Ақпараттық- дидактикалық блок 8 страница

отвратительных мужеподобных ведьм, выступающих в палате

общин».

Как только в 1960-х женщины заговорили о себе в полный

голос, средства массовой информации вновь начали фабрико-

вать спасительную для них ложь — на этот раз в виде мифа

о красоте. В ответ на протест против проведения в 1969 г.

конкурса красоты «Мисс Америка» СМИ, освещая это собы-

тие, давали заголовки типа «У мисс Америка только один не-

достаток — она красивая» и «Зависть ни к чему не приведет».

Затем журнал Esquire начал представлять Глорию Стайнем

как «интеллектуальную звездульку», а журнал Commentary пре-

небрежительно отозвался об активистках женского движения

как о «сборище уродливых женщин, кричащих друг на друга

в телеэфире». Газета The New York Times привела цитату одного

из традиционных женских лидеров: «Очень многие из них та-

кие некрасивые!»

В 1970 г. марш по Пятой авеню был назван газетой

Washington Post важным событием, так как он «развенчал газет-

ную утку о том, что активистки женского движения уродливы

и внешне непривлекательны». Как выяснилось, журналист

Пит Хэмилл «много лет не видел так много красивых женщин

в одном месте». Норман Майлер сказал Жермен Грир перед

их знаменитыми дебатами в городском совете: «А вы привлека-

тельнее, чем я думал». Газетные заголовки гласили: «Женщины

вызывают отвращение»*. Словом, женщины поняли, каким

изображается и представляется их движение — карикатуры

сделали свое дело.

И хотя многие женщины сознавали, что таким образом вни-

мание переносится с их идей на их внешность, мало кто пони-

мал, насколько эффективно это работает: если сфокусировать

внимание на внешности лидеров феминистского движения,

то они будут отвергнуты женским сообществом как либо слиш-

* В оригинале: Women are revolting. Слово revolt имеет двойное значение:

бунтовать и вызывать отвращение. —Прим. ред.

ком привлекательные, либо как слишком страшные. Цель та-

кого подхода в том, чтобы не дать женщинам идентифициро-

вать себя с идеями феминизма. Если на публичной женщине

поставить клеймо — слишком «привлекательная», то она пред-

ставляет собой угрозу, так как является соперницей, или ее

просто не стоит воспринимать всерьез. Если же ее пренебре-

жительно называют слишком «страшной», то, поддерживая ее

взгляды, можно испортить свою собственную репутацию. Тот

факт, что никакая женщина или группа женщин, будь то домо-

хозяйки, проститутки, астронавты, политики или феминистки,

не может без ущерба для себя пережить пристальное внимание

к себе в свете мифа о красоте, имеет очевидные политические

последствия. Но женщины пока не осознают этого, и принцип

«разделяй и властвуй» действует очень эффективно. Красота

следует за модой, а миф о красоте провозглашает любой сфор-

мировавшийся женский протест немодным. Поэтому идеи фе-

минизма были так грубо искажены.

Карикатурное изображение женского движения не могло

не вызвать чувства отторжения у успешных женщин, и за счет

этого новая волна журналов постфеминистского периода

укрепила свои позиции. Тем не менее подобные издания но-

вой волны, начало которым было положено в 1965 г. модер-

низацией Cosmopolitan, можно назвать воистину революци-

онными по сравнению с их предшественниками, на которых

в свое время нападала с критикой Фридан. Формула их успеха

заключалась в тоне и манере обращения к читательницам.

Они поощряли в женщинах стремление к достижению успеха,

индивидуализм, а также веру в свои силы: ты должна сделать

все от тебя зависящее, чтобы стать лучше, и ничто не мо-

жет тебе в этом помешать. Кроме того, они сосредоточились

на личностных и сексуальных отношениях, чтобы подхлесты-

вать амбиции и сексуальные аппетиты своих читательниц.

А чувственные образы женских моделей, лишь немного более

утонченные и чуточку менее откровенные, чем те, что пред-

назначались для мужчин, были призваны воплощать собой

сексуальное освобождение женщин. Но эта формула должна

была включать в себя и элемент, противоречащий их общей

направленности на поддержку интересов женщин, а впослед-

ствии и полностью уничтоживший ее: диеты, рекомендации

по уходу за кожей и реклама пластической хирургии. Размещая

их на своих страницах, журналы продают женщинам самый

смертоносный вариант мифа о красоте, который только можно

купить за деньги.

