ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги нашего краткого обзора истории керамики и гончарства в странах Восточной Азии, отметим некоторые наиболее существенные позиции
Подводя итоги нашего краткого обзора истории керамики и гончарства в странах Восточной Азии, отметим некоторые наиболее существенные позиции, характеризующие развитие этого вида трудовой деятельности, органично сочетающего в себе технологический и художественный аспекты.
Мастерство изготовления керамики возникло как адаптивная реакция древнего человека на резкие изменения окружающей среды, произошедшие 13–10 тысяч лет назад. Потребность в герметических термостойких емкостях для хозяйственно-бытовых нужд могла быть удовлетворена только через освоение нового вида природного сырья (глины) и технологию превращения его в искусственный материал – керамику. Основной областью использования полезных свойств керамики с глубокой древности являлось изготовление контейнеров различного назначения. Соответственно, важнейшим видом продукции гончарства стран Восточной Азии всегда была посуда, необходимая в будни и в праздники, в любое время года и в любой сезон. С началом истории государственных образований и активизацией строительного дела второй сферой керамического производства в Восточной Азии становится изготовление кровельной черепицы.
Динамика и основные вехи эволюции гончарства тесно связаны с общим культурно-историческим процессом. Можно назвать лишь некоторые, самые яркие примеры этой связи, обусловленные законами развития человеческого общества.
Эпоха неолита (нового каменного века) стала для древнего населения каждого из рассматриваемых регионов Восточной Азии качественно новым и очень важным этапом в развитии хозяйства, материальной и духовной культуры. Именно в неолитическую эпоху, точнее – в фазе ее расцвета 7–5 тысяч лет назад – формируются самобытные культурные традиции в изготовлении керамики на Японском архипелаге, в восточном Китае, на Корейском полуострове. При общем сходстве технологических процессов, определяющих цикл производства керамики и качество готового продукта, региональные различия гончарных традиций выразительно проступают в деталях формы и особенно в характере декора древней посуды.
Если в выборе сырьевых материалов и в способах его обработки мастера уже в далеком прошлом были жестко ограничены требованиями технологической и функциональной целесообразности, то в поиске декоративных решений они могли проявить свободу фантазии в соответствии с художественными вкусами своего народа. Поэтому мы без труда узнаем керамику неолитической культуры Яншао по ее многоцветным росписным узорам, изделия мастеров культуры Дземон – по пышному рельефному декору и отпечаткам веревки на стенках, а "визитной карточкой" керамики культуры Чульмун будет орнамент, выполненный зубчатым штампом – гребенкой.
Ассортимент керамической посуды, разнообразие ее форм всегда зависели, прежде всего, от уровня развития общества и его потребностей. Чем сложнее и многограннее хозяйственно-бытовая жизнь, социальная структура, область духовных интересов, тем более разносторонни запросы к производствам, обеспечивающим общество необходимым ему миром вещей. Крупным позитивным явлением в истории древнего населения Восточной Азии стало возникновение и развитие земледелия как основной отрасли хозяйства. В каждом из регионов это произошло в разное время, но имело во многом общие последствия, вызвало серьезные качественные изменения в различных сферах жизни общества. Все эти процессы нашли непосредственное отражение в характере керамической посуды.
Для нужд земледельческого хозяйства мастера начали изготовлять сосуды с объемным туловом и узким горлом, выполнявшие функцию хранения сыпучих продуктов (зерна) и воды. Для приготовления блюд из зерна методом варки очень удобны были горшки с округлым туловом и невысоким, достаточно широким горлышком. В древних культурах, знакомых с земледелием, обязательно появляется порционная индивидуальная посуда – миски, чаши, стаканы. Также расцвет земледелия обычно сопровождался распространением различных культов, ритуальных церемоний, призванных обеспечить получение высоких урожаев и благополучие людей. Ритуально-культовые действия требовали соответствующего антуража, в частности особой неутилитарной посуды. Наконец, развитие земледельческого хозяйства, способного давать излишки пищи сверх необходимого минимума, вызывало усложнение и дифференциацию социальной структуры, разграничение привилегированных и рядовых членов общества. Первые имели право и возможность пользоваться инструментами, оружием и посудой лучшего качества, изготовленными наиболее искусными мастерами. Вторые же довольствовались обычными предметами быта, хозяйства и вооружения. Форма, отделка, декор керамических сосудов отражали эти различия.
