Керамика кореи в период государства

На рубеже нашей эры на Корейском полуострове складываются три ранних государства – Силла, Когурё и Пэкче. Период их одновременного существования, получивший в истории Кореи название "Троецарствие", продолжался до 669 года нашей эры, то есть почти семь веков. Территория Когурё находилась на севере полуострова, а земли государств Пэкче и Силла лежали на юге.

Культура каждого из государств представляла собой сложное явление с общей исторической основой и отличительными чертами, которые определялись локальными особенностями природы, хозяйства, интенсивностью политических и торгово-экономических связей с другими государствами. В Силла, Когурё и Пэкче гончарство было одной из ведущих сфер материального производства и имело свои традиции и специфику (Adams, 1990; Nelson, 1993).

Из древних корейских летописей можно узнать, что особого расцвета гончарство достигло в Пэкче. Здесь изготовляли не только посуду, но и отличного качества кровельную черепицу. Мастера Пэкче тщательно подбирали глину для своих изделий, использовали гончарный круг. Формы керамической посуды были просты и рациональны. Всего насчитывалось более 20 видов сосудов для различных целей. В гончарстве Пэкче было заметно влияние керамического производства Китая. Это сказывалось в заимствовании некоторых наиболее популярных форм китайской посуды – например, сосудов на трех ножках (триподов), в освoении технологии получения высокотемпературной керамики с "каменным" черепком, в появлении приема глазурования изделий. Ранняя глазурованная керамика Пэкче имела грязноватый серо-зеленый цвет.

О мастерстве гончаров государства Силла свидетельствуют многочисленные находки керамики в гробницах этого периода. Керамические сосуды и прочие предметы утвари входили в состав погребального инвентаря. К 5–6 векам в гончарстве Силла ведущую роль стало играть производство высокотемпературной "каменной" керамики с очень прочным звонким черепком. Посуда обжигалась в восстановительном режиме и потому имела ровный серый цвет. Гончары Силла освоили также изготовление глазурованной посуды. Формы керамических сосудов были более сложными и разнообразными по сравнению с изделиями мастеров Пэкче.

О гончарстве Когурё известно в общем немного. Очень редки случаи обнаружения остатков керамических мастерских с обжигательными печами на территории, когда-то принадлежавшей Когурё. Технологические особенности и внешний облик когуреской керамики отличались от гончарной продукции Пэкче и Силла. Посуда обжигалась при сравнительно невысоких температурах, имела грязновато-серый или коричневый цвет. В формах и декоре сосудов сохранялись некоторые древние традиции, уходящие корнями еще в эпоху неолита, и вместе с тем присутствовали детали, заимствованные у китайских гончаров.

Заметные изменения в характере керамики Кореи происходят в
5–7 веках. Одна из основных причин этого – распространение в государствах Когуре, Пэкче и Силла буддизма, повлекшее за собой новые требования к ассортименту и внешнему оформлению посуды бытового и ритуального назначения. Как идеи буддистской религии, так и новые веяния в гончарном искусстве пришли на Корейский полуостров из Китая. Формы сосудов становятся более изысканными и сложными, в частности, приобретают популярность изделия в виде цветов. Цветочная символика, характерная для буддизма, часто используется и в орнаментальных композициях, украшающих керамику. Изображения цветов, затейливые арабески наносились на стенки сформованных, еще влажных сосудов при помощи специальных штампов.

Начинается период моды на глазурованную посуду – это также было обусловлено культурным влиянием Китая, где во время правления династии Тан (7–9 вв.) в особом почете было мастерство изготовления сосудов, покрытых цветными глазурями. В 9 веке гончары Силла производили два вида глазурованной посуды с "каменным" черепком – с пепловой глазурью и со свинцовой глазурью. Пепловая глазурь содержала в своем составе растительную золу (пепел) и полевой шпат. После обжига при высоких температурах (1100–1200°С) эта глазурь застывала на поверхности изделий тонким прозрачным слоем. Изделие, покрытое пепловой глазурью, обжигалось один раз: процесс глазурования проходил одновременно со спеканием керамического черепка до камнеподобной массы. Легкоплавкая свинцовая глазурь, содержащая красители, требовала термообработки при 800–900°С. Поэтому гончарное изделие, обожженное предварительно при высокой температуре, после нанесения на его поверхность глазурного слоя, обжигалось еще раз – при более низких температурах. Цвета свинцовых глазурей – зеленые, сероватые.