Эта обязательная доза мифа о красоте, которую обеспечи-

вают женские журналы, вызывает в читательницах сумасшед-

шую, болезненную жажду купить тот или иной рекламируемый

продукт и поддерживает постоянную фантазию: непреодоли-

мое желание, чтобы волшебная фея оказалась у твоих дверей

и погрузила тебя в сладкий сон. Когда ты проснешься, твоя

ванная комната будет наполнена необходимыми именно тебе

средствами по уходу за кожей с пошаговыми инструкциями

по их применению и наборами с нужной косметикой. К мо-

менту пробуждения добрый призрак покрасит, пострижет

и идеально уложит твои волосы, нанесет макияж и безболез-

ненно сделает массаж и другие процедуры. В своем шкафу ты

обнаружишь полный гардероб одежды на все времена года

и для всех случаев жизни (повседневная, вечерняя и т. п.), подо-

бранной по цветовой гамме и снабженной соответствующими

аксессуарами в виде обуви и головных уборов. Холодильник

будет полон овощей, со вкусом разложенных в виде готовых

блюд для гурманов, с аккуратно расставленной по полочкам

водой Perrier и Evian. И ты окажешься в мире женского потре-

бительского рая, удовлетворяющего все твои аппетиты.

Резкое противоречие между позитивными и негативными

составляющими коллективного послания женских журналов

вызывает со стороны женщин столь же резкую реакцию. Так,

в 1970 г. The Lady’s Ноте Journal спровоцировал всеобщую си-

дячую забастовку женщин. Почему же женщины придают такое

большое значение тому, что они читают и видят на страницах

этих изданий?

Они принимают все это так близко к сердцу, потому что,

несмотря на всю свою пошлость и банальность, эти журналы

представляют собой нечто очень важное: женскую массовую

культуру. Женский журнал — это не просто журнал. Взаимо-

отношения между читательницей и ее журналом настолько

сильно отличаются от отношений между мужчиной и его жур-

налом, что находятся в совершенно разных категориях. Муж-

чина, читающий Popular Mechanics или NewsWeek, использует

лишь одну из бесчисленных возможностей, существующих

в окружающей его, ориентированной на мужчин культуре.

А женщина, читающая Glamour, в сущности, держит в руках

всю ориентированную на женщин массовую культуру.

Женщин глубоко затрагивает и волнует все, что пишут

женские журналы (или то, что, как им кажется, они пытаются

до них донести), потому что для большинства читательниц это

единственное окно в мир того, что их волнует. Общая массовая

культура принимает мужскую точку зрения на то, что достойно

стать предметом новостей, поэтому новости о Суперкубке

по футболу помещаются на первой странице, а сообщение

об изменении законодательства о социальном обеспечении де-

тей спрятано в одном параграфе где-нибудь в глубине издания.

Массовая культура встает на мужскую позицию также и в вы-

боре того, на что стоит смотреть. За 50 лет существования жур-

нала Life на его обложке не раз появлялись женщины, но только

19 из них не были актрисами или моделями, то есть оказались

там не благодаря своей «красоте». А публикуя материал об Эле-

оноре Рузвельт, почти каждый журналист (в полном соответ-

ствии с требованиями мифа о красоте) считал своим долгом

непременно упомянуть ее знаменитую «некрасивость». Газеты

печатают статьи, посвященные женским проблемам, на «жен-

ской страничке». В телевизионных новостях «женским исто-

риям» всегда отводится дневное эфирное время. По контрасту

с этим женские журналы — единственный продукт массовой

культуры, который (в отличие от женских романов) меняется

вместе с меняющейся реальностью жизни женщин. Эти жур-

налы создаются в основном женщинами и для женщин, посвя-

щены исключительно женским проблемах и, что самое главное,

относятся к ним серьезно.

Возможно, женщины так болезненно реагируют на противо-

речивость женских журналов, потому что понимают, что эти

противоречия отражают их собственные. Экономическая реаль-

ность женских журналов—это реальность отдельной женщины,

только на глобальном уровне: они отражают с трудом достигну-

тое перемирие, ради которого женщины вынуждены расплачи-

ваться за свои достижения принятием мировоззрения красоты.

Более того, женские журналы сами подвергаются тексто-

вой версии ПКК. Подобно своим читательницам, они должны

платить за нередко серьезное и защищающее интересы жен-

щин содержание внешними атрибутами мифа о красоте. Им

приходится делать это, чтобы не отпугнуть рекламодателей, ви-

дящих несомненную угрозу в том воздействии, которое может

оказывать на женские умы качественная, профессиональная

женская журналистика. Основные действующие лица женских

журналов распределяются между мифом о красоте и феминиз-

мом в той же пропорции, что и их целевая аудитория.

