Часть III

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Глава 18 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

В главе рассматриваются вопросы генезиса современных представ­лений о правах человека, структуры прав человека и основных сво­бод, взаимосвязи представлений о господстве права, плюралисти­ческой демократии и правах человека, внутригосударственных и международно-правовых механизмов защиты и обеспечения прав

человека

Согласно первоначальному разделению труда между евроат-лантическими организациями правами человека в регионе ЕС занимался Совет Европы — первая и наиболее авторитетная ев­ропейская организация, созданная после Второй мировой вой­ны на волне федералистского движения. Совет Европы разра­ботал ЕКПЧ и протоколы к ней. В его рамках возникла посто­янно модернизируемая европейская система защиты прав человека, ядром которой является ЕСПЧ.

Европейское Сообщество сконцентрировалось исключитель­но на решении вопросов экономической интеграции. Однако очень скоро Брюссель скорректировал свой подход, сделав за­боту о правах человека неотъемлемой частью внутреннего права интеграционного образования. Без этого настаивать на верхо­венстве права ЕС, его преимущественной силе по сравнению с национальным законодательством он не смог бы. Суд ЕС, а за­тем и политические институты ЕС придали защите прав чело­века характер основополагающего принципа ЕС, превратили в фундамент права ЕС, возвели ее в разряд базовых ценностей Союза.

В содержательном плане принцип стал пониматься как вби­рающий в себя конституционные традиции государств-членов в области прав человека и требования ЕКПЧ. Конституционные


традиции и европейская система защиты прав человека превра-I ились в структурный блок права ЕС, занимающий в его иерар­хии высшее место. В последние годы в дополнение к ним ЕС обзавелся своим собственным каталогом прав человека — Хар-I ней основных прав ЕС, которой Лиссабонский договор придал обязательную силу.

Таким образом, для правильного понимания права ЕС нуж­но знать практику институтов ЕС по защите и обеспечению нрав человека, конституционные традиции государств-членов и 1-нропейскую систему защиты прав человека.

18.1.Генезис современных представлений о правах человека

Формирование современных представлений о главенстве прав человека и их закрепление в универсальных международ­ных договорах приходятся на период, последовавший сразу же нслед за окончанием Второй мировой войны. Во многом они стали реакцией на порожденные ею чудовищные жертвы и страдания. Утвердившееся восприятие уважения к правам чело-иска как необходимого условия противодействия новым вой­нам и восстановлению тоталитарных режимов повлекло смену парадигм общественного сознания. Оно наложило глубокий от­печаток на эволюцию гражданского общества, одним из наибо-нее деятельных отрядов которого стало правозащитное движе­ние.

Вместе с тем своими корнями нынешние представления уходят в далекое прошлое. Зарождение идеи прав человека на-Олюдается уже в древнегреческих полисах. В своем рудимен­тарном виде она прослеживается, например, в Конституции, разработанной архонтом Солоном в VI в. до н. э. Наряду с эле­ментами демократии в ней предпринималась попытка закре­пить право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Эпизодически понятия «права» и «свободы» ис­пользовались даже раньше. Так, правитель шумерского госу­дарства еще в XXIV в. до н. э. установил для своих подданных свободу, состоявшую в определенной защите от бессовестных сборщиков налогов. Им была предусмотрена также защита ндов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших нластыо. Вводился запрет на закабаление храмовых слуг перво-сиященниками и т. д.


лава 18. Общие вопросы


Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека


 


Права человека относятся к числу своего рода вечных про­блем. На протяжении веков им давалось самое различное поли­тико-правовое, религиозное, этическое или же философское толкование и обоснование. И только уже в XVII—XVIII вв. они облекаются в стройную теорию естественных неотчуждаемых прав человека, ассоциируемую прежде всего с именами Ж. Ж. Руссо, Г. Греция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Л. Мон­тескье, Т. Пейна, Т. Джефферсона.

Параллельно происходит их законодательное закрепление в отдельных странах. Крупнейшими вехами на этом пути стано­вятся английские Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., американские Декларация прав Виргинии 1776 г., Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1789 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Великой хартией вольностей устанавливались первые эле­менты равенства людей перед законом. В ней предусматрива­лось, что наказание свободных возможно не иначе как по за­конному приговору равных и по закону страны. Но главным в Хартии было провозглашение ограничения всевластия монарха. В частности, в ней содержались статьи, направленные на обуз­дание произвола королевских чиновников, фиксировавшие требование не назначать на должность судей, шерифов и кон­стеблей лиц, не знающих законов или не желающих их выпол­нять.

Спустя несколько столетий Петиция о праве возложила на короля достаточно весомые обязанности по защите подданных от произвола королевской администрации.

Хабеас корпус акт установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие чрез­вычайно важные для защиты личности положения, ввел поня­тие «надлежащая процедура».

