Керамика периода шань-инь

Древнейшее государство на территории Китая, история которого известна нам по памятникам археологии и письменным свидетельствам, существовало с 1700 г. по 1050 г. до нашей эры. Государство Шань, или Шань-Инь, знаменито замечательными достижениями в самых разных областях материальной и духовной культуры. Достаточно назвать только два из них, наиболее ярких – высокоразвитую металлургию бронзы и систему иероглифической письменности. Шаньские бронзовые изделия – ритуальные сосуды, зеркала, оружие – отличаются технологическим совершенством и подчеркнутой декоративностью. Шань-Инь было бесспорным лидером в области металлургии среди государств древнего мира. Сложная и развитая система письма включала около 1500 иероглифов – их изображения дошли до нас на многочисленных гадательных костях и изделиях из бронзы.

Культуре государства Шань-Инь посвящены сотни томов специальных исследований и популярных изданий. Определенную долю в этом объеме занимают работы, предпринимающие экскурс в сферу керамического производства. Шаньское гончарство по своему уровню было уже настоящим ремесленным производством. Крупные достижения мастеров керамики связаны с технологией сырья, обработки поверхности сосудов и техникой обжига.

Именно в период Шань-Инь впервые в Китае начинают использовать для изготовления керамики особые белые глины – каолины (Harrison-Hall, 1997-a). Это природное сырье для получения фарфоровой массы. Однако фарфоровые изделия, требующие не только специального сырья, но и соответствующих методов его обработки и обжига, появляются в Китае значительно позднее, в 1 тысячелетии нашей эры. В период Шань-Инь керамика, сделанная из белой глины и обожженная при температурах до 1200ºС, имела очень плотный матовый черепок грязно-белого или сероватого цвета. Специалисты относят эти изделия к классу керамики с “каменным черепком”. Для формовки сосудов использовался гончарный круг, имевший, вероятно, более сложное устройство, чем круг периода Луньшань. Шаньские гончары совершили настоящую революцию в технологии обработки поверхности – это было связано с изобретением глазурных покрытий, значительно улучшающих внешний вид и практические качества изделий (Rice, 1987; Shangraw, 1977). Если обратиться к истории мирового гончарства, то самый ранний пример глазурных покрытий для керамики мы найдем в Древнем Египте, в 4–3 тысячелетиях до нашей эры. Это был особым образом приготовленный и окрашенный состав, который наносился на поверхность изделия и в процессе обжига при достаточно низких температурах (800–900º С) давал расплав, застывавший затем плотным непрозрачным матовым слоем.

Гончары Шань-Инь покрывали стенки сосудов перед обжигом специальным составом на основе известняка (СаО) и растительной золы. Эти вещества действовали как флюсы (плавни) и способствовали образованию естественного глазурного покрытия на сосуде во время обжига вследствие расплава содержащихся в формовочной массе минеральных зерен (полевой шпат). Исследователю древнего китайского гончарства К. Шэнгроу принадлежит также версия о происхождении высокотемпературных полевошпатовых прозрачных глазурей (Shangraw, 1977). Это изобретение, возможно, было в значительной мере случайным, и истоки его связаны с особенностями процесса обжига в Шаньском гончарстве. Археологическими исследованиями установлено, что обжигательные печи этого времени имели сложную, развитую конструкцию и были рассчитаны на обжиг больших партий посуды при высоких температурах. Стенки печей сооружались из гранитных плит, которые сильно нагревались в течение обжига – следствием этого было размягчение и плавление минералов, входящих в состав гранита. В наибольшей степени это касалось зерен полевого шпата. После окончания обжига и охлаждения печи расплав застывал внутри на ее стенках стекловидной массой. Полевошпатовый расплав мог попадать и на поверхность обжигаемых изделий и, остывая, образовывал глазурный слой. Возможно, наблюдая данное явление неоднократно, гончары пришли к мысли о том, чтобы достичь подобного эффекта искусственным путем.

Конкретные обстоятельства открытия технологии высокотемпературных прозрачных глазурей могли быть, конечно, различны. Важно, однако, то, что эта технология прочно вошла в практику китайского гончарства уже в начале 1 тысячелетия до нашей эры. Впоследствии рецептура полевошпатовых глазурей получила распространение в керамическом и фарфоровом производстве других стран Азии. В Европе высокотемпературные прозрачные глазури стали известны только в
16 веке.








Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1454;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.