Часть III
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Глава 18 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
В главе рассматриваются вопросы генезиса современных представлений о правах человека, структуры прав человека и основных свобод, взаимосвязи представлений о господстве права, плюралистической демократии и правах человека, внутригосударственных и международно-правовых механизмов защиты и обеспечения прав
человека
Согласно первоначальному разделению труда между евроат-лантическими организациями правами человека в регионе ЕС занимался Совет Европы — первая и наиболее авторитетная европейская организация, созданная после Второй мировой войны на волне федералистского движения. Совет Европы разработал ЕКПЧ и протоколы к ней. В его рамках возникла постоянно модернизируемая европейская система защиты прав человека, ядром которой является ЕСПЧ.
Европейское Сообщество сконцентрировалось исключительно на решении вопросов экономической интеграции. Однако очень скоро Брюссель скорректировал свой подход, сделав заботу о правах человека неотъемлемой частью внутреннего права интеграционного образования. Без этого настаивать на верховенстве права ЕС, его преимущественной силе по сравнению с национальным законодательством он не смог бы. Суд ЕС, а затем и политические институты ЕС придали защите прав человека характер основополагающего принципа ЕС, превратили в фундамент права ЕС, возвели ее в разряд базовых ценностей Союза.
В содержательном плане принцип стал пониматься как вбирающий в себя конституционные традиции государств-членов в области прав человека и требования ЕКПЧ. Конституционные
традиции и европейская система защиты прав человека превра-I ились в структурный блок права ЕС, занимающий в его иерархии высшее место. В последние годы в дополнение к ним ЕС обзавелся своим собственным каталогом прав человека — Хар-I ней основных прав ЕС, которой Лиссабонский договор придал обязательную силу.
Таким образом, для правильного понимания права ЕС нужно знать практику институтов ЕС по защите и обеспечению нрав человека, конституционные традиции государств-членов и 1-нропейскую систему защиты прав человека.
18.1.Генезис современных представлений о правах человека
Формирование современных представлений о главенстве прав человека и их закрепление в универсальных международных договорах приходятся на период, последовавший сразу же нслед за окончанием Второй мировой войны. Во многом они стали реакцией на порожденные ею чудовищные жертвы и страдания. Утвердившееся восприятие уважения к правам чело-иска как необходимого условия противодействия новым войнам и восстановлению тоталитарных режимов повлекло смену парадигм общественного сознания. Оно наложило глубокий отпечаток на эволюцию гражданского общества, одним из наибо-нее деятельных отрядов которого стало правозащитное движение.
Вместе с тем своими корнями нынешние представления уходят в далекое прошлое. Зарождение идеи прав человека на-Олюдается уже в древнегреческих полисах. В своем рудиментарном виде она прослеживается, например, в Конституции, разработанной архонтом Солоном в VI в. до н. э. Наряду с элементами демократии в ней предпринималась попытка закрепить право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Эпизодически понятия «права» и «свободы» использовались даже раньше. Так, правитель шумерского государства еще в XXIV в. до н. э. установил для своих подданных свободу, состоявшую в определенной защите от бессовестных сборщиков налогов. Им была предусмотрена также защита ндов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших нластыо. Вводился запрет на закабаление храмовых слуг перво-сиященниками и т. д.
лава 18. Общие вопросы |
Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека
Права человека относятся к числу своего рода вечных проблем. На протяжении веков им давалось самое различное политико-правовое, религиозное, этическое или же философское толкование и обоснование. И только уже в XVII—XVIII вв. они облекаются в стройную теорию естественных неотчуждаемых прав человека, ассоциируемую прежде всего с именами Ж. Ж. Руссо, Г. Греция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Т. Пейна, Т. Джефферсона.
Параллельно происходит их законодательное закрепление в отдельных странах. Крупнейшими вехами на этом пути становятся английские Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., американские Декларация прав Виргинии 1776 г., Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1789 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Великой хартией вольностей устанавливались первые элементы равенства людей перед законом. В ней предусматривалось, что наказание свободных возможно не иначе как по законному приговору равных и по закону страны. Но главным в Хартии было провозглашение ограничения всевластия монарха. В частности, в ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, фиксировавшие требование не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов или не желающих их выполнять.
Спустя несколько столетий Петиция о праве возложила на короля достаточно весомые обязанности по защите подданных от произвола королевской администрации.
Хабеас корпус акт установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие чрезвычайно важные для защиты личности положения, ввел понятие «надлежащая процедура».