В период Троецарствия в Корее начали появляться селадоновые изделия, импортированные из Китая. В 9 веке стала известна и технология получения селадоновой глазури. Изысканная зеленая окраска селадонов вполне соответствовала вкусам тогдашнего времени, являясь как бы дальнейшим усовершенствованием зелено-серой цветовой гаммы свинцовых глазурей. Первые корейские селадоны уступали, конечно, превосходным китайским образцам. Их цвет был чаще всего грязно-зеленым, тусклым. Но постепенно мастерство изготовления этого вида гончарной продукции росло. Корейские мастера поддерживали тесные контакты с крупнейшими центрами селадоновой посуды в Китае, благодаря чему перенимали секреты сложной технологии. Основными районами производства селадоновой керамики в Корее были южное и западное побережья.

В 60-х годах 10 века в политической истории Кореи происходят крупные перемены. Государства Когурё и Пэкче прекращают свое существование. Царство Силла, присоединив их территории к своим землям, положило начало новому государству – королевству Корё. Период Корё продолжался с 936 по 1392 гг. – это было время расцвета феодальных отношений в экономике, активизации ремесленного производства, торговли, подъема культуры, строительства городов. Наибольшего могущества и благополучия корейское государство достигло в 12 веке. Тогда же был заключен политический союз с Китаем.

Период Корё ассоциируется с наивысшим пиком в развитии корейского гончарства. В это время работали около 300 керамических мастерских, большинство из которых было сосредоточено в южных районах полуострова. Гончары Корё унаследовали лучшие традиции керамического ремесла государства Силла. Складывается техническая база гончарства, ставшая традиционной для Кореи и сохранившаяся практически неизменной до начала 20 века. Корейские гончары, так же как и их собратья по профессии в Китае и Японии, предпочитали работать с местным сырьем, и их мастерские располагались в непосредственной близости от месторождений керамических глин. Все стадии и операции технологического цикла были также обычны для гончарства Восточной Азии – добыча и обработка глины, приготовление формовочной массы, формовка изделий, отделка поверхности, глазурование, сушка, обжиг. Для некоторых видов глазурей – легкоплавких – использовался двухразовый обжиг изделий.

Важнейшими техническими средствами в средневековом гончарстве Кореи были приспособления для формовки и обжига – самых ответственных операций. Гончарный круг получил в это время широкое распространение и, возможно, был известен не только более простой, ручной его вариант, но и ножной. Посуда, сформованная на круге, с точки зрения мастерства и эстетики ценилась в Корее, так же как и в Китае, выше, чем сосуды ручного изготовления. В этом существенное отличие китайского и корейского керамического искусства от японского гончарства, где предпочтение отдавалось ручной работе, способствовавшей выявлению авторской индивидуальности.

Нет точных данных о том, когда появился в Корее ножной гончарный станок и как он выглядел. Можно предположить, что в период расцвета керамического производства в государстве Корё такой станок был уже известен, и, возможно, он имел определенное сходство с ножным кругом, использовавшимся в традиционном гончарстве 19 века (рис. 48, 49). Станок, все детали которого были деревянными, был наземным, часто достаточно высоким и громоздким. Рабочая часть станка состояла из двух дисков – большого нижнего и меньшего по размеру верхнего, соединенных между собой вертикальными опорами-рейками или цилиндром. Рабочая часть станка свободно умещалась между ногами гончара, сидящего на высоком табурете. Мастер приводит ногами нижний диск в состояние непрерывного движения, обеспечивая возможность формовки на верхнем диске (Ксенофонтова, 1980).

Корейские обжигательные печи по своей конструкции восходят к "драконовым" печам Китая. Они также располагались на склонах холмов и имели вид тоннеля длиной 10–20 метров, на одном конце которого находилась топочная камера (рис. 50). Печной тоннель, сооружавшийся из кирпича, мог быть однокамерным, без внутренних перегородок, либо многокамерным, разделенным на сообщающиеся между собой отсеки. В процессе обжига температура в таких печах достигала 1200–1300°С. Данный тип печи стал традиционным для корейского гончарства и сохранился до 20 века (Ксенофонтова, 1980; Adams, 1990).

