Керамика первобытной эпохи
О самых ранних шагах гончарства на Корейском полуострове мы сегодня знаем очень немного. До недавнего времени на этой территории не были известны археологические памятники с керамикой столь же древнего возраста, как та, что открыта учеными на Японских островах и в Китае. По последним данным, стоянка каменного века с керамикой архаичного облика обнаружена на крайнем юге Кореи, острове Чечжудо. Возраст памятника составляет около 10 тысяч лет.
Начиная с 6-го тысячелетия до нашей эры Корейский полуостров занимали неолитические племена, оставившие многочисленные археологические памятники – стоянки и поселения. Эти памятники объединены исследователями в культуру "Чульмун" (Nelson, 1993). Люди культуры Чульмун так же, как и племена, жившие в эпоху неолита на Японских островах и в Восточном Китае, пользовались разнообразными орудиями труда, инструментами, охотничьим снаряжением из камня, кости, дерева, строили долговременные жилища, сооружали деревянные лодки для передвижения по воде. Помимо рыболовства и охоты, важными компонентами хозяйственной деятельности были высокоорганизованное собирательство и разведение некоторых видов съедобных растений. Разнообразны были занятия, обеспечивающие людям необходимые предметы повседневного быта, – шитье одежды, плетение корзин и циновок, обработка шкур животных, изготовление украшений из камня, кости и раковин и, конечно, выделка керамической посуды. Культура Чульмун обязана своим названием именно керамике – точнее, способу ее орнаментации при помощи зубчатого орудия наподобие гребенки (Чульмун – по-корейски означает "гребень").
Технология изготовления керамики Чульмун была достаточно проста. Сосуды, по форме напоминающие перевернутый конус либо банку с прямыми стенками, лепились из глины, в которую для улучшения ее рабочих качеств гончары могли добавлять песок, дробленую раковину, иногда тальк или асбест – в зависимости от сырьевых возможностей конкретного района. В эпоху неолита в Корее был распространен спирально-жгутовой налеп как способ формовки посуды. Длинные глиняные жгуты укладывались по спирали плотными витками, образуя стенки будущего сосуда. В процессе формовки жгуты слегка расплющивались, выравнивались и уплотнялись. Дно у сосудов делалось плоским, коническим (заостренным) или плавно-округлым.
Керамика культуры Чульмун имела грубые шероховатые стенки из-за того, что в то время гончары еще не были знакомы с приемом лощения. Хрупкий пористый черепок керамических сосудов был результатом кострового обжига при низких температурах. Цвет керамики – желто-бурый, оранжево-коричневый.
Пожалуй, самой яркой чертой керамики культуры Чульмун надо считать ее декор. В большинстве случаев гончары украшали свои изделия орнаментом, используя для этого несложные орудия-штампы. Самым популярным штампом был инструмент с зубчатым рабочим краем. Он мог иметь вид обычной гребенки, изготовленной из дерева или кости. Деревянная палочка или подходящий кусочек кости с пропиленными вдоль края желобками тоже могли служить в качестве зубчатого штампа. Даже некоторые виды раковин морских моллюсков, створки которых имеют зубчатый край, – это тоже инструменты – штампы.
Вообще зубчатый штамп был чрезвычайно распространенным орудием орнаментации керамики в культурах эпохи неолита разных районов мира – Восточной и Западной Европы, Сибири, Средней Азии. Как полагает известный российский специалист по древнему гончарству И.В.Калинина, популярность зубчатого орудия связана с использованием для орнаментации керамики челюстей мелких животных, которые сами по себе представляют прекрасный штамп (Калинина, 1999). В эпоху неолита, когда охота являлась одним из важнейших способов добычи пищи – особенно в лесных районах – недостатка в челюстях-штампах не было. Возможно, использование челюстей животных для декора керамических сосудов носило в некоторой степени магический смысл, символизируя стремление обеспечить удачу в охоте и изобилие пищи в кухонных горшках.
Вероятно, зубчатый штамп был привлекателен для древних гончаров еще и различными вариантами его применения в качестве орудия орнаментации и разнообразием получаемых вследствие этого узоров. Во-первых, зубчатым штампом можно было оттискивать, выдавливать в мягкой глине углубления, соответствующие по форме и размеру краям его зубцов. Этот прием орнаментации называется тиснением. Во-вторых, можно было пользоваться зубчатым штампом как гребнем, прочесывая им по стенке глиняного сосуда длинные ряды параллельных бороздок – это техника прочеса. В свою очередь, каждый из технических приемов имел различные варианты – в зависимости от характера движения штампа, его положения в руке гончара, силы давления на стенку сосуда и т.п. Конечно, выполнять зубчатым штампом тисненые или прочесанные узоры можно только, когда сосуд сформован, но еще не высушен, и глина сохраняет свою пластичность.
