Общее понятие и основные направления китайской философии
Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго, т.е. «сражающихся государств». Этот период называют «золотым веком китайской философии». Существовало шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианская, моистская, легистская, даосская, школа инь-ян (натурфилософы) и школа имён (софисты). Большинство из этих школ имели этико-политическую направленность. В Китае преобладала практическая философия, проблемы управления людьми, народом, страной. Мировоззренческая сторона философии была выражена слабее. Логическая системность тоже почти отсутствовала.
Китай поражает стороннего наблюдателя прежде всего многочисленностью населения, составляющего пятую часть населения Земли, и своеобразием своей древней культуры, традиции которой тянутся из глубины веков и лишь в ХХ в. претерпевают решительные изменения.
Русской название «Китай» произошло от наименования монгольского племени киданей (или «китаев»), завоевавших в X-XI вв. север китайской империи и образовавших там свое государство. Сами же китайцы издавна именуют себя ханьцами, по имени династии, правившей в стране около пяти столетий c III в. до н.э. по III в. н.э. и заложившей основы традиционной китайской государственности и культуры. Что же до названия страны, то она с древнейших времен именовалась «Чжунго», что означало «Срединное царство», «Срединная империя», в этом названии – осознание себя в качестве центра, противопоставление окружающему миру.
Китайская цивилизация первоначально сложилась в бассейне реки Хуанхэ. Китай окружали народы, уступавшие ему в культурном развитии. То, что в военном отношении варвары не раз демонстрировали свое превосходство, справедливо расценивалось как временная победа грубой силы. Волна за волной накатывали орды кочевников, захватывая Китай частью или целиком (тюрки в 4-6 вв., кидани в 10-12 вв., монголы в 12-14 вв., маньчжуры в 17-19 вв.), и как вода уходили в песок многомиллионного населения Срединной империи. С самого начала они оказывались вынуждены воспринять китайскую культуру и государственное устройство, поскольку им просто нечего было противопоставить тысячелетней традиции, а после этого их собственное исчезновение становилось лишь вопросом времени.
Что же касается китайской традиционной культуры, то в ней роль первостепенного культурообразующего фактора, несомненно, сыграли так называемые «Три учения» - конфуцианство, даосизм и буддизм.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 802;