Являются ли женские журналы банальными, пренебрежи-

тельно-оскорбительными и антифеминистскими? Миф о кра-

соте определенно является таковым; что же касается содер-

жания журнальных статей, то в настоящее время всякий раз,

когда ему удается вырваться за рамки мифа о красоте, — опре-

деленно нет. Многие женщины, которым небезразлична судьба

женской культуры, будь то издатели, авторы или читательницы,

тянутся к этому единственному источнику женского массового

сознания. После возрождения феминизма содержание статей

в женских журналах изменилось до неузнаваемости, причем

в лучшую сторону. Всего 20 лет назад активистки, принимав-

шие участие в демонстрациях протеста у издательства журнала

The Ladies’Ноте Journal, предлагали список идей для журналь-

ных статей, казавшихся утопическими. Вместо «Постели Жа Жа

Габор*» они предлагали следующие темы: «Как сделать аборт»,

«Как и почему женщин пытаются разделить», «Как получить

развод», «Новые веяния в социальном обеспечении и оказании

медицинской помощи престарелым и инвалидам» и «Что наши

стиральные порошки делают с реками и другими водоемами».

И вот наконец свершилось. Женские журналы новой волны от-

дают дань каждому из этих предложений, которые в свое время

казались экстремальными.

Это редко признается, но женские журналы сделали для по-

пуляризации идей феминизма больше, чем любое другое сред-

ство массовой информации, Даже сугубо феминистские из-

дания. Именно благодаря этим журналам вопросы женского

движения вышли из-за баррикад и из академических замков

из слоновой кости и распространились среди женщин из рабо-

чего класса, среди сельских жительниц — словом, среди тех,

кто не имел высшего образования. Если рассматривать жен-

ские журналы с этой точки зрения, то они стали мощным ин-

струментом социальных преобразований.

Сегодня профеминистское содержание этих изданий на-

ходится на уровне, который невозможно было себе даже пред-

ставить в те времена, когда Vogue возглавлял Сесиль Битон

или когда Бетти Фридан обрушивала свою критику на журнал

Redbook. В них регулярно печатаются статьи об абортах, слу-

чаях изнасилования и избиения женщин, сексуальном самовы-

ражении и экономической независимости. В сущности, критика

мифа о красоте появляется в них чаще, чем где бы то ни было

еще. В качестве примеров можно привести статьи «Как прими-

риться с телом, которое у тебя есть» (Glamour), «Полнота—это

не грех» (She), «Что нам делать с порнографией?» (Cosmopolitan).

* Жа Жа Габор (род. 1917) — американская актриса венгерского происхож-

дения, светская львица. —Прим. ред.

 

Журнал Glamour опубликовал статью «Привлекательность ре-

альных женщин»: «Проложите дорогу актрисам, которые по-

коряют мужчину, будучи великолепными не только благодаря

своей внешности, тем, чья сексуальная привлекательность осно-

вана больше на их энергии, чувстве юмора и уме, чем на клас-

сической красоте тела и прекрасной внешности». Даже высме-

иваемые чаще других статьи, посвященные эмоциональному

состоянию и личностным взаимоотношениям, уже не кажутся

такими забавными и нелепыми, если рассматривать их в свете

того, что при помощи такой «эмоциональной работы над со-

бой», которую, как ожидается от женщин, они должны уметь

проводить интуитивно, укрепляются сообщества.

Когда упор делается на «массовый» характер привлека-

тельности журналов, становится понятнее политическое зна-

чение женских изданий. Многие книги и журналы доносили

проблемы, поставленные женским движением, до сознания

меньшинства — до образованных женщин, представительниц

среднего класса. Но женские журналы новой волны первыми

в истории обратились к подавляющему большинству женщин,

к тем, кто испытывает финансовые трудности. Они говорят

женщинам о том, что у них есть право на самоопределение. Они

указывают им пути и способы обретения силы: изучение бое-

вых искусств, игра на бирже, принятие на себя ответственности

за состояние своего здоровья. Эти журналы печатают женскую

художественную литературу, рассказывают об успешных жен-

щинах, обсуждают интересующие женщин вопросы законода-

тельства. Только с точки зрения предоставления платформы

для достаточно полного освещения политического и культур-

ного опыта женщин самый незначительный женский журнал

делает для женского движения больше, чем самое влиятельное

периодическое издание широкого профиля.

Женские журналы также предоставляют редкую возмож-

ность для общения женщин между собой и обмена мнениями—

через письма, публикацию романов с продолжением и подбор

авторов статей. В силу того, что они являются единственным

источником информации, из которого женщины могут узнать

о том, что происходит в другом мире, — «серьезные» журналы

признают наличие женской реальности лишь мимолетно и ми-

моходом — бурная эмоциональная и противоречивая реакция

женщин на них, в диапазоне от любви до ненависти, вполне

понятна и объяснима. С этой точки зрения нельзя не признать,

что журналы играют очень серьезную и важную роль. В массо-

вой женской культуре, которая откликается на исторические

перемены, они — всё, что у женщин есть.