Основные виды гончарной продукции в период Корё – "каменная" керамика с плотным, звонким черепком, селадоновые изделия, белый фарфор, черепица (Adams, 1990).

Обычная неглазурованная "каменная" керамика серого цвета выпускалась мастерскими в значительном количестве – это была самая распространенная, доступная для всех слоев населения посуда. "Каменная" керамика могла покрываться глазурью – особенно популярна, как и в предшествующий период, была свинцовая зеленая глазурь. Функциональное поле изделий с "каменным" черепком было очень широким – хранение и транспортировка различных продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, освещение жилища и т.д.

Производство селадоновых изделий переживало свой расцвет в
11–13 веках (Adams, 1990; Portal, 1997). Эта продукция носила элитный характер и предназначалась для знатных и богатых людей, служителей буддийского культа. Селадоновая посуда и другие предметы обихода – косметические флаконы и коробочки, светильники, подголовники, принадлежности для письма – украшали дворцы королевской семьи. Само название Корё, что в переводе с древне-корейского означает "высокое и чистое", отождествлялось с цветом селадоновой глазури, напоминающим о красоте ясного неба, покрытых лесами гор и прозрачных рек Кореи.

Для изготовления селадоновых изделий использовался редкий сорт голубовато-серой глины или особая порода – "фарфоровый камень" ("Танли"), содержащая небольшое количество пластичного глинистого вещества, много тонкозернистой слюды, кварца и полевого шпата. При смешивании с водой слюда придавала массе пластичность, необходимую для вытягивания на круге или формовке в шаблонах. Когда изделие подсыхало до "кожетвердого" состояния, на его поверхность наносилась селадоновая глазурь. Основными компонентами глазурной массы были растительная зола, богатая кальцием, и мелкодробленый "фарфоровый камень". Присутствие в химическом составе глазури 1–2 % окиси железа обусловливало при обжиге в восстановительном режиме зеленый (селадоновый) цвет. Специфика корейских селадонов в отличие от китайской продукции – легкий голубоватый оттенок. Это было вызвано определенным соотношением химических компонентов глазури – окиси титана и окиси марганца. Изделия, покрытые селадоновой глазурью, обжигались в длинных печах при температуре 1100–1200°С. Черепок после обжига приобретал серый цвет, что было следствием восстановительного режима.

Формы селадоновой посуды были весьма разнообразны – в них сочетались черты, заимствованные из китайского гончарства, и творческая фантазия корейских мастеров. Большую популярность в период Корё приобретают сосуды в виде цветов и плодов. Например, очень изящна была небольшая чаша, форма которой напоминала раскрытую чашечку цветка с крупными лепестками. Такая чаша обязательно дополнялась широкой тарелкой-подставкой, в оформлении которой также использовались цветочные мотивы (рис. 53).

Сосуды на подставках получили большую популярность в средневековой керамике Кореи. Эта особенность отражала влияние традиций камнерезного и бронзолитейного ремесел Восточной Азии – и, прежде всего, Китая. Сосуды из поделочного камня или из металла часто дополнялись специальными подставками, выполненными из того же материала – камня, металла или деревянными. Корейские гончары при изготовлении подставок для сосудов широко использовали прием ажурной резьбы. Этот прием мог применяться и для оформления самих сосудов, а также различных предметов утвари. Когда сформованное из глинистой массы изделие высыхало и становилось достаточно твердым, мастер с помощью особого резца делал сквозные прорези в соответствии с задуманным узором. Конечно, если сосуд предназначался для какого-либо содержимого (жидкости, масла и т.п.), ажурные стенки не позволили бы использовать его для этих целей. Было найдено оригинальное решение проблемы. Изготовлялись два соединенных между собой резервуара – внутренний и внешний. Внутренний имел обычные стенки, а внешний был ажурным и служил лишь для украшения. Техника ажурной резьбы была очень трудоемкой и требовала соответствующих навыков, однако давала замечательный декоративный эффект.

