представления о материи.
4. Свойства и структура материи: ее элементы и уровни.
5. Движение, пространство и время – атрибуты материи.
Краткое содержание
Основные понятия
Сущее – то, что есть.
Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.
Онтология – философское учение о бытии.
Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.
Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность.
Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем:
1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;
2) противостоящее явлениям сознания.
Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им.
Движение – способ существования материи, любое взаимодействие, а также изменение состояний объектов.
Краткое содержание
Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.
Понятие бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Именно с постановки проблемы бытия началось становление философии.
Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность; это предельная, фундаментальная категория.
Впервые слово «бытие» ввел Парменид, который охарактеризовал его как вечное, неизменное, неподвижное.
Приложение 1 к теме 4.1. Парменид Элейский.
Основные его тезисы таковы:
1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.
5. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.
Известен его тезис: «Бытие есть, а небытия — нет».
1. Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».
2. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
3. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
Если имеет части, значит, части отграничены друг от друга Небытием. 4. Его — нет.
Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.
5. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет.
6. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте[3].
В последующем сложились различные трактовки бытия, которые можно свести к трем основным:
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 2433;