В целом, с появлением земледелия ассортимент керамической посуды становится разнообразнее, усложняются ее формы, более совершенными становятся технологические приемы изготовления, возникают новые виды декора. Названные особенности, свидетельствующие о тесных связях древнего гончарства с экономическим базисом общества, мы отмечаем для всех ранне-земледельческих культур Восточной Азии – Яншао и Луньшань восточного Китая, Мумун Корейского полуострова, Яей Японского архипелага.
Переход древних обществ на стадию государственности имел ярко выраженное прогрессивное значение для сферы материального производства. Интенсивные процессы социального расслоения, развитие торговли, рост городов и общий рост численности населения стимулировали постоянный и все увеличивающийся спрос на продукцию различных ремесел. Следствием этого было расширение масштабов ремесла, усложнение его структуры, совершенствование технической базы.
Технический уровень гончарства и его производственные возможности определяются операциями формовки и обжига керамических изделий. Поэтому с образованием государства происходят качественные изменения в технике гончарства: для формовки начинает широко использоваться вращающийся механизм, сначала ручного, а позднее – ножного типа, обжиг продукции производится в специальных гончарных печах, конструкция которых и технические возможности достаточно быстро прогрессируют. Эти закономерности в динамике гончарства мы отмечали для государств Китая, Японии и Кореи начиная с ранних этапов их истории.
В период расцвета феодальной государственности в странах Восточной Азии окончательно складывается тот технический и организационный облик керамического производства, который мы называем традиционным и который сохраняется практически без изменений до первой половины 20 века. В этот же период – примерно от 10 до 17 века – гончарство достигает своего наивысшего технологического и художественного расцвета. Это время создания настоящих шедевров, завоевавших гончарству Восточной Азии мировую славу – китайских и корейских селадонов, китайского фарфора, японской керамики "раку" и "орибэ".
В истории гончарства Восточной Азии огромное значение играли межрегиональные, межгосударственные связи, способствовавшие распространению новых идей, технологий, технических достижений. Анализируя материалы нашего краткого обзора, нетрудно заметить, что лидером в рождении многих гончарных новшеств издавна выступал Китай. Достаточно вспомнить появление здесь гончарного круга на рубеже 3–2 тысячелетий до нашей эры, освоение мастерами Шань и Чжоу высокотемпературных прозрачных глазурей, открытие белых фарфоровых глин (каолинов) и разработку технологии изготовления фарфора, изобретение селадоновых глазурей и ряд других замечательных достижений. Феномен китайского гончарства еще ждет своего объяснения. Что обусловило лидирующую роль китайских мастеров в развитии восточно-азиатской керамики – уникальная сырьевая база для производства самых разных видов гончарных изделий, богатейшие культурные традиции, особенности национальной психологии? Или решающее значение имел не какой-то один фактор, а их совокупность?
Невозможно отрицать существенное влияние китайского гончарства на гончарство соседних стран Восточной Азии – Кореи и Японии. Это влияние начало проявляться уже в ранне-государственный период, когда установление межрегиональных политических и торгово-экономических контактов привело к обмену достижениями в сфере ремесел. Заимствование технологии производства фарфора и селадоновых изделий, оригинальной конструкции длинных склоновых печей открыло новые возможности в развитии гончарства Кореи и Японии, значительно обогатило его внутренний творческий потенциал.