В период Корё излюбленными формами также стали сосуды в виде дыни и тыквы, которые были одними из ведущих сельскохозяйственных культур Кореи. Сосуды, напоминающие дыню – например чайники, – имели продолговатое тулово с рельефными вертикальными дольками. Для большего натуралистического эффекта на крышке такого чайника прикреплялся свернутый жгутик глины, имитирующий "хвостик" настоящей дыни (рис. 51). Сосуды в виде тыквы имели также дольчатый рельеф и шаровидное или слегка эллипсовидное тулово.

Весьма любопытной разновидностью селадоновой посуды был сосуд для воды – "кандика", использовавшийся в некоторых буддийских церемониях. Форма изделия – с яйцевидным туловом и очень узким высоким горлышком, переходящим в тонкий длинный вертикальный носик, – заимствована у индийских металлических сосудов, также связанных с ритуалами буддизма.

Популярной формой керамических сосудов – и, в частности, селадоновых – была ваза "мэбъонг". Тулово с очень высокими, почти горизонтальными плечиками и широкой, объемной верхней частью, плавно суживаясь к дну, имело каплевидный изящный контур, горлышко было очень низким и узким. Как правило, такие вазы декорировались особенно нарядно.

В области декора селадоновых – и, в целом, керамических – изделий корейские гончары проявляли фантазию, мастерство и большой художественный вкус. Им принадлежит изобретение оригинальной техники цветной инкрустации керамики. Сам прием инкрустации был известен достаточно давно в деревообрабатывающем и ювелирном ремеслах. Бронзовые изделия, инкрустированные золотыми и серебряными вставками, предметы утвари из лакированного дерева с инкрустацией переливающимся перламутром были обязательной принадлежностью богатого корейского дома.

Техника инкрустации керамических изделий носила название "санггам". Ее суть заключалась в следующем. По подсохшей до "кожетвердого" состояния поверхности сформованного изделия вырезались узоры – цветы, облака, виноградные листья и грозди и т.д. Рельеф делался достаточно глубоким, и в прорези втирался материал для инкрустации. Например, для получения белых узоров использовалась специальная масса, содержащая большое количество мелкодробленого кварца. Чтобы получить черные или темно-коричневые узоры, гончары готовили состав, богатый соединениями железа, – после обжига он приобретал темную окраску. После того, как инкрустация была окончена, сосуд покрывали глазурью и обжигали. Готовое изделие, декорированное таким способом, выглядело весьма привлекательно: сквозь зеленовато-прозрачную глазурь, как сквозь дымку, просвечивал белый или темный рисунок.

Другой интересной инновацией была роспись коричневой железистой или красной медной краской под селадоновой глазурью (рис. 52). Контрастное сочетание красной росписи и нежной зелени глазури давало оригинальный декоративный эффект, добиться которого позволял правильно подобранный состав медной краски. Китайские гончары в отличие от корейских мастеров не смогли освоить красную подглазурную роспись для селадона и использовали ее только в декоре белого фарфора.

Еще один декоративный прием, получивший распространение в корейском гончарстве, – в частности, в изготовлении селадоновых изделий – это графический рисунок. После формовки изделия на его слегка подсохшую поверхность при помощи инструмента с острым концом наносились изображения цветов, облаков, птиц и т.п. После покрытия глазурью и обжига рисунок выглядел словно тонкое кружево.

В 13–14 веках, в период монгольского господства в Корее, появляется прием росписи золотой краской по селадоновой глазури, придававший изделиям особенно роскошный вид. В целом, однако, это время было не слишком благоприятным для развития технологии селадонов. В соответствии с эстетическими запросами, диктовавшимися вкусами монгольской знати, постепенно меняется состав селадоновой глазури. Для изделий 13–14 вв. более типичны коричневатые и сероватые тона в отличие от чистой прозрачной зелени селадоновых глазурей 11–12 веков.

Во всей последующей истории корейского гончарства вплоть до середины 20 века мастерство селадонов более не переживало такого расцвета, как в период Корё. На долгое время секреты селадоновых глазурей были забыты и пережили свое второе рождение лишь во второй половине 20 века.