Билль о правах 1689 г., оформивший утверждение в Англии конституционной монархии и перераспределение власти в пользу парламента, дополнил уже известные к тому времени права человека свободой слова и прений в парламенте, свободой выборов в парламент, правом на подачу петиции королю.
Акт об устроении закрепил верховенство парламента в сфере законодательства и принцип несменяемости судей, запретил королевским министрам быть членами парламента.
Первый опыт написания знаменитой Декларации независимости был получен при составлении Декларации прав Виргинии. В ней впервые в правовых формулировках излагались бя-ювые постулаты естественно-правовой теории: все люди по своей природе являются в равной степени свободными и независимыми, в силу своего рождения они обладают определенными правами (в частности, на жизнь, на стремление к счастью и безопасности и др.); при вступлении в общественное состояние эти права не могут быть утрачены; люди не могут лишил» ни себя, ни своих потомков этих прав каким бы то ни было соглашением.
В Декларации независимости провозглашалось: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы рапными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых».
Американская Конституция 1787 г. не содержала перечня естественных неотъемлемых прав человека. В 1789 г. она были дополнена 10 поправками, вступившими в силу спустя два годи (непосредственно к правам человека относятся семь из них), Ими закрепляются свобода вероисповедания, свобода слова и печати, право мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг' и имущества и другие права.
Отличительные особенности современных конституционных представлений о правах человека заложила рожденная Великой французской революцией Декларация прав человека и гражданина 1789 г. По сути дела, она задала вектор конституционною развития на последующие два столетия. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах. Она назвала обеспечение естественных и неотъемлемых прин человека целью всякого политического союза между людьми. К числу таких прав Декларация отнесла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Она прово:|-I ласила презумпцию невиновности, свободу совести, свободу выражения мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.
На многие годы Декларация прав человека и гражданине стала своего рода образцом законодательного оформления прав
Часть III. Правовое обеспечение защиты прав человека |
цта 18. Общие вопросы |
человека. Но и на протяжении последующих десятилетий, вопреки контрреволюции, постоянным и массовым нарушениям этих прав, нескончаемой веренице перечеркивающих их реакционных, авторитарных, тоталитарных и кровавых режимов, все более опустошительных войн и других вооруженных конфликтов, посвященные их обоснованию доктрины продолжают развиваться и совершенствоваться. Главное приобретение — защита и обеспечение прав человека все теснее и теснее увязываются не только с требованием разделения властей и представлениями об общественном договоре, об обязательной подкон-трольности власти тем, над кем эта власть осуществляется, но и в самом широком смысле с императивами господства права и плюралистической демократии.
Все эти годы ожесточенный идеологический спор велся между сторонниками естественно-правовых теорий и приверженцами позитивизма. Причем позиции последних оставались относительно прочными, даже несмотря на фиаско, пережитое позитивизмом в годы фашизма, который продемонстрировал, что форма закона может блестяще использоваться для осуществления любых самых человеконенавистнических теорий. И только сравнительно недавно противоречия между теми, кто считает, что права человека существуют вне зависимости от их признания государством, и теми, кто настаивает на том, что лишь законодательная формализация прав человека открывает путь к реальному пользованию ими, стали понемногу сглаживаться. Американский Билль о правах был принят как поправки к основному тексту Конституции США. Отсутствие каталога прав в первоначальном тексте объяснялось тем, что естественные права человека не нуждаются в дополнительном юридическом подтверждении. Впоследствии, однако, законодательная практика большинства стран пошла по пути нормативно-правового закрепления важнейших принципов социальной жизни, включая определенный круг нравственных принципов.
Крупнейшим вкладом XX в. в формирование современных представлений о правах человека стало их международно-правовое закрепление в качестве одного из основополагающих и универсальных принципов международного общения. Трансграничная забота о правах человека перестала квалифицироваться в качестве вмешательства во внутренние дела государств. До этого концепция прав человека рассматривалась как специ-
фичная преимущественно для европейской цивилизации. Меж-нумародно-правовое закрепление и универсальное признание прав человека — неважно, формальное или неформальное, написанное или выстраданное веками борьбы за их утверждение, — полностью изменили ситуацию. Национальное законо-мательство и механизмы защиты прав человека в настоящее ирсмя неотделимы от международных процессов. Они с необходимостью дополняются или даже замещаются наднациональными нормами и механизмами. Особенно типично это для пра-Iюного развития Европы.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 903;