Б) Даосизм
ОсновательЛао Цзы - Старый Учитель (кон. 6 - нач. 5 в до н.э.). Главный текст – «Дао дэ цзин» (Книга о силе Пути), , живший в конце VI — начале V вв. до н. э.
Примерно за 600 лет до н.э. в провинции Чу (сегодня Хунан) родился Ли Боян, позже получивший почетное имя Лао-цзы, т.е. «старый мудрец». До нас дошли сведения о его юности, воспитании и учителях. Мы знаем лишь, что он некоторое время состоял архивариусом в царском архиве. Сам же он написал лишь одну книгу, и то не полностью добровольно
А именно, когда Лао-цзы собрался совсем отойти от мира и отправился в горы, на пограничной заставе ему встречается начальник заставы Ин Ки, который просит его: «Учитель, я вижу, что ты хочешь уйти в одиночество, — я прошу тебя, запиши для меня свои мысли». Лао-цзы делает ему это одолжение и записывает около 5000 слов. Затем отправляется дальше — и больше его никто не видел.
Однако эта книжица, «Дао-дэ-цзин», «Книга о силе пути», вероятно, является одним из самых великих произведений мировой литературы. Она была переведена более чем на 130 языков.
Для древних китайцев дух и материя были неразделимы, и дух мог материализоваться, принимая грубые и зримые физический формы. «Человек порождается духовным эфиром и со смертью вновь в него возвращается. Вода, затвердев, становится льдом, дух, сгустившись, становится человеком. Растаяв, лед превращается в воду, а человек после смерти вновь становится духом» - писал в 1в. н.э. Ван Чун, выражая общепринятый взгляд на вещи. Мир духа и мир бесчисленных физических форм в сознании древних китайцев объединяло понятие Дао – Пути Вселенной. Дао называется Путем потому, что оно всегда в движении, «неизменное, постоянно рождает изменения», оно – незримая программа Пути, которым мир идет во времени и пространстве.
Основные положения даосизма:
- Центральное понятие даосизма – дао («путь») – Путь Вселенной, мировой закон. Даосизму присуща идея единства человеческого микрокосма и гигантской вселенной, которые суть одно и друг без друга существовать не могут.
Тот, кто слился душой с Дао, постигает его сердцем, т.к сердце способно открыть то, что недоступно органам чувств. Рассказывают, что одного из самых знаменитых даосских бессмертных Цао Го-цзю в его горном уединении однажды посетили двое других, раньше него обретших истину.
«Где находится Дао?» - испытующе спросили его гости, чтобы убедиться, что Цао Го-цзю уже познал сокровенное. «Дао – там» - указал на небо Цао. «А где же небо?» - опять спросили бессмертные. И Цао молча указал на свое сердце.
- Жить по Дао – значит следовать естественности, то есть не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципу недеяния – у-вэй Даосизм отрицает любое усилие как человека, так и общества, т.к. любое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. «Дать событиям произойти». Необходимы особые гармоничные действия, не нарушающие мировую целостность. Не следует активно творить добро, а тем более делать зло, так как и то и другое искажает естественный порядок вещей. Следующий Дао не «делает добро», а естественно его излучает, как солнце излучает свет, не ставя себе это целью. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей».
Как видно, эта точка зрения противоположна учению Конфуция, согласно которому «благородный муж» должен заниматься самосовершенствованием и принимать участие в управлении другими.
Концепция естественности, пришедшая из даосизма, стала одним из основополагающих принципов жизни Китая на многие века. Китаец всегда мыслил себя всего лишь частью природы. С приходом в Китай европейской техники и началом строительства железных дорог западных инженеров постоянно приводило в отчаяние непонятное упрямство китайских чиновников и рабочих, отказывающихся нарушать благоприятную картину сил природы «фэншуй», хотя европейцы предлагали наиболее целесообразные с экономической точки зрения решения…
Считать себя царем природы или попытаться покорить ее для китайца было нонсенсом. Напротив, дабы обрести здоровье, он старался не идти наперекор природе, а включиться в ее ритмы, впустить в свое существо то лучшее, что несет в себе каждый из сезонов. Не разрешалось, например, зимой производить земляные работы, чтобы не будить заснувшую землю. Преступников казнили не на рассвете, как обычно делали в Европе, а ближе к вечеру, когда начинал умирать день; чаще же их жизнь вообще откладывалась на осень, чтобы они умерли вместе с окружающей природой. Идеал слияния с природой, почти полного растворения человека в ней мы видим на старинных пейзажах: среди горных круч, речной глади не сразу отыщешь маленькую фигурку рыбака в накидке из листьев или едва проступающие сквозь дымку очертания хижины.
- В даосизме используется китайское учение о двух началах – Инь и Ян. Это два парных понятия, которые характеризуются как противоположности, полярности: Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Инь и Ян могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Противоположности составляют гармонию: без зла не станет и добра, прекрасное не существует без безобразного. Чередование Инь и Ян называется путем (Дао), который проходят вещи. Одна из основных задач человека – понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей». Именно благодаря человеку разъединенность мира оказалась преодоленной, т.к. он соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, изменяющееся и постоянное.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1190;