Билль о правах 1689 г., оформивший утверждение в Англии конституционной монархии и перераспределение власти в пользу парламента, дополнил уже известные к тому времени права человека свободой слова и прений в парламенте, свобо­дой выборов в парламент, правом на подачу петиции королю.

Акт об устроении закрепил верховенство парламента в сфере законодательства и принцип несменяемости судей, запретил королевским министрам быть членами парламента.


Первый опыт написания знаменитой Декларации независи­мости был получен при составлении Декларации прав Вирги­нии. В ней впервые в правовых формулировках излагались бя-ювые постулаты естественно-правовой теории: все люди по своей природе являются в равной степени свободными и неза­висимыми, в силу своего рождения они обладают определен­ными правами (в частности, на жизнь, на стремление к счастью и безопасности и др.); при вступлении в общественное состоя­ние эти права не могут быть утрачены; люди не могут лишил» ни себя, ни своих потомков этих прав каким бы то ни было со­глашением.

В Декларации независимости провозглашалось: «Мы исхо­дим из той самоочевидной истины, что все люди созданы рап­ными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремле­ние к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых».

Американская Конституция 1787 г. не содержала перечня естественных неотъемлемых прав человека. В 1789 г. она были дополнена 10 поправками, вступившими в силу спустя два годи (непосредственно к правам человека относятся семь из них), Ими закрепляются свобода вероисповедания, свобода слова и печати, право мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг' и имущества и другие права.

Отличительные особенности современных конституционных представлений о правах человека заложила рожденная Великой французской революцией Декларация прав человека и гражда­нина 1789 г. По сути дела, она задала вектор конституционною развития на последующие два столетия. Декларация провозгла­сила, что люди рождаются свободными и равными в правах. Она назвала обеспечение естественных и неотъемлемых прин человека целью всякого политического союза между людьми. К числу таких прав Декларация отнесла свободу, собствен­ность, безопасность и сопротивление угнетению. Она прово:|-I ласила презумпцию невиновности, свободу совести, свободу выражения мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.

На многие годы Декларация прав человека и гражданине стала своего рода образцом законодательного оформления прав


Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека

цта 18. Общие вопросы



 


 


человека. Но и на протяжении последующих десятилетий, во­преки контрреволюции, постоянным и массовым нарушениям этих прав, нескончаемой веренице перечеркивающих их реак­ционных, авторитарных, тоталитарных и кровавых режимов, все более опустошительных войн и других вооруженных кон­фликтов, посвященные их обоснованию доктрины продолжают развиваться и совершенствоваться. Главное приобретение — за­щита и обеспечение прав человека все теснее и теснее увязыва­ются не только с требованием разделения властей и представле­ниями об общественном договоре, об обязательной подкон-трольности власти тем, над кем эта власть осуществляется, но и в самом широком смысле с императивами господства права и плюралистической демократии.

Все эти годы ожесточенный идеологический спор велся между сторонниками естественно-правовых теорий и привер­женцами позитивизма. Причем позиции последних оставались относительно прочными, даже несмотря на фиаско, пережитое позитивизмом в годы фашизма, который продемонстрировал, что форма закона может блестяще использоваться для осуще­ствления любых самых человеконенавистнических теорий. И только сравнительно недавно противоречия между теми, кто считает, что права человека существуют вне зависимости от их признания государством, и теми, кто настаивает на том, что лишь законодательная формализация прав человека открывает путь к реальному пользованию ими, стали понемногу сглажи­ваться. Американский Билль о правах был принят как поправ­ки к основному тексту Конституции США. Отсутствие катало­га прав в первоначальном тексте объяснялось тем, что естест­венные права человека не нуждаются в дополнительном юридическом подтверждении. Впоследствии, однако, законо­дательная практика большинства стран пошла по пути норма­тивно-правового закрепления важнейших принципов социаль­ной жизни, включая определенный круг нравственных прин­ципов.

Крупнейшим вкладом XX в. в формирование современных представлений о правах человека стало их международно-правовое закрепление в качестве одного из основополагающих и универсальных принципов международного общения. Транс­граничная забота о правах человека перестала квалифициро­ваться в качестве вмешательства во внутренние дела государств. До этого концепция прав человека рассматривалась как специ-


фичная преимущественно для европейской цивилизации. Меж-нумародно-правовое закрепление и универсальное признание прав человека — неважно, формальное или неформальное, на­писанное или выстраданное веками борьбы за их утвержде­ние, — полностью изменили ситуацию. Национальное законо-мательство и механизмы защиты прав человека в настоящее ирсмя неотделимы от международных процессов. Они с необхо­димостью дополняются или даже замещаются наднациональ­ными нормами и механизмами. Особенно типично это для пра-Iюного развития Европы.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 899;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.