Керамика эпохи неолита
В эпоху развитого неолита (нового каменного века), около 7–5 тысяч лет назад, в жизни первобытных племен Китая – прежде всего, его восточных районов – происходят крупные перемены, возникают новые явления прогрессивного характера. Это становление ведущей роли производящих форм хозяйства – земледелия и животноводства, переход к оседлому существованию в больших долговременных поселках, развитие и усложнение орудийного комплекса, совершенствование социальной структуры общества. В бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ расцветают ранне-земледельческие культуры, заложившие фундамент формирования древней китайской цивилизации (Underhill, 1997). Новые тенденции социально-экономического развития находят отражение в самых разных сферах материального производства, обслуживающего возрастающие потребности общества. Одной из таких сфер было изготовление керамики. Неолитические культуры восточного Китая можно по праву считать одним из самых крупных в мире центров древнего гончарства.
Культура Хэмуду существовала в бассейне нижнего течения р.Янцзы в 5 тысячелетии до нашей эры. Ее племена занимались разведением риса на полях, вплотную прилегавших к поселкам. Деревянные дома на сваях были достаточно просторны, чтобы вместить несколько семей. Керамическая посуда занимала важное место среди повседневной бытовой утвари. Мастера изготовляли емкости разных форм и назначения – кухонные горшки, миски, чаши, сосуды с носиком и т.д. Специально для приготовления риса на пару использовались сосуды с широким туловом и отверстиями в дне. Дно у керамических емкостей могло быть плоским либо округлым, образующим в профиле плавную дугу. Возможно, этот второй вариант формовки дна был результатом применения архаичной технологии формовки сосудов на шаблонах, которыми могли служить мешочки, набитые песком, глиной, либо круглые камни подходящего размера. Нередко изделия украшались прочерченными по мягкой глине до обжига изображениями животных, птиц, рыб, растений. Это не был орнамент, состоящий из повторяющихся одинаковых мотивов, а единичное изображение – "картинка". Трудно сказать, что могли означать эти рисунки на сосудах. Были ли они как-то связаны с назначением керамического изделия? Имели ли какой-то магический смысл? Бесспорно, однако, что эта своеобразная живопись или, точнее, графика на керамике представляла собой одну из форм искусства, с помощью которой древние люди передавали свои впечатления от образов окружающего мира.
Из глины изготовлялась не только посуда. В неолитической культуре Хэмуду уже была известна технология получения пряжи из растительных и животных волокон – для этого использовалось ручное веретено с насаженным на один конец грузиком для сохранения вертикального положения инструмента в процессе работы. Грузики (другое их название – пряслица) делались из глины и затем обжигались. Они имели форму дисков с отверстием посередине либо напоминали катушку. Керамические грузики-пряслица часто украшались несложными узорами.
Культура Яншао, существовавшая в 5–4 тысячелетиях до нашей эры, занимала обширную территорию в бассейне р.Хуанхэ. Ее экономическую основу также составляло земледелие – выращивание различных сортов проса. Поселки состояли из глинобитных домов и имели достаточно четкую внутреннюю планировку. Занятия и ремесла древних яншаосцев были весьма разнообразны. О высоком уровне развития этой культуры мы можем судить по гончарным изделиям, которые в изобилии находят археологи при раскопках поселений Яншао (Кашина, 1977; Кучера, 1977; Чжан Яцин, 1984).
Керамическая посуда изготовлялась из специально подобранных, качественных сортов глины. Формовочная масса готовилась тщательно по определенным рецептам: в глину добавляли различные примеси (песок, дресву, резаную солому и др.), положительно влиявшие на процессы формовки, сушки и обжига.
Сосуды лепились вручную, из глиняных лент, которые сворачивались в кольцо по ширине будущего изделия и насаживались одна на другую. Этот способ лепки, получивший название ленточно-кольцевого или кольцевого, позволял получать самые разнообразные формы посуды – от плоских тарелок до сложно-профилированных сосудов с округлым шаровидным туловом и узким высоким горлом. Вместе с тем иногда яншаосские гончары пользовались и более архаичным способом формовки на шаблоне, доставшимся в наследство от более древних времен.
Формы керамики Яншао свидетельствуют о чрезвычайно развитом мастерстве работы с пластичной глиной. Именно в это время начинают складываться основные типы форм посуды, ставшие впоследствии традиционными для китайской культуры – миски “пань”, чаши на конической ножке “доу”, кувшины “гуань”, стаканы “бэй”, бутыли “пин”, чашки “бо” и другие.
Особое значение придавалось отделке поверхности сосудов и их орнаментации. Стенки заглаживались и полировались до блеска при помощи каменного или костяного лощила. Это был отличный фон для нанесения орнамента. Культуру Яншао не случайно называют “культурой крашеной керамики”: наиболее популярной техникой орнаментации была роспись цветными красками. Краски различных оттенков – красного, желтого, черного, зеленого, белого – приготовлялись из природного минерального сырья. Как правило, крашеные узоры наносились на стенки сосудов до обжига, но иногда и после. Краски, которыми пользовались древние гончары, отличались яркостью и стойкостью – даже сегодня, по прошествии шести тысяч лет, керамические сосуды культуры Яншао выглядят нарядными и эстетически привлекательными.