Технология изготовления "классического" белого фарфора также была известна в гончарстве периода Корё. Предполагают, что первые фарфоровые изделия, хотя и довольно грубые, производились уже в
9 веке в государстве Силла. В Корё фарфор делали в тех же мастерских, где изготовляли селадоновую продукцию. Однако по популярности белый фарфор значительно уступал зеленому селадону. Знакомству с производством белого фарфора, как и селадона, корейское гончарство обязано Китаю. Заимствованная технология развивалась в Корее самостоятельным путем. Сырьем для фарфоровых изделий служил "фарфоровый камень", близкий по составу сырью из некоторых районов юго-восточного Китая. Благодаря особенностям обработки сырьевых материалов и приготовления формовочной массы корейский фарфор имел специфический оттенок слоновой кости. Изделия покрывались прозрачной высокотемпературной глазурью, которая после обжига переливалась радужным блеском.

Для декора фарфоровой продукции также использовался прием инкрустации. Прорезанный контур рисунка на поверхности изделия заполнялся красной, насыщенной железом глиной, – после обжига узор приобретал черный цвет. Иногда мастера употребляли для инкрустации пластичную массу, в состав которой входило селадоновое сырье. В этом случае на светлом фарфоре появлялись серовато-зеленые декоративные вставки.

Особой и достаточно редкой категорией гончарных изделий периода Корё была так называемая черная посуда. До настоящего времени сохранились лишь немногие ее образцы. Черный или темно-коричневый цвет был результатом использования специального глазурного состава, насыщенного соединениями железа. Иногда при соблюдении определенных технологических условий мастерам удавалось получить черную глазурь, отливающую голубым блеском. Такие изделия напоминали знаменитую китайскую черную керамику "тэммоку", появившуюся в 11 веке (см. гл. 2). Кажется вполне вероятным, что корейская глазурованная черная посуда начала изготовляться именно под влиянием технологии "тэммоку". С этим предположением согласуется и время существования данной традиции в корейском гончарстве – 12–13 века. Наиболее распространенными формами черной посуды были большие декоративные вазы "мэбъонг", чаши, чайники, круглые фляги с узеньким горлом. Для украшения своих изделий мастера использовали приемы белой инкрустации, подглазурной росписи и графического рисунка. Излюбленными мотивами декора были цветы, листья, журавли, летящие в облаках.

Помимо посуды и всевозможной бытовой утвари корейские мастера керамики и фарфора были искусны в изготовлении мелкой скульптуры. Главным образом, это фигурки животных, птиц, буддийских святых. Скульптурными деталями нередко украшались сосуды, курильницы, предметы туалета и другие изделия.

В целом, время существования государства Корё было самым ярким и продуктивным периодом в истории корейского гончарства. Последующие столетия не богаты интересными технологическими и художественными достижениями в области керамики и фарфора.

Начиная с конца 14 века традиция изготовления элитных селадоновых изделий затухает. Для 15 века характерно производство белого фарфора и керамики с "каменным" черепком в стиле "пунчонг". Этот стиль был лишен нарочитого изящества, рафинированности и приближался к стандартам народного, деревенского гончарства. Простые формы, незатейливый декор, грубоватая цветовая гамма глазурей – такова была керамика пунчонг. Изготовлялась она из светлой глины и расписывалась цветами и геометрическими узорами. Пик популярности керамики пунчонг в Корее пришелся на 16 век, а в 17 веке ее производство начинает угасать. Некоторые исследователи полагают, что керамика пунчонг в определенной степени повлияла на расцвет в соседней Японии стиля раку, отличительной особенностью которого также была подчеркнутая простота и отрицание какой-либо преднамеренной изысканности. Действительно, знаменитый гончар Танака Тодзиро, основоположник стиля раку, был родом из Кореи и попал на остров в конце
16 века, будучи захваченным в японский плен вместе со многими другими корейскими мастерами (см. гл. 1). Его технологические и художественные инновации попали на весьма благодатную почву идеалов естественности, безыскусности, характерных для эстетического чувства японцев.

