А) Конфуцианство
Люди первой категории
учатся недолго и становятся мудрыми.
Люди второй категории
становятся мудрыми, но учатся долго.
Люди третьей категории
остаются глупыми и учат слова.
Основателем древнекитайской философии и «создателем» духовного облика китайца был Кун Фу цзы (6-5 в. до н.э.). В Европе он стал известен только через 2 тысячелетия после своей смерти как Конфуциус (рус. – Конфуций). Родился Конфуций в 551 г. до н.э., умер в 479 г. до н.э. В какой степени Аристотель определил развитие западного мышления, в той же мере Конфуций повлиял на китайское мышление — и тем самым на мышление примерно четвертой части населения Земли.
Главный текст - «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Слово «конфуцианство» пустили в ход европейцы по имени основоположника учения; в Китае же это явление всегда именовалось «Школой книжников», т.к. вело свое начало от мудрости далекого прошлого.
Основные положения конфуцианства:
- в центре конфуцианства не просто человек, а прежде всего человек общественный. Большое внимание уделяется стратегии поведения человека в обществе, в общении с другими, принципы построения и функционирования социума .
- следовать по правильному пути человеку помогают Установления – «ли» (в пер. Этикет, Ритуал, Обрядность, Церемонии). Это неписанные норм поведения, которые противны врожденным желаниям, но необходимы. Только облекшись в новую плоть «ли» он становится достоин звания человека. Ли упорядочивает мир, направляя его ко всеобщей гармонии. Ли сформировали стандартные обороты вежливости, китайские церемонии. Благодаря существованию ли любой человек точно представлял, как он должен поступить в каждом конкретном случае, «знал свое место». Церемонии разделяли людей, создавали четкую иерархичность, но в отличие от закона, действовали изнутри, т.к. был связаны с чувствами.
- Установления формировали разные принципы, самым важным из которых был принцип сыновней почтительности – сяо. В современном обществе, обращенном в будущее, главной ценностью представляются дети. В Древнем Китае, ориентированном на прошлое, основой виделись предки, родители, старшие. Известен китайский рассказ о «почтительном сыне», который решил закопать живьем в землю своего младенца, чтобы избавиться от лишнего рта, дабы должным образом прокормить свою дряхлую старуху-мать. В генеалогическом древе, которое в Китае мыслилось живым организмом, более всего дорожили корнем. Ветви можно обрезать много раз, но повреди корень – и древо погибнет с ветвями. Поэтому при жизни следовало служить родителям, а после смерти приносить жертвы их духам. Ценность ребенка состояла в миссии продолжения рода – он был гарантом того, что жертвоприношения не прекратятся. Существование миллиардного населения Китая свидетельствует о живучести древнего принципа и стремлении сохранить организм рода.
- Лучший способ связать общество воедино - последовательная подчиненность низшего высшему. Безусловное подчинение подданного государю, детей – родителям, жены – мужу и т.д. рассматривалось как залог нормального существования общества.
- Учение о гуманности (человечности) – «жэнь». Изображение в письме: стилизованная фигурка человека и две параллельные линии, символизирующие равные отношения между людьми. Когда Конфуция спросили, что значит быть гуманным, он ответил: «Не делать другим того, чего не хочешь себе». Еще один постулат конфуцианства – «Помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь».
- Концепция «золотой середины». «Путь золотой середины» - важнейший принцип добродетели, который нужно использовать для смягчения противоречий в обществе, не допуская ни «чрезмерности», ни «отставания». Т.е. по сути речь идет об утверждении необходимости компромисса в социальном управлении.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 925;