I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием и частную, и публичную сферы человеческого общежития, законность вносит в него необходимую гармонию.
Сам термин «законность» (как, впрочем, и термин «правопорядок») известен с древних времен. Еще в V в. до н.э. древнегреческий поэт-трагик Еврипид вкладывал в уста Гекубы, героини одноименной трагедии, слова: «Нельзя почтить ни набожность, ни честь, ни правду, ни законность». Философу-материалисту Гераклиту принадлежат слова: «Наибольшая слава царя заключается в неуклонном соблюдении законов. Граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его стены».
Проблема законности - одна из центральных в теории государства и права. Актуальность ее в условиях перехода от тоталитаризма к демократии очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует качественно нового уровня понимания законности. Имеется множество определений, которые отражают те или иные свойства законности, но нет такого, чтобы отражало его сущность всеобъемлюще.
В юриспруденции сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности.
Обоснование всего многообразия присущих законности свойств предполагает рассмотрение законности в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа (идеи, требования), метода поведения и режима общественной жизни.
1. Как принцип государственно-правовой жизни законность провозглашается и законодательно закрепляется в качестве одного из основополагающих начал существования общества. Это означает, что требования права в равной мере обращены как к населению, так и к государственным органам и их должностным лицам. Законность в качестве принципа провозглашена в ряде статей действующей Конституции РФ.
2. Во втором аспекте законность можно представлять в специальном значении - в качестве метода государственного руководства обществом, состоящего в организации общественных отношений путем издания и обеспечения исполнения юридических предписаний, а также юридического средства организации поведения населения в целом.
Вообще, как известно, любое государство использует два метода государственного руководства обществом: метод прямого насилия и правовой метод, или метод законности. Первый присущ тоталитарным государствам. Во втором случае законность выступает элементом государственного режима, который противостоит беззаконию и произволу и предполагает наличие трех условий: 1) наличие развитого законодательства, 2) соблюдение юридических предписаний (реализация и применение законодательства) и 3) наличие специальных органов и средств контроля за осуществлением правовых предписаний.
В более широком значении законность выступает в качестве метода, или юридического средства организации поведения, как властных структур, так и населения.
3. В третьем аспекте законность проявляется как особый режим общественной жизни. В этом смысле законность призвана отразить реальное господство права в общественной жизни, господство его в отношениях между личностью и властью. Закон, и только он, устанавливает степень зависимости личности от власти и пределы притязаний власти по отношению к личности.
Понимание законности как особого режима означает распространение ее требований на все области правовой жизни - сферу реализации, применения права и правотворчества, не оставляя тем самым зон, не подвластных закону. В этом аспекте законность - основной компонент правового государства. Наконец, понимание законности как режима свидетельствует о том, что общество располагает такими рычагами и механизмами, использование которых способно цивилизованными способами подчинить воле законодателя поведение всех субъектов права (как граждан, так и государственных органов и их должностных лиц).
Таким образом, законность означает такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней права, его реальным выражением в законодательстве государства, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.
Законность есть такой режим общественной жизни, при котором государство и правовая система обладают защитными механизмами, обеспечивающими соответствие поведения, деятельности участников регулируемых отношений праву. Законность при этом не сводится исключительно к оценке законности юридически значимого поведения (соответствует оно закону или нет), но и предполагает оценку самого закона.
Согласно традиционному пониманию законности ее субъектами являются все субъекты права, значит, всякое отклонение от требований правовых норм есть нарушение законности. И при этом не имеет значения, кто допускает такое нарушение - гражданин или представитель власти, иначе говоря, государственные должностные лица приравниваются к обычным гражданам, что нивелирует опасность нарушения закона одними в сравнении с другими. При таком подходе нарушением законности следует признать опоздание студента на лекцию, бесплатный проезд в общественном транспорте и т.п., что вряд ли соответствует природе законности.
Подобный взгляд на законность не только односторонен, но и снижает социальную ценность законности, поскольку не учитываются ее целевое назначение и конечный результат: для чего, ради каких целей и какого социального результата следует неуклонно соблюдать законы и все иные подзаконные акты.
Нетрадиционный подход (наиболее полно он представлен в работах профессора Н.В. Витрука) признает субъектами законности исключительно должностных лиц государства, а нарушения законов гражданами и иными лицами не являются нарушениями законности, они являются нарушениями правопорядка.
Отсюда правонарушения и нарушения законности по своему содержанию не совпадают, так как далеко не всякое правонарушение есть в то же время нарушение законности. Из этого можно сделать и другой вывод, а именно: при значительной распространенности правонарушений режим законности может быть более или менее благоприятным. И, напротив, при относительно незначительной распространенности противоправных деяний могут иметь место грубые массовые нарушения законности (при тоталитарном политическом режиме).
Тоталитарный строй, удерживающий общество в «репрессивной узде», позволяет подавить общеуголовную преступность, удерживая ее в необходимых границах. В то же время нарушения законности при таком режиме принимают характер явления. Принятие репрессивных законов, ущемление прав и свобод - типичны для такого строя.
С точки зрения традиционного подхода, законность может быть приспособлена к любому политическому режиму.
Такое понимание законности, как нам представляется, вносит методологическую четкость, ясность, становится понятным, кто ответственен за ее нарушение, тем самым повышается социальная ценность законности.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 5281;