В производстве фарфора новшеством явилась технология изготовления изделий с синей кобальтовой подглазурной росписью, ставшая известной в Корее в середине 15 века. Стимулом для развития этой технологии было открытие на полуострове месторождений кобальтовой руды – сырья, необходимого для получения краски. В Китае, как известно, белый фарфор с синей росписью начал производиться мастерами Цзиндэчжена в 14 веке. Однако там длительное время использовали привозной кобальт из Ирана, а местное сырье было открыто в Китае позднее.

Крайне негативные последствия для корейского гончарства имел уже упоминавшийся выше принудительный вывоз мастеров в Японию в конце 16 века. В результате сотни опытных гончаров покинули страну, были закрыты многие мастерские, значительно снизился общий объем продукции, упало ее качество. Корейское гончарство не смогло более вернуть свой прежний уровень. 17–19 века – это период застоя в искусстве корейской керамики. В то же время гончарство Японии, обогащенное притоком людских ресурсов, новыми знаниями и опытом, в конце 16 века вступило в полосу устойчивого подъема. Так зигзаги политической истории определяли взлеты и падения в такой далекой от политики сфере, как мастерство керамики.

О корейском гончарстве 18–19 веков известно немного. Однако до настоящего времени в ряде районов – особенно на севере полуострова – сохранились традиционные формы керамического производства почти в том виде, в каком они функционировали 100–150 лет назад. В 1991 году автору довелось побывать в Северной Корее (КНДР) и сделать некоторые наблюдения по керамическому производству в сельской местности. В настоящее время существуют два направления этого производства – изготовление кровельной черепицы и изготовление посуды.

Для корейской деревни характерной является традиция черепичных крыш. При этом в северных районах используется, как правило, черепица яркого цвета – красного, оранжевого, а в более южных областях – серая. Почти в каждой деревне есть своя мастерская по производству черепицы, обслуживающая нужды данного населенного пункта и иногда еще одной-двух деревень. Мастерские всегда расположены рядом с месторождением глины и обычно на окраине деревни. Для изготовления черепицы используется обычная глина – в меру пластичная, ожелезненная.

Добытое сырье измельчают, просеивают, очищают от крупных примесей при помощи несложных механических приспособлений – дробилок и сит. Затем в сухую глину засыпают просеянный песок (речной или морской) для улучшения качества формовочной массы. К глине, смешанной с песком в соотношении приблизительно 4:1, добавляют воду и тщательно промешивают. Когда пластичная масса готова, из нее начинают формовать черепицу. Формовка происходит при помощи двух одинаковых шаблонов, каждый из которых – это соответствующим образом изогнутый лист жести, форма и размер которого повторяют очертания поверхности черепицы. Корейская черепица имеет плавный волнообразный профиль. Мастер помещает необходимое количество глинистой массы между двумя шаблонами, расстояние между которыми определяет толщину будущего изделия – 5–6 см. Затем на простейшем вращающемся устройстве в виде диска, посаженного на вертикальную ось, мастер быстрым ловким движением поворачивает на 180° поставленную на ребро модель черепицы – при этом глинистый пласт сдавливается с обеих сторон шаблонами и приобретает нужную форму.

Следующий этап – сушка отформованной черепицы. Она производится под деревянным навесом, защищающим изделия от дождя и прямых лучей солнца. Черепица укладывается рядами на длинных деревянных помостах. При сухой солнечной погоде сушка длится 2–3 дня. Но в дождливый сезон, при повышенной влажности воздуха может затянуться до месяца.

Технически самая сложная операция в черепичном производстве – обжиг. На территории мастерской находятся обжигательные печи, сооруженные из камня или кирпича и также крытые черепицей. Печи имеют традиционное для корейского гончарства устройство. Они располагаются на склоне, имеют входной топочный проем в нижней части и дымовое отверстие в верхней части. Пол печи ступенчатый и наклонный, обмазан глиной. Длина печи – 5–6 м, ширина – 2,5–3 м, высота – около 2 м. Печь не имеет разделения на топочную и обжигательную зоны. Как правило, в черепичной мастерской не одна, а несколько печей, расположенных в один ряд, стенка к стенке. Загрузка печи черепицей и топливом осуществляется через основной, топочный проем. Высушенная черепица штабелями укладывается на ступенях пола, заполняя почти все пространство печи. Топливо помещается в нижней части, у входа. В процессе обжига происходит непосредственное соприкосновение первого ряда черепицы, находящегося на нижней ступени, с огнем. Это вызывает обычно деформацию, брак некоторого количества изделий. Топливом служит древесина или каменный уголь. Корейские гончары считают лучшим видом топлива сосновые дрова.