В гончарстве неолитической культуры Чульмун использовались оба технических приема орнаментации глиняных сосудов при помощи зубчатого штампа. На некоторых поселениях более популярен был прием тиснения, позволявший украшать стенки сосудов плотными рядами мелких отпечатков-ямок, отчего изделие казалось как бы покрытым мелкоячеистой сеткой. Обитатели других мест предпочитали декор, выполненный техникой прочеса. Особенно распространен был прочесанный зубчатым штампом узор в виде вертикального зигзага, заполняющий стенки сосуда от устья до дна (рис. 45). Чем объяснить склонность первобытных гончаров Кореи к этому орнаментальному мотиву? Возможно, объяснение надо искать за рамками сферы гончарства.
Зигзагообразный узор на стенках древней керамической посуды весьма напоминает рисунок поверхности плетеных изделий, которые также с очень древних времен занимали важное место в быту и хозяйстве населения Корейского полуострова. Технология изготовления плетеных корзин, сумок, коробов, циновок, матов из подходящего растительного сырья крайне консервативна и сохраняет свои приемы неизменными на протяжении тысячелетий. В современной северо-корейской деревне в каждом доме можно увидеть разнообразные плетеные предметы утвари – такие же, какими пользовались далекие предки сегодняшних корейцев. При изготовлении этих изделий часто применяется схема переплетения, которая образует узор в виде зигзага. Эта схема вообще очень популярна в технологии плетения в разных районах мира – она достаточно проста и вместе с тем эффективна для получения прочной плетеной структуры.
Археологическими исследованиями установлено, что человек научился делать необходимые ему вещи способом плетения задолго до того, как была освоена технология изготовления керамики. И прежде, чем появились первые керамические сосуды, люди пользовались только плетеными емкостями. Специалисты в области древних технологий не без оснований полагают, что орнамент керамических сосудов неолитической эпохи нередко представлял собой стилизованное подражание рисунку поверхности плетеных корзин, мешков, сумок, то есть функционально близких предметов (Growfoot, 1954; Scott, 1954). Сходство усугубляется еще и формой плетеных емкостей и древних керамических сосудов – с высокими, почти прямыми или чуть расширяющимися к широкому устью стенками, узким дном.
Кроме вертикального зигзага, на керамике культуры Чульмун можно увидеть и некоторые другие орнаментальные композиции, также напоминающие текстуру поверхности плетеных изделий. По-видимому стандарты декора керамической посуды неолита Корейского полуострова сформировались под определенным влиянием технологии плетения.
В конце 3 тысячелетия до нашей эры в этническом составе населения Корейского полуострова происходят изменения, повлекшие за собой и появление новых культурных традиций. Археологические памятники конца 3 – начала 1 тысячелетий до нашей эры объединяются исследователями в культуру Мумун (Nelson, 1993). В период существования этой культуры на Корейском полуострове увеличивается общая численность населения и, соответственно, укрупняются размеры поселений и усложняется их внутренняя структура. Распространяется рисоводство как основная отрасль сельского хозяйства, значительные усовершенствования происходят в технологии изготовления каменных орудий, становятся известны первые металлические изделия и навыки обработки бронзы. В целом общество достигает более высокого уровня развития по сравнению с предшествующим периодом культуры Чульмун. Ярким проявлением социально-экономических перемен в жизни древнего населения Кореи стал погребальный обряд, связанный с сооружением надмогильных дольменов. Эти конструкции из гигантских каменных глыб в виде ворот разбросаны по всему Корейскому полуострову. Их возведение было чрезвычайно сложным и трудоемким делом, так как вес каменных монолитов достигал 300 тонн. Требовалось значительное количество рабочей силы и вспомогательные технические средства (простейшие подъемные механизмы). Все это было возможно только при соответствующем уровне развития общества.
Новые тенденции и явления в хозяйстве, быту, культуре нашли отражение в традициях материального производства, обеспечивавшего древних людей необходимыми инструментами, разнообразной домашней утварью, и т.п. Керамическая посуда культуры Мумун – это уже новая ступень в эволюции технологии форм и декора гончарных изделий. Более совершенными становятся приемы приготовления формовочной массы, обработки поверхности, обжига. Керамика культуры Мумун имеет плотный черепок, гладкие, хорошо лощеные стенки. Гончары владели мастерством обжига посуды в окислительном режиме и в режиме "дымления", когда воздушная среда вокруг обжигаемых изделий искусственно насыщалась углеродом, осаждавшимся в порах керамического черепка и придававшим ему черную окраску. Цветовая гамма керамики Мумун довольно выразительна и контрастна – наряду с сосудами ярких теплых тонов, полученных в результате окислительного обжига, были популярны изделия с черными или аспидно-серыми стенками. Тщательное, до блеска лощение поверхности способствовало тому, что цвет сосуда казался более насыщенным. Нередко керамика до обжига покрывалась краской, приготовленной на основе охры – природного железистого пигмента. Такие сосуды имели малиновый или ярко-красный цвет.
