Керамика китая 1 тысячелетия до нашей эры – первой половины 1 тысячелетия нашей эры
В древней истории Китая период от начала 1 тысячелетия до нашей эры до середины 1 тысячелетия нашей эры отмечен очень важными событиями. После падения в 1050 г. до нашей эры государства Шань на территории восточного Китая существовали и сменяли друг друга несколько государственных объединений, самыми крупными и известными из которых были царства Западная Чжоу (1050–771 гг до н.э.) и Восточная Чжоу (771–221 гг. до н.э.). В конце 3 века до нашей эры полководец Цинь Ши Хуанди, получивший официальный титул первого китайского императора, объединил территории разрозненных владений в огромное государство, простиравшееся от Восточно-Китайского моря до предгорий Гималаев. С 206 г. до нашей эры по 220 г. нашей эры Китаем правила династия Хань – это было время усиления экономической и политической мощи страны, расцвета ремесел, культуры и искусства. В последующие столетия политическое единство Китая было подорвано внутренней междоусобной борьбой и нашествием с севера внешних врагов – сначала гуннов, затем сяньбийцев. Возрождение сильной и обширной китайской империи происходит лишь в конце 6 века нашей эры.
Несмотря на периоды политической и экономической нестабильности традиционные ремесла и производства Китая продолжают развиваться, достигая новых успехов. Это в полной мере относится и к мастерству керамики.
В рассматриваемый период постепенно складываются технологические принципы изготовления фарфоровых изделий. Наиболее известными центрами фарфора в Китае считаются провинции Чжэцзянь и Цзянси, территории которых раскинулись к югу от низовьев р.Янцзы, а также более северная провинция Хэнань. Эти места богаты природным сырьем для фарфорового производства – белыми каолиновыми глинами и “фарфоровым камнем”; густые леса, покрывающие склоны гор, позволяли в большом количестве заготавливать сосновую древесину – прекрасное топливо для обжигательных печей.
Изделия гончаров 1 тысячелетия до нашей эры представляют собой так называемый “прото-фарфор” – они еще не были белыми и прозрачными, а скорее напоминали фаянс и майолику (рис. 33, 34). Настоящий фарфор был впервые получен в 70-х годах 6 века нашей эры в провинции Хэнань. Основные принципы изготовления фарфора те же, на которых основана и технология керамики. Главное отличие состоит в исходном сырье и его свойствах. Для керамики самым лучшим материалом являются пластичные, ”жирные”, легкоплавкие глины. Такие глины часто содержат высокий процент окислов железа, обеспечивающих в процессе окислительного обжига, то есть в условиях доступа кислорода, яркую красно-желтую цветовую гамму керамики. Фарфоровое сырье может быть как пластичным, так и довольно «тощим» в зависимости от содержания в исходном материале окиси алюминия. К первой разновидности относятся белые глины (каолины), ко второй – «фарфоровый камень», который представляет собой особую породу с повышенным содержанием кварца. Фарфоровые материалы требуют высоких температур обжига – около 1300–1350º С. Фарфоровый черепок имеет белый или кремово-белый цвет вследствие отсутствия или очень небольшого количества красящих окислов (окись железа, титана) в сырье.
Китайские мастера керамики уделяли большое внимание разработке специальных глазурных покрытий. Широкое распространение получают высокотемпературные полевошпатовые прозрачные глазури, открытые еще в Шаньское время. В 1 тысячелетии до нашей эры начинается история знаменитых китайских селадоновых глазурей. Это происходит на территории провинции Чжэцзянь, где обнаружены древнейшие образцы изделий, покрытых селадоновой глазурью. Принято считать, что в основе технологии селадоновой глазури лежит стремление имитировать внешний вид нефрита – поделочного камня, чрезвычайно популярного и почитаемого в Китае с древнейших времен. Специфическая особенность селадоновой глазури – сдержанные зеленоватые тона окраски, подражающие цвету нефрита. Секрет получения селадоновой глазури весьма непрост, и конечный результат зависит как от исходных компонентов, так и от способов их обработки. В состав селадоновой глазури обязательно входили известняк и растительная зола. Для получения золы использовались особые виды тростника, произрастающие в провинции Чжэцзянь. Этот район также богат выходами высококачественных известняков. Сама природа, таким образом, обеспечивала благоприятные условия для развития новых технологий в гончарстве Китая.
Сам термин "селадон" имеет достаточно поздние, не китайские корни. Предполагают, что это название происходит либо от имени Саладин – так звали одного из могущественных средневековых исламских правителей, либо от имени Селадон – это герой популярной французской комедии 17 века, любивший носить одежду изысканных бутылочно-зеленых тонов (Rice, 1987).
Первые селадоновые изделия, изготовленные во второй половине
1 тысячелетия до нашей эры, имели зеленовато-желтый или грязновато-зеленый цвет. С течением времени технология приготовления глазурей и обжига изделий совершенствовалась, цветовая гамма приобретала все более рафинированные зеленые оттенки. По данным современных исследований, цвет селадоновой глазури определялся, прежде всего, температурными реакциями красящих окислов железа (FeO) и титана (TiO) и их взаимодействием с другими химическими компонентами, входящими в состав формовочной массы. Важнейшим технологическим условием был обжиг в восстановительной среде, без доступа кислорода. Это обеспечивало появление зеленых тонов глазурного слоя и вместе с тем окрашивало черепок изделия в серый цвет.
Селадоновые глазури – замечательное изобретение китайских гончаров – в 11–13 веках получили известность в соседних странах Восточной Азии, а в 16–17 веках покорили и Европу своей изысканной красотой.
Интересным новшеством мастеров Китая начала 1 тысячелетия нашей эры явилась технология изготовления сосудов из двух различных по цвету сортов глины. Сочетание темной и светлой глины давало пестро-окрашенную формовочную массу. При формовке на вращающемся круге темные и светлые слои образовывали красивый рисунок, напоминающий разводы на поверхности цветного мрамора или яшмы. После обжига этот эффект сохранялся. Данная технология продолжала существовать в китайском гончарстве более позднего времени. Любопытно, что в современном искусстве художественной керамики Японии, США, некоторых других стран мастерство изготовления изделий из разноцветных глин получило как бы второе рождение и используется для создания оригинальных произведений (Yabe, 1994).
Говоря о гончарстве Китая 1 тысячелетия до нашей эры – середины 1 тысячелетия нашей эры, нельзя не остановиться на керамической скульптуре. Хотя основной вид продукции гончаров составляла посуда самых разнообразных форм и назначения, высокого уровня развития достигло также искусство скульптурной лепки. Рельефные изображения птиц, животных, цветов украшали сосуды; из глины изготовляли миниатюрные модели домов и лодок – несмотря на их небольшие размеры (до 30–50 см высотой), конструктивные детали были проработаны очень четко. Такие модели обычно были частью погребального инвентаря в гробницах богатых покойников (рис. 35).
Настоящим чудом света по праву признана “глиняная армия” первого императора Китая Цинь Ши Хуанди, сопровождавшая его в иной мир. Армия состояла из 7500 керамических фигур воинов и лошадей, выполненных практически в натуральную величину, обожженных и раскрашенных. Фигуры стройными рядами располагались в лабиринтах огромной подземной гробницы Цинь Ши Хуанди. Изображения выполнялись вручную, по особой технологии. При этом каждая человеческая фигура имела индивидуальные особенности благодаря не повторяющимся деталям лица, прически, одежды. Гробница Цинь Ши Хуанди была раскопана в начале 80-х годов и в настоящее время является одним из известнейших памятников древности не только Китая, но и всего мира (Погребенные царства Китая, 1998).
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 1664;