Несомненно, яркий и глубокий след в истории гончарства Восточной Азии оставило распространение религии буддизма и связанных с ней канонов декоративного искусства и ритуалов, использующих определенные виды столовой посуды (чайная церемония). Эти явления также уходят своими корнями в культуру Китая, и оттуда они распространяются сначала в Корею, затем в Японию, вызывая рождение новых технологий, новых форм и художественных стилей керамики.
Следует, однако, заметить, что лидирующая роль Китая в развитии гончарства Восточной Азии отнюдь не означала отсутствия самостоятельных творческих импульсов в керамическом и фарфоровом производстве Кореи и Японии. Гончарная продукция каждой из трех рассмотренных стран имела свой неповторимый облик – это относится и к ранним, и к более поздним культурно-историческим периодам. Яркой иллюстрацией к сказанному может служить гончарство 10–17 веков – именно во время расцвета феодальной государственности в Китае, Корее и Японии гончарство как одна из сфер материального производства достигает наивысшего подъема. Своеобразие национальных традиций гончарства находит выражение, прежде всего, в стилистических особенностях его продукции, в принципах и приемах создания формы и декора изделий.
Изящество линий, тщательность отделки, отточенность всех деталей – это характерные стандарты гончарства Китая. Эти эстетические идеи нашли наиболее полное воплощение в тонком, хрупком, изысканном фарфоре, прозрачная белизна которого сама по себе обладала замечательным декоративным эффектом и, кроме того, являлась прекрасным фоном для цветной росписи.
Заметный контраст китайским гончарным традициям составляли художественные нормы, которыми руководствовались японские мастера керамики. Выше мы уже не раз подчеркивали, что самая яркая особенность гончарства средневековой Японии – стремление к достижению впечатления естественности, идущего от умения раскрыть возможности материала, заставить его "говорить", наделить каждую вещь только ей присущими чертами. Квинтэссенцией этих творческих принципов стала керамика стилей "раку", "орибэ" и других близких к ним направлений. Даже с освоением и распространением технологии фаянса и фарфора в Японии изделия из обычной керамики не только не утратили своего функционального и эстетического значения, но и приобрели дополнительную ценность как продукты индивидуального мастерства, как воплощение авторской оригинальности.
Своеобразие гончарного искусства Кореи, пик развития которого пришелся на период сильного процветающего государства Корё, во многом определялось необыкновенной популярностью технологии изготовления селадоновых изделий. Именно в этой области был внедрен целый ряд интересных инноваций формы и декора. Корейские селадоны вполне заслуженно могут быть названы одной из "жемчужин" мирового гончарства. По красоте цветовой гаммы глазурей, разнообразию дизайнерских решений изделия корейских мастеров превзошли даже продукцию родины селадонов – Китая.
Многотысячелетняя история керамики и керамического производства Восточной Азии практически непрерывна. Как бы ни складывались судьбы гончарства в разных странах в конкретные периоды времени, оно продолжало существовать в тех или иных формах. Очень важным рубежом в истории керамики Восточной Азии явилась середина 20 века. До 50-х годов последнего столетия керамическое производство сохраняло свои традиционные рамки, устоявшиеся организационные и технологические принципы. Изменения в этой привычной ситуации были вызваны рядом причин, среди которых – новые тенденции в политической жизни восточно-азиатских государств, подъем экономической активности, успехи научно-технической революции, социальные процессы. Керамическое производство получило новые стимулы для развития и качественных преобразований. Формы, в которых в настоящее время существует мастерство керамики, разнообразны и отражают потребности сегодняшнего дня. Среди этих форм – специализированное промышленное производство, артельное производство (в небольших мастерских), традиционное кустарное и полукустарное производство (в сельских районах Китая и Северной Кореи), гончарство как вид профессионального художественного творчества, гончарство как вид самодеятельного творчества и организованного досуга и др.
Современное состояние, успехи и перспективы искусства керамики Восточной Азии – тема особого разговора. Она заслуживает рассмотрения в специальной работе, что и планируется сделать в будущем.
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 945;