Индуизм
Индуизм, сродни остальным мировым религиозным традициям, будучи не ограниченным рамками одной-единственной «канонической территории», демонстрирует свою способность к интеграции в других социокультурных
средах и взаимодействию с другими культурами. С этим связанно возникновение так называемого неоиндуизма: разновидности индуизма, начало которой в XIX в. положило реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей и к пропаганде индуизма на Западе. В отличие от традиционного индуизма, допускающего принятие в свои ряды иностранцев-неиндусов лишь в исключительных случаях, во многих течениях неоиндуизма обращение иностранцев является вполне допустимым и воспринимается положительно. Другое отличие неоиндуизма - стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (например, христианства). Все-таки индуизм - это древнейшая живая религия, занимающая третье место в мире по числу своих последователей после христианства и ислама. В настоящее время общая численность приверженцев индуизма составляет свыше одного миллиарда человек в более чем 80 странах мира. Однако эта живость религиозной системы зависит от ее философско-теологической составляющей.
В связи такого рода адаптационными процессами можно уже сейчас смело говорить об интернациональном внедрении этой древнейшей религии в современную религиозную жизнь, в том числе и русского православного общества.
Индуизм — древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Приверженцы индуизма составляют приблизительно 83 % населения страны. Он распространен также в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: Непале, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке. Последователи индуизма (переселенцы из Индии) живут в Индонезии (островв Бали), на островах Фиджи, Маврикий, в Гайане, в ЮАР и некоторых других местах.
К концу нынешнего столетия индуизм перешагнул национальные и региональные границы. Он стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий (наряду с
буддизмом, христианством и исламом).
В Индии представлены многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые, тем не менее она является по преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось культурное, политическое и социальное единство страны.
Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью. Самое определение термина представляет собой немалую историко-культурную проблему. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить, собственно, к индуизму, каковы содержание и границы этого понятия.
О невозможности дать точное определение этой религии писали и западные, и индийские ученые. "Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определенно сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле слова. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу" — так писал об индуизме Джавахарлал Неру в своей книге "Открытие Индии".
Существуют две наиболее распространенные точки зрения относительно времени возникновения термина "индуизм". Согласно одной из них, он появился в период формирования религиозно-философских систем — даршан и поздних текстов — шастр в X—XIV вв., когда противостояние буддизму, а затем и исламу стало осознанным идеологическим фактом.
Придерживающиеся другой точки зрения утверждают, что слово "индуизм" было введено европейцами как религиоведческий термин в XIX в. В этом смысле под индуизмом (санскр. — индумата, индусамая; хинди — хинду дхарма, санатана дхарма) понимают, как правило, совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений.
Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате
которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних ариев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах — сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв ариев. Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представления о принадлежности последователей ведической религии к одному их трех сословий-варн ритуально полноценных людей, «дваждырожденных» ариев, идею об общении их с миром богов через посредника — жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуалу, описанному в Ведах, жертву богам.
К концу первого тысячелетия до н.э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, включения все новых этносов в процесс складывания индийской культуры, архаичность, племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе ведических представлений религиозно-философской системы, определяемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), — стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, ставшей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому ритуалу.
Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, выдержав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точнее — уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в качестве священных текстов (но снабдив их
многочисленными комментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), определяемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты (дхармы). Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло человека и влекло не только прижизненное наказание (например, исключение из касты и лишение прав состояния), но и рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума (в группе внекастовых «неприкасаемых» — изгоев общества) или в образе животного.
Освоение индийской цивилизацией обширной племенной периферии, включение в систему общественного разделения труда все новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нормативность индивида, его роль поведенческого детерминатора тем более эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы. Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социально объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знающего священные тексты, всеобщность закона воздаяния — кармы, почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через представление о воплощениях богов — аватарах, их проявлениях — манифестациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми разнообразными; фактически ритуализированы (и подконтрольны брахманам) все социальные и даже физиологические явления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире воспринимается как цикл обрядов от зачатия до смерти. Место наиболее социально значимых массовых обрядов — крупнейшие храмы региона. Единой же религиозной организации в индуизме нет.
Исторически индуизм оформился в два основных направления — вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного комплекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрическиє культы, в которых
идея и символика плодородия, роль женского начала, экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как аскет - йогин, отшельник - садху.
В индуизме есть образ Тримурти — космического духовного начала, имеющего три главных бога Брахму, Шиву, Вишну.
