II. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.
Нынешние подходы к вопросу происхождения государства и права должны основываться на совокупном положительном опыте, накопленном в течение многих столетий авторами многочисленных вышеназванных гипотез. Это, безусловно, не означает, что истинную теорию можно сотворить из нескольких неистинных. Однако объективные знания, имеющиеся в распоряжении современных антропологии, истории, государствоведения в сумме с рациональными зернами теорий должны дать примерную картину причин происхождения государства.
Государство появилось лишь на определенном этапе развития первобытного общества. А само общество в течение длительного времени претерпевало такие радикальные изменения, которые в итоге привели к постепенному «вызреванию» государства. Общество никогда не было статичным, оно постоянно изменялось. Среди нескольких видов его периодизации для теории государства и права особую методологическую ценность представляет периодизация, выделяющая в качестве основного рубежа развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» — новый каменный век).
Это понятие ввел в середине XX века английский археолог Г. Чайлд, характеризуя тот качественный переворот, который произошел в период с 7 по 3 тысячелетие до н.э. во всех сферах жизни человечества — от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству.
Сама «неолитическая революция» была порождена, прежде всего, экологическим кризисом (планетарным похолоданием), который, по данным археологов, наступил 10—11 тысячелетий назад. Результат его — неблагоприятные изменения климата, возникновение вследствие этого такой кризисной ситуации, которая угрожала самому существованию человечества.
До качественного перехода к новому образу жизни длительное время наши предки —- кроманьонцы (появившиеся около 40 тыс. лет назад) занимались присвоением готовых животных и растительных форм. Все орудия (кремневые, костяные ножи, каменные топоры) находились в общей собственности. Их социальная организация характеризовалась семейной общиной, которой руководили наиболее авторитетные и опытные ее члены. В основе такой общины лежали родственные отношения, объединявшие несколько поколений. Характерным был и относительно кочевой образ жизни на определенной территории.
Семейные общины могли объединяться также на родственной основе в более крупные образования для защиты от нападений, организации собственных походов и т.д., именно поэтому организацию первобытного общества определяют как родовой строй.
Такая организация знала выборную, сменяемую власть вождей, предводителей, совета старейшин. Такая форма власти называется потестарной (лат. «potestus» — власть, мощь). Она базировалась не только на авторитете вождя, но и на возможности жесткого принуждения. Причем наказания нарушителя сложившихся правил поведения (санкции) могли весьма различаться: общественное порицание, телесные наказания, изгнание из общины, и даже лишение жизни.
К особенностям социальных норм первобытного общества, которые по причине их нерасчлененности именуются мононормами, относилось то, что:
- они отражали потребности и волю всего рода;
- их содержанием являлось закрепление территории за родом, племенем союзом племен; регулирование семейно-брачных отношений.
Способами регулирования являлись: запреты (табу), которые доминировал и, дозволения (разрешения) и обязывания.
Формами выражения выступали мифологические системы; традиции; обряды, ритуалы.
Процедуры осуществлялись следующим образом: либо споры разрешались самими спорящими, либо споры разрешались назначенным лицом или органом.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3122;