Мотивы и композиции орнамента очень сложны, разнообразны и свидетельствуют о развитом чувстве симметрии, ритма, об умении найти гармонию между формой изделия и его декором (рис. 31). По мнению бельгийского ученого П. Ван Берга, орнаментальное искусство, построенное на принципах симметрии, четких геометрических формах, свойственно именно древним земледельческим племенам, жизнь которых была подчинена строгому ритму смены времен года и чередованию стадий земледельческого цикла, постоянному наблюдению за явлениями природы (Berg, 1996). Излюбленными мотивами геометрических узоров на керамике Яншао были спираль, волнистая линия, зигзаги, треугольники, прямые линии. Особую группу орнаментальных мотивов составляли стилизованные изображения рыб, птиц, лягушек, змей.
Наиболее ответственной операцией в изготовлении посуды был обжиг, превращавший глиняное изделие в собственно керамику. Для этой цели в культуре Яншао использовались не примитивные костры, а специально сооруженные обжигательные печи – их остатки раскопаны на некоторых поселениях. Существовали два типа печей – горизонтально-наклонный и вертикальный (рис. 32). В обоих случаях печи выкапывались в плотных тонкотекстурных лессовых почвах, хорошо сохранявших форму конструкции.
Вертикальная печь состояла из находившейся в нижней части топочной камеры, узкого канала-ствола, по которому поднимался вверх жар от горящего топлива, и обжигательной камеры, куда помещались сосуды. В горизонтально-наклонной печи топка расположена ниже уровня обжигательной камеры и соединена с ней каналом, идущим слегка наклонно. Печи такого типа сооружались на пологих склонах. Размеры древних печей были невелики, и вмещали они небольшое количество обжигаемых изделий. Однако температура обжига была выше и стабильнее, чем в простом костре, 800–900ºС, а в некоторых случаях, как считают исследователи, могла достигать даже 1000ºС.
Функциональное поле керамической посуды культуры Яншао было довольно широким: сосуды для повседневных и парадных трапез, емкости для приготовления пищи и хранения запасов, ритуальные сосуды, урны для погребения умерших. Обычай хоронить покойников в больших керамических контейнерах-урнах был известен в некоторых древних культурах. Существовал такой обычай и у племен Яншао.
Культура Луньшань относится к более позднему времени – третьему тысячелетию – началу второго тысячелетия до нашей эры. Поселения этой культуры располагались на плодородных землях бассейна р.Хуанхэ (Underhill, 1991). Культура Луньшань соответствовала последней стадии первобытно-общинного строя в восточном Китае. В это время в социально-экономическом развитии общества происходит целый ряд качественных изменений, ставших предпосылками последующего формирования ранне-классового общества и государства. На финальном этапе культуры Луньшань процветали земледелие и животноводство, существовали крупные поселения, окруженные земляными валами для защиты от врагов, появились навыки бронзовой металлургии, значительно усложнилась социальная структура общества, в котором, по-видимому, уже сложилась привилегированная группа племенной знати.
В области хозяйства и материального производства культура Луньшань сделала заметный шаг вперед по сравнению с культурой Яншао. Это нашло свое выражение и в уровне развития гончарства. Керамика культуры Луньшань обладает ярко выраженным внешним своеобразием, которое не позволяет спутать ее с гончарными изделиями любой другой культуры.
Формовочная масса для приготовления посуды отличалась особой тонкостью текстуры, что было следствием использования высокопластичных глин и большой тщательности их обработки. По данным исследований, именно с культурой Луньшань связано появление гончарного круга в Китае (Чжан Яцин, 1984). Если провести сравнение с другими регионами мира, то более ранние свидетельства использования гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры относятся только к Древнему Египту.
Гончарный круг культуры Луньшань был достаточно простой, ручного типа. Однако этот механизм делал процесс формовки сосудов более быстрым, а изделия приобретали удивительную четкость контура и совершенство пропорций. Способ формовки, который применяли луньшаньские гончары, позволял им получать сосуды с необычайно тонкими стенками – не более 2–2,5 мм. Это одна из отличительных особенностей керамики данной культуры.
Формы посуды сохраняют то разнообразие, которое было достигнуто гончарами культуры Яншао, и дополняют его новыми вариантами. Так, например, большой популярностью пользовались сосуды на трех ножках, так называемые триподы “динь” – типично китайская форма, неизвестная в других районах мира. Технические возможности позволяли изготовлять и обжигать сосуды очень крупного размера – например вместительные тазы с диаметром устья до 70–80 см.
Существовало достаточно четкое разграничение между обычной бытовой посудой и сосудами, предназначенными для использования в особых ситуациях – в культовых церемониях, на праздничных трапезах и т.п. “Парадная” посуда отделывалась наиболее тщательно – ее поверхность полировалась до такой степени, что была гладкой и блестящей, как зеркальное стекло. Такая обработка требует большого мастерства и длительного времени. Как правило, луньшаньская керамика не орнаментировалась. Ее изящные четкие формы в сочетании с безукоризненно ровной, отражающей свет поверхностью создавали неповторимый внешний эффект и без специального декора.
Обжигалась керамическая посуда в печах при достаточно высоких температурах, что позволяло получать изделия с прочным и звонким черепком. Гончары Луньшаня владели секретом особой технологии обжига, в результате которой керамика приобретала насыщенно-черный цвет.
Керамика Луньшань, так же как и посуда Яншао, – это неординарное явление в развитии древней культуры не только Китая, но и всего человечества. Технологическое мастерство и художественная выразительность китайской керамики эпохи неолита делают ее непреходящим образцом мирового гончарного искусства.
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 3302;