IV. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

 

Литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. М.: Юриспруденция, 2000. с.481-493

2. Коробов Г.А. Теория государства и права. Дискретный конспект / Г.А. Коробов. - Воронеж, 2001. с.158-174

 

I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.

Существуют различные формы общественного сознания: политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое. Правовое сознание (право-нание) является одной из сфер человеческого сознания и представляет собой явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Правосознание можно определить как совокупность идей, представле­ний, чувств, эмоций, выражающих отношение людей как к действующе­му, так и к желаемому праву.

Правосознание имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп, динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов

Право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Специ­фический признак правосознания — взаимосвязь в сознании (индивидуальном, групповом, классовом) жизненных условий, потребностей, интересов данной социальной группы, класса и возможных, необходимых или существующих, юри­дических прав и обязанностей. Результатом такого соотнесения являются идеи представления о праве.

Таким образом, правосознание — это форма общественного сознания, сис­тема понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирова­ния общественной жизни. Оно наряду с правом и вместе с ним играет активную роль в' общественной жизни

Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объек­тивными условиями и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, фор­мирует представления членов общества об их правах и обязанностях, о долж­ном правопорядке. Но и правосознание влияет на право, определяя практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обуславли­вая нормотворческую деятельность государства.

Правосознание — это, по существу, оценка права, существующая в об­ществе, выражающая критику действующего права и формирующая опре­деленные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, опреде­ляющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания. Всплеск правосознания характеризует периоды социальных революций. Пока идет ломка действу­ющего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоций о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить иде­алы и цели революционных перемен.

Исследования многих философов и юристов в области юридической при­роды сознания составили значительные труды. Отечественные ученые—Л. Пет-ражицкий, М. Рейснер, М. Фарбер и др. — оставили крупный след в изучении этого предмета. Не оставили эту проблему и современные теоретики права Е. Лукашева, Г. Остроумов, Н. Соколов.

Структура правосознания.

Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию, теория права выделяет и изучает структуру правосознания. Общепризнано, что ее со­ставляют два элемента: правовая психология и правовая идеология. 1. Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие составляющие:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием

их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным

группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) —

влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Юридическая психология, будучи сама по себе объективно-регуляторным явлением, включает значительную часть бессознательного — целый мир пси­хических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного уча­ствует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматиз­мы), так и противоправного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлени­ях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Правовая психология — наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, воз­никшим с участием юридического элемента.

Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности — гуманизм, справедливость, фор­мальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают чело­веческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологи­ческому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализующей практики.

2. Вторым элементом структуры правосознания является правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соот­ветствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология это совокупность юридических идей, теорий, взгля­дов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую

реальность.

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания, по­скольку обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. Идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (куль­туры, цивилизации).

Функции правосознания.

Согласно мнению большинства теоретиков права, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на обще­ственные отношения, — познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная (гносеологическая) функция заключается в том, что че­рез восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание всех эле­ментов жизни (как социальных, так и природных). Задачи такого познания со­стоят в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются и законодате­ли, и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания субъектами права дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уро­вень правового сознания.

Регулятивная функция реализуется через систему мотивов, ценностных ори­ентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юриди­ческих нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правовая пси­хология выступает как мотив конкретного вида поведения.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка — готовность, предрасположенность субъекта к пра­вомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка выс­тупает своего рода стабилизаторам в меняющейся социальной среде.

Виды правосознания.

С учетом того, что носителями правосознания являются отдельные индиви­ды, группы людей, принято выделять индивидуальное, групповое, в том числе классовое, и массовое правосознание. Каждое из них по-разному оказывает влияние на законотворчество, реализацию права, эффективность деятельности правоохранительных структур.

1. По субъектам:

1) Индивидуальное правосознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Каналы формирования его различны: от средств массовой информа­ции до рассказов «бывалых людей», отсидевших в местах лишения свободы. Ин­дивидуальное правосознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нон­конформизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отри­цания действующего законодательства, до надежды на правовые перемены.

2) Групповое правосознание взаимосвязано и переплетено с индивидуальным, имеет сложную структуру: классовое, иных социальных групп, общественных орга­низаций, партий. Это правосознание, по социологическим исследованиям, чаще всего формируется вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов.

