Анализ образцовых произведений периода Треченто
(1320-1410-е гг.).
Фрески капеллы Сан Мартино в нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (1317 до 1326 гг.).
Освящение и декорирование капеллы было заказано в 1312 г. Джентиле Партине да Монтефьоре, францисканским монахом, принявшим титул кардинала Сан Мартино в Монти. Темы росписей - жизнь Святого Мартина Турского.
На стене над аркой входа в культовое помещение представлена сцена «Освящение капеллы». Святой Мартин одной рукой опирается на посох, а другой поднимает с колен кардинала Джентиле - заказчика росписи капеллы. Изображено чудо преображения, обретения посоха веры.
Противоположность структуре росписей Джотто в падуанской капелле Скровеньи. Ориентация расположения сюжетов по спирали снизу вверх.
На внутренней стороне входной арки изображены парами друг над другом восемь Святых. С правой стороны внутри арки входа внизу представлены рядом «Святой Франциск» и «Святой Антоний», а над ними «Святая Екатерина Александрийская» и «Святая Мария Магдалина».
С левой внутренней стороны входной арки внизу изображены вместе «Святая Маргарита» и «Святая Елизавета Венгерская», а над ними «Святой Генрих Венгерский» и «Святой Людовик Тулузский».
Изображение святых как свидетельство душевной и Духовной помощи Святых великомученников людям.
В нижнем регистре слева направо от входа находятся четыре сцены. Две из них представлены на левой стене - «Святой Мартин делит свой плащ с нищим» и «Сон Святого Мартина», а две изображены на правой - «Посвящение Святого Мартина в рыцари» и «Отречение Святого Мартина от оружия».
Первые две композиции визуализируют деяния Святого еще до его религиозного обращения. Одна из них повествует о великодушии Мартина, сон Мартина, во время которого Христос открыл ему, что под обликом нищего скрывался Он сам.
Вторые две композиции живописуют волевой уход Мартина из рыцарей, повинующихся земному правителю, в рыцари Христовы.
__________ Лекция 79. Архитектура и скульптура, живопись периода Треченто (1320-1410-е гг.)__________________
Средний регистр (с выходом на свод) также составлен из четырех сцен, запечатлевших последний период жизни Святого Мартина в качестве епископа города Тура: «Чудо воскрешения мальчика», «Медитация», «Чудесная месса», «Чудо с огнем». Свидетельствуют о тайниках непосредственного общения Святого Мартина с божественными силами, а также демонстрируют чудеса, на которые был способен Святой Мартин.
В верхнем регистре представлены два итоговых эпизода истории о Святом Мартине: «Отпевание Святого Мартина» и «Вознесение души Святого Мартина». Эти композиции чувственно являют идею, что лишь после смерти плоти и ритуала придания ее земле душа человека способна к истинному слиянию в единое целое с Духом Божиим.
Нервюры образуют геометрический узор на своде, по глубокому синему фону которого выписаны золотые звезды.
В косяках сводчатых окон капеллы, разделенных колонками, изображены восемнадцать полуфигур Святых с чередованием священнослужителей и мирян.
Образцовым произведением является сцена «Чудо воскрешения мальчика». Своеобразие визуализации напряженной динамики, глубины, единой плоскости, открытости произведения. Изображенные персонажи представлены в качестве довольно динамичной массы, утрата благодати общения человека с Абсолютом неминуемо ведет к смерти, тогда как возрождение связи человека с Богом дарует людям новую жизнь.
Архитектура
Мастера и произведения
Лоренцо Майтани (ум. в 1330). Избранные произведения: фасад собора в Орвьето (1310-1330).
Франческо Таленти (ок. 1300-1369). Избранные произведения: кампанила собора во Флоренции (1334-1355). Архитектору принадлежит заслуга придания окончательного облика кампаниле, сооружение которой было начато в 1334 году Джотто.
Симоне Таленти. Избранные произведения: лоджия деи Ланци (первоначально - Лоджия Приоров) на площади Синьории во Флоренции (1376-1381).
Скульптура
Мастера и произведения
Тино ди Камаино (упомин. с 1306 по 1336). Избранные произведения: надгробие кардинала Петрони в соборе Сиены(1318).
Лоренцо Майтани (ум. в 1330). Избранные произведения: «История Адама и Евы» (ок. 1321-1330).
Андреа Пизано (упомин. с 1330 по 1348). Избранные произведения: южные двери Баптистерия во Флоренции (1330-1336), «Мадонна с младенцем» (1340-е).
__________ Лекция 79. Архитектура и скульптура, живопись периода Треченто (1320-1410-е гг.)__________________
Андреа Орканья (упомин. с 1344 по 1368). Избранные произведения: Табернакль церкви Ор Сан Микеле во Флоренции (1352-1359).
Живопись
Мастера и произведения
Симоне Мартини (упомин. с 1315 по 1344). Избранные произведения: «Маэста» (1315), фресковый цикл «История Св. Мартина» (20-е годы XIV в).
Амброджо Лоренцетти (упомин. с 1319 по 1348). Избранные произведения: «Аллегория Доброго правления: плоды Доброго правления в городе и деревне» (1337-1340)
Пьетро Лоренцетти (упомин. с 1320 по 1348). Избранные произведения: «Тайная вечеря» (до 1319), «Рождество Богоматери» (1342).
Буффальмако (Бонамико ди Мартино). Избранные произведения: «Триумф Смерти» (1334-1342).
Альтикьеро (упомин. с 1369 по 1384). Избранные произведения: «Казнь Св. Георгия» (1384).
Андреа Бонайути (Андреа да Фиренце; упомин. с 1343 по 1377). Избранные произведения: «Триумф Покаяния» (ок. 1365-1368).
ТЕМА 21. ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КВАТРОЧЕНТО
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1434;