Обжиг продолжается несколько часов в условиях циркуляции воздуха в печи через входное и выходное отверстия. Это обеспечивает окислительный режим и, соответственно, яркий цвет готовой продукции – оранжевый, красный. Для получения темно-серой черепицы корейские мастера используют метод "дымления": после окончания обжига в окислительной среде топочное пространство забрасывают смолистыми сосновыми дровами и наглухо закрывают входное и выходное отверстия. Печи наполняются дымом, копотью и мельчайшими частицами углерода, которые осаждаются в порах черепка. В такой атмосфере изделия выдерживаются в течение нескольких часов. По словам корейских мастеров, темно-серая черепица более практична и долговечна, чем красная, однако процесс ее изготовления более трудоемок.

Производством керамической посуды в корейской деревне занимаются мужчины, имеющие в этом деле опыт и сочетающие гончарство с основной деятельностью в сельском хозяйстве. Изготовляют посуду далеко не в каждой деревне. Гончары обслуживают потребности не только своих односельчан, но и жителей всех соседних деревень. Технология производства посуды в основном близка процессу изготовления черепицы. Отличия состоят в особенностях приготовления формовочной массы, формовки и обработки поверхности. Для сосудов формовочная масса готовится с меньшим количеством более тщательно просеянного песка. Формуют изделия на ножном станке. Поверхность сформованного изделия покрывают слоем глазури для придания стенкам герметичности и гладкости. Глазурь после обжига имеет темный цвет. Обжигают посуду в таких же печах, что служат для обжига черепицы, и в тех же режимах.

Ассортимент изделий корейских гончаров не слишком разнообразен. Это в основном сосуды для хозяйственных нужд. Во дворе любого деревенского дома можно увидеть высокие, напоминающие ведро, емкости, в которых хранят воду и соевую приправу, горшки с широким туловом для приготовления пищи.

Очень любопытным, чисто корейским видом гончарной продукции является сосуд для ловли осьминогов. Такие сосуды можно увидеть в приморских деревнях. Этот способ ловли осьминогов был известен уже в прошлом веке или даже раньше. Сосуд имеет округлое тулово с узким горлышком и несколькими отверстиями в стенках. Горлышко обвязывают веревкой и с лодки опускают сосуд на дно моря в местах обитания осьминогов. Осьминог, любящий забираться в различные убежища, заползает в сосуд и через отверстия в стенках опутывает его своими щупальцами. Через некоторое время сосуд вместе с содержимым вытаскивают на поверхность.

Другим интересным изделием традиционного корейского гончарства является сосуд с широким приземистым туловом в виде эллипса и очень высоким узким горлышком. За свою необычную форму, напоминающую гуся с жирным туловом и длинной шеей, сосуд получил название "коубъонг" ("коу" – гусь, "бъонг" – сосуд). Эта емкость служит контейнером для масла, которым заправляют фонарь, висящий у дверей дома. "Коубъонг" при помощи веревки, обмотанной вокруг горлышка, подвешивается на дверях рядом с фонарем.

Древние и богатые традиции корейского гончарства переживают свое возрождение с середины 20 века. Это связано с завоеванием народом Кореи политической независимости после почти полувекового японского господства и развитием – хотя и в рамках двух государств – национального самосознания. Начиная с 50-х–60-х годов растет интерес к истории и культуре Кореи, традиционным видам искусства и ремесел. Особое внимание как в Южной, так и в Северной Корее уделяется воссозданию и сохранению технологических навыков изготовления селадоновых изделий – гордости корейского гончарства. Занимаются этим специальные научно-технические лаборатории, художественные мастерские, фарфорово-керамические фабрики. В Южной Корее также достаточно популярна керамика в стиле "пунчонг" – из светлой глины, с очень плотным черепком, украшенная яркой росписью.








Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1841;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.