Лекция 80. Архитектура, скульптура, живопись периода Кватроченто (1410-1498 гг.). - 6 часов лекционной работы
4. Скульптура периода Кватроченто (1410-1498): первый этап (1410-е-1450-е гг.). Творчество Лоренцо Гиберти; второй этап (1450-е - 1470-е гг.). Творчество Донателло; творчество Луки делла Робиа, Андреа делла Робиа; творчество Минно де Фьезоле; творчество Франческо Лаурана; творчество Бернардо Росселлино. Третий этап (1470-е -1498 гг.). Творчество Андреа дель Верроккио
Расцвет в Италии монументальной скульптуры: скульптура выносится на церковные фасады и площади, приобретает характер памятника.
Возрастает и ее декоративная функция: развитие декоративного рельефа, сочетающего изобразительные и орнаментальные мотивы, иногда использование различных полихромных материалов - майолика, позолота и пр. Внимание к античному наследию как традиции воплощения в пластических формах представлений о совершенстве и достоинстве эталонного человека. Памятники древнеримской пластики становятся для мастеров ренессансной скульптуры объектами тщательного изучения, образцами профессионального совершенствования.
Стремление обнаружить и увековечить тех конкретных людей, которые своей деятельностью способствовали распространению в мире Дольнем божественных предписаний. Популярным становиться жанр надгробного памятника, конного монумента, скульптурного портрета и портретной медали.
Особенность интеграции противоположных тенденций - стремление к глубокому обобщению и типизации с влечением к натуралистической точности и конкретности статуарных изображений.
Первый этап (1410-е - 1450-е гг.). Произведение Лоренцо Гиберти «Райские двери» (1424-1452) флорентийского Баптистерия.
«Райские двери» структурированы из десяти больших бронзовых покрытых золотом квадратных панно, представляющих посредством сложнейших рельефных композиций целый ряд сюжетов Ветхого Завета от сцены сотворения Адама и Евы до акта встречи царя Соломона с царицей Савской. Все эти библейские истории размещены на бронзовых панно «Райских дверей» по спирали слева направо сверху вниз. Техника ренессансного rilievo schiacciato («сплющенного рельефа»), правила линейной перспективы. Своеобразие верхнего левого панно «Райских дверей», где в границах одной рельефной композиции визуализированы такие эпизоды истории об Адаме и Еве, как «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение» и «Изгнание из Рая».
Второй этап (1450-е - 1470-е гг.). Творчество Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Пластическое решение актуальных проблем эпохи Возрождения. Творческий путь Донателло начался в боттеге Гиберти; он дважды, в 1404 и 1407 гг., упоминается в числе подмастерьев скульптора.
«Пророк Иов» (1427-1435) принадлежит к циклу статуй ветхозаветных пророков, размещенных на стене флорентийской кампанилы, благодаря душевному достоинству Иов избран Всемогущим в качестве защитника перед людьми Закона Божия.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 908;