А) Индуизм
В плодородной долине Инда более пяти тысяч лет назад возникла одна из древнейших мировых цивилизаций – хараппская, или протоиндийская. Она была современницей великих цивилизаций Египта и Месопотамии. Начиная с середины 2 тыс. до н.э. происходит процесс вытеснения коренного населения на юг, а на север из Средней Азии, Поволжья и Ирана приходят племена Ариев.
Арийцы постепенно расселились по всей долине Ганга. Они и стали родоначальниками знания, которое определило развитие философии Древней Индии. Это знание зафиксировано в религиозно-философских трактатах, которые называются Веды.
Веды (дословно — "знания", от санскр. Vid – знать) — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию племенами арийцев. Веды – это религиозное мировоззрение и начало философского знания одновременно. Можно сказать, что в Ведах содержится индийская предфилософия.
В развитии древнеиндийской философии можно выделить два основных направления: ортодоксальное – признающее авторитет Вед, и неортодоксальное – отрицающее Веды. Каждое направление имело несколько школ, развивающихся параллельно. К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, школа чарваков.
До наших дней дошло всего четыре Веды:
• Ригведа;• Самаведа;• Яджурведа;• Атхарваведа.
Точно определить датировку Вед трудною Принято считать, что Ригведа возникла между 2500 и 2000 гг. до н.э. Более поздние ведические тексты оформились к середине 1 тыс. до н.э.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Основные понятия ведической традиции:
1. У мира есть духовная первооснова – Брахма. Брахма проявляется во всем, в том числе и в человеке
2. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно развивается, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
3. Учение о сансаре. Надо сказать, что в индийской философии, несмотря на такое разнообразие школ, можно выделить общую направленность. Все они (за исключением, пожалуй, чарваков) ищут путь спасения человека от земной жизни. Важнейшим понятием индийской философии является сансара – круговорот перерождений, переселение души после смерти в другое тело. Земная жизнь в большинстве философских школ Индии считается страданием, от которого надо освободиться. Цепочка перерождений продлевает путь страданий. Душа может переселиться не только в человека, но и в животное, и даже в растение. В какое тело после смерти переселится душа, определяется кармой. Учение о сансаре («круговорот») – вечном круговороте жизни, связанном с чередой перерождений. В этом круговороте существует закон – карма.
4. Карма – это ещё одно общее для всей индийской философии понятие. Карма – это общая сумма совершённых поступков и их последствий, совокупность доброго и злого в человеке, определяющая судьбу его души в последующих перерождениях. Жизнь – это уникальная возможность улучшить карму, так как человек обладает волей.
Для того чтобы прервать круг перевоплощений и не возвращаться в мир страданий, надо освободиться от своей кармы. Путь освобождения – это путь самосовершенствования. Часто это путь аскетизма. Достижение внутреннего совершенства, полного духовного сосредоточения на своём внутреннем мире приводит к состоянию нирваны.
5. Учение о Нирване («нирвана» можно перевести как угасание, потухание) — Сансара – бытие, связанное со страданиями и перерождениями. Возможно преодолеть сансару, через достижение нирваны – наивысшего состояния сознания.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.
• "пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 870;