Так же, как и в период культуры Чульмун, керамика изготовлялась вручную, способом кольцевого или спирального налепа, но формы посуды отличались большим разнообразием – сосуды с шаровидным туловом и узким высоким горлышком, приземистые горшки, вместительные емкости для хранения продуктов и воды, чаши, миски и др. (рис. 46). Каждый вид керамических изделий имел свое функциональное назначение и использовался для хозяйственных, бытовых или ритуальных целей.
В декоре посуды также происходят изменения, свидетельствующие о распространении новых эстетических канонов в период культуры Мумун. На смену узорам, выполненным зубчатым штампом и покрывающим большую часть стенок сосуда, приходят узкие бордюры геометрических композиций. Прямые горизонтальные линии, меандр, горизонтальный зигзаг были наиболее популярными орнаментальными мотивами. Узоры выполнялись чаще всего прочерчиванием, но не зубчатым штампом, а инструментом типа заостренной палочки. Нередко стенки сосудов оставлялись гладкими, без какого-либо декора.
Традиции керамики культуры Мумун получили продолжение в гончарстве второй половины 1 тысячелетия до нашей эры, в период железного века. Это время, когда структура древнего общества была уже достаточно сложной, дифференцированной, а его экономический, технический и культурный потенциал достиг высокого уровня развития. Многие исследователи полагают, что в период раннего железного века на Корейском полуострове начинают складываться первые государственные образования – в частности, царство Чосон, о котором имеются сведения в китайских летописях, но археологические источники пока не дают убедительных доказательств его существования (Nelson, 1993).
В жизни населения Корейского полуострова важную роль начинают играть контакты с соседним Китаем. В конце 1 тысячелетия до нашей эры, когда в "Поднебесной" правила династия Хань, на полуострове сформировались четыре китайских колонии. Одна из них, получившая название Лолан, просуществовала около 400 лет в районе современного Пхеньяна. Колонии были носителями традиций культуры Китая на Корейском полуострове. Юг Кореи являлся контактной зоной между материковыми районами Восточной Азии и Японским архипелагом. Как полагают исследователи, именно отсюда шла миграционная волна, принесшая на острова культуру Яей в конце 1 тысячелетия до нашей эры. С этого времени связи древней Кореи и Японии, носившие прежде случайный характер, становятся более или менее постоянными.
В гончарстве обитателей Корейского полуострова второй половины 1 тысячелетия до нашей эры местные традиции испытали определенное влияние канонов китайской керамики, которое было наиболее сильным в районах колоний. Это проявилось, прежде всего, в заимствовании корейскими гончарами некоторых деталей формы и декора изделий китайских мастеров. Такое техническое достижение, как гончарный круг, также было воспринято в Корее в последних веках 1 тысячелетия до нашей эры.
Своеобразие корейского гончарства в период железного века наиболее ярко воплотилось в керамике стиля Кимхэ, характерной для южных районов полуострова (Nelson, 1993). Китайское влияние сказалось в распространении традиции изготовления сосудов при помощи так называемой выбивки. Эта технология была известна в Китае с давних времен, сочетаясь с формовкой кольцевым налепом. Когда тулово сосуда было "вчерне" вылеплено из глиняных колец-лент, гончар начинал придавать ему необходимую форму выбивкой, или выколачиванием. Этот прием носит также название "техники наковальни и молоточка". Роль "наковальни" выполнял подходящей формы камень, который мастер держал левой рукой вплотную к внутренней поверхности сосуда. "Молоточком" служила специальная лопаточка, часто имевшая резной узор на одной стороне, – ею гончар ударял по внешней поверхности сосуда в том месте, где внутри находилась "наковальня". Стенки изделия таким образом испытывали давление снаружи и изнутри – это позволяло придать им нужный изгиб. Сосуды, сформованные таким способом, имели раздутое, округлое тулово и отпечатки рисунка лопаточки снаружи. Именно такие сосуды были характерны для стиля Кимхэ.
В некоторых районах полуострова – например на юго-востоке – существовал обычай хоронить мертвых в больших керамических сосудах яйцевидной формы, вложенных один в другой и образующих подобие футляра (рис. 47). Этот обычай, как можно заметить, имеет сходство с упоминавшимся выше погребальным обрядом племен культуры Яей, заселивших Японские острова начиная с 3 века до нашей эры. Данный факт можно рассматривать как аргумент в пользу гипотезы о том, что племена Яей пришли на архипелаг с юга Корейского полуострова, преодолев узкий морской пролив.
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1693;