3) Массовое правосознание (правосознание всего общества в целом) проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, выборов президен­та или депутатов парламента. Это весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способам и. Измерение правосознания служит, прежде все­го, общественной, объективной оценке состояния правовой системы, является предпосылкой ее необходимых изменений.

2. В теории правоведения по содержанию правосознание подразделяется на: обыденное — массовые представления людей, настроения «по поводу» права, здесь наибольшая роль у чувств и эмоций. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта;

профессиональное — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся у юристов на основе широких правовых обобще­ний. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики;

научное — идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосоз­нанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, зако­нодательства, политико-конституционных отношений. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных научно-исследовательских институтах юриди­ческого профиля и вузовской системе как общегражданского, так и ведомствен­ного профиля.

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обус­ловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от право­сознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законо­датель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает доб­ровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению); оно необхо­димо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов.

Тем самым правосознание выступает одним из важнейших правообразующих факторов, идеологическим источником, духовной основой права.

 

II. Правовая культура: понятие, функции и виды.

Теоретики права не могут найти единый подход к трактовке как самой

категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержа­ния, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.

Одни ученые рассматривают ее как оценочную ка­тегорию, другие — как категорию содержательную. В первом случае пра­вовая культура понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Наиболее полным приме­нительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни об­щества, выражающегося в достигнутом уровне правотворческой, пра­вовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспек­те правовая культура — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Как категория содержательная правовая культура (прежде всего, професси­онально-правовая культура юристов) — это глубокое, объемное и формализо­ванное знание всех источников права, и в первую очередь законов и подзакон­ных актов, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования. Правовая культура личности - структура правовой культуры личности состоит из трех элементов:

1. Психологический (правовая психология);

2. Идеологический (правовая идеология);

3. Поведенческий, т.е. юридическое значимое поведение.

Это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Это правовая образованность человека.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова,

В широком смысле это совокупность компонентов юридической надстрой­ки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных ор­ганов, должностных лиц.

Правовая культура в узком смысле — это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потреб­ности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяют обыденный, про­фессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика его такова, что он, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется в виде здравого смысла, активно используется людьми в их обыденной деятельности при со­блюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав,

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально зани­маются правовой деятельностью. Юристам-профессионалам свойственна бо­лее высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также поведения.

Теоретический уровень представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма пра­вового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Он вырабатыва­ется коллективными усилиями ученых-философов, социологов., юристов, общественным опытом практических работников.

Содержание правовой культуры определяет модель юридически куль­турной личности, предполагающей следующую характеристику: 1) факти­ческое правовое и правозначимое поведение личности; 2) ее отношение к праву и правовым явлениям, признание уважительного отношения к пра­вам других людей; 3) привычка к правомерному поведению; 4) гражданско-правовая активность.

Функции правовой культуры.

В реальной жизни правовая культура выполняет одновременно несколько специфических функций — познавательно-преобразовательную, право-регуля­тивную, ценностно-нормативную, право-социализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

1. Познавательно-преобразовательная функция призвана содействовать согла­сованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр правовой системы. Она связана с теоретической и организаторской деятель­ностью по формированию правового государства и гражданского общества.

2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, сла­женного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов пра­вовой системы, а значит и общества в целом. Она реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядочен­ности в эти отношения.

3. Ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фак­тах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании дей­ствующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выс­тупают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности.

4. Правасоциализаторская функция заключается в организации целенаправ­ленной правовоспитательной работы, что включает в себя юридический все­обуч населения, оказание ему юридической помощи, активизацию процессов самовоспитания личности.

5. Коммуникативная функция заключается в обеспечении общения граждан в юридической сфере. Здесь имеется в виду не только непосредственное обще­ние, но и общение, опосредуемое юридическими произведениями, как класси­ков юриспруденции, так и наших современников.

6. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной ак­тивности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой сис­темы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомер­ности усиливаются, особенно в законодательной деятельности, хотя не все в правовой сфере поддается планированию. Истинная функция предвиде­ния заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2298;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.