В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого — использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точнее — ипостаси, энергетически его дополняющей) — богини Кали (или Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья: болезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов, в особенности индийских женщин. Наиболее распространенным и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является весьма абстрактное и скульптурное изображение первопричины их энергетического могущества — их половых признаков: йонилингама и ардханари.
Другое направление индуизма—вишнуизм—выдвигает на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях — аватарах. Основные и наиболее почитаемые — Рама, герой индийского эпоса, праведный царь — победитель демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и символике, но в общем бог - защитник. Популярность этой аватары Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко выразил идеи позднего индуизма — течения бхакти, и прежде всего — идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрицающей роль касты. Этот
своеобразный процесс реформации в Индии породил сикхизм.
Третий член «троицы» высших божеств индуизма — Брахма — воспринимается как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет.
С именем Васудевы (Кришны) связывается возникновение на рубеже нашей эры религиозной доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов - “Бхагавад-гите” "Бхагавад-гита" - это популярное, теологическое (религиозное) произведение, которое обобщено в "Гита-махатмье" ("Прославлении Гиты"). Читая "Бхагавад-гиту", мы найдем в ней то, что содержится в других священных писаниях, а также то, чего нет ни в одной другой книге. В этом уникальность "Бхагавад-гиты". Она представляет собой совершенное теистическое учение, поскольку исходит из уст Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны. Тема, которую обсуждают Дхритараштра и Санджая, как это сказано в "Махабхарате", составляет основу этой великой философии. Как известно, "Бхагавад-гита" было рассказана на поле битвы Курукшетра, которое с незапамятных времен, времен ведической цивилизации, является священным местом паломничества. "Бхагавад-гита" была поведана Господом, когда Он лично присутствовал на этой планете и вел за Собой все человечество. (Из комментариев к «Бхагавад - гите») - «Песнь бхагавана (Бога)». В религии бхагаватов, верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность - бхакти к личностному Богу. Бхакти это причастность, преданность, служение Богу. Бхакти в качестве концептуального термина впервые встречается в “Бхагавад гите” где означает служение Бхагавану (Кришне). Бхагаван в Гите персонифицирован, и поклонение сулит не, сколько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары. Бхакта должен ежеминутно помнить о Бхагаване. Постоянная мысленная сосредоточенность является мощным фактором духовного преображения. Гита представляет служение Бхагавану скорее делом внутренним, чем внешним. Гита также связывает бхакти с йогической тренировкой, постоянная мысль о
Бхагаване облегчает работу, связанную с обузданием чувств. Вера не ставится во главе, но усилия прилагаются с обеих сторон.
В средние века вишнуитская теология употребляет термин бхакти, в качестве любви. Адепт обращается к Богу не ради избавления от сансары, а ради безграничной и необьяснимой притягательности его прекрасного облика.
Снимается необходимость интеллектуального постижения Божества. Постоянное колебание между восторгом и отчаянием сообщает духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность. Опыт южного бхакти был усвоен религиозными движениями, распространенными на севере Индии (12-13 век).
Средневековое движение бхакти от общеиндуисткой нормы отличали: 1) последовательный монотеизм; 2) выдвижение взаимного доверия и любви в качестве основы отношений между человеком и Богом; 3) признание равенства верующих перед Богом и тем самым отрицание каст; 4) новые ритуальные формы.
В реформаторском движении бхакти существует два движения: 1) сантов (варкари, сикхи); 2) бенгальские вишнуиты.
Санты мыслят Бога как чистая безначальная, не представимая и неуследимая духовность. Он не имеет не признаков не качеств, однако наделен именем (у сикхов - «Экх» - «Единый»).
Бенгальские вишнуиты поклоняются Кришне. Они вступают в контакт с Кришной через окружение Кришны.
Это дает кришнаитам возможность проникнуться чувствами тех, кто действительно видел Бога и ощутить подлинную и непосредственную близость к нему.
В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурирует либо аватары, проявления, манифестации Шивы или Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего мифологизированного эпоса
Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, считающимся проявлениями богини Кали, Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману — обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Раваной, йонилингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам и повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипостаси
Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является реализация связи его с объектом, исчезновение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой (Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщенному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно противопоставлению своего «я» конкретному объекту индуистского поклонения.
В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни индуиста: брахмачарья — ученичество, грихастха—главенство в семье, ванапрастха — отшельничество, саньяси — аскеза и отрешение от земного.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 923;