Неудивительно, что женщинам не нравятся отдельные

элементы формата их журналов, которые неизменно следуют

повторяющимся формулам и стереотипам. Неудивительно,

что женщин беспокоит их очевидная рабская зависимость

от денег рекламодателей и спонсоров мифа о красоте. Жен-

ские журналы не вызывали бы столь сильных чувств, если бы

они были просто развлекательным чтивом, помогающим уйти

от реальной жизни. Но в условиях отсутствия изданий широ-

кого профиля, которые относились бы к волнующим женщин

вопросам со всей серьезностью, какой они заслуживают, жен-

ские журналы вынуждены брать на себя всю полноту ответ-

ственности за их освещение.

Однако женские журналы не просто зеркально отражают

нашу собственную проблему, связанную с вопросами кра-

соты, — это была бы ожидаемая расплата за наши достижения

и обретенную нами силу. Они делают эту проблему еще более

серьезной. Даже сами редакторы этих изданий обеспокоены

тем, что многие читательницы еще не научились распознавать

в содержании журнальных публикаций информацию, защи-

щающую их интересы, и отделять ее от мифа о красоте, место

которого в журнале определяется в первую очередь экономи-

ческими соображениями.

К сожалению, ответная реакция на миф о красоте распро-

страняется и периодически усиливается приступами нена-

висти к себе, которые провоцируют в женщинах реклама,

фотографии и рекламные статьи в глянцевых изданиях. Они

составляют некий индекс красоты, который женщины про-

сматривают с такой же обеспокоенностью, с какой мужчины

изучают биржевые котировки. Этот индекс красоты обещает

женщинам дать информацию о том, чего действительно хо-

тят от них мужчины, какие лица и тела привлекают непосто-

янное мужское внимание. Это обещание выглядит особенно

заманчиво в ситуации, когда мужчины и женщины редко об-

суждают публично и откровенно, чего на самом деле они хо-

тят друг от друга. Но предлагаемая женщинам «железная дева»

не отражает истинных мужских желаний, равно как фотогра-

фии «качков» не говорят всей правды о подлинных желаниях

женщин. Журналы — вовсе не оракулы, вещающие от имени

мужчин. В действительности, как показывают данные одного

исследования, «женщины неверно информированы и преуве-

личивают важность женской стройности для мужчин. Они явно

дезинформированы, возможно, в результате воздействия ре-

кламы индустрии похудения». Редакторы вынуждены притво-

ряться, говоря, что это мужчины хотят от женщин того, чего

на самом деле от них хотят рекламодатели. Миссия журнала

применительно к мифу о красоте определяется теми, на чьи

средства он существует. Но отношения между читательницей

и ее журналом не предполагают критического анализа степени

его зависимости от требований рекламодателей. Эти отноше-

ния основаны на эмоциональной привязанности, чувстве под-

держки и защиты, но они не равноправны: «Узы, связывающие

читательниц со своим журналом, — это доверие».

Миф изолирует разные поколения женщин друг от друга,

а журналы создают видимость того, что дают мудрые советы,

основанные на жизненном опыте обожаемой и горячо люби-

мой родственницы старшего поколения. Мало где еще совре-

менная женщина может найти такую ролевую модель. Ее учат

игнорировать советы своей собственной матери в вопросах

красоты, украшения себя и соблазнения мужчин, поскольку

та потерпела неудачу — она стареет. Если женщине повезло

и у нее есть наставник, то речь идет о профессиональных отно-

шениях, в которых опыт близких интимных связей не является

составной частью процесса обучения. Журнал для женщины —

это голос невидимой и обладающей авторитетом наставницы,

которой можно восхищаться и которую хочется слушаться, это

что-то сродни отношению наставника и защитника, которое

поощряется в мужчинах их воспитанием и профессиональной

деятельностью, но которое женщинам редко предлагает кто бы

то ни было, кроме глянцевых журналов.

Тон этих изданий — исполненный лояльности и преданно-

сти читательнице — вызывает доверие, создает впечатление,

что журнал на ее стороне и при-этом он обладает обширными

знаниями и ресурсами, представляя собой что-то вроде воз-

главляемой женщинами социальной службы поддержки: «В на-

шем распоряжении много косметических компаний, которые

готовы прийти вам на помощь», «Мы знаем, как изменить си-

туацию и добиться перемен. Позвольте нашим специалистам

в области красоты направлять вас шаг за шагом». Журналы ока-

зывают реальные услуги, публикуя номера телефонов горячих

линий, предлагая результаты опросов читательского мнения,

давая женщинам инструменты для составления семейного бюд-

жета и иную финансовую информацию. Все это вместе взятое

делает журнал чем-то большим, чем просто журнал. Он вос-

принимается женщиной одновременно как расширенная се-

мья, агентство услуг, политическая партия и профессиональное

объединение, причем все это в одном лице. Журнал позицио-

нирует себя как группу по интересам, которая действует во имя

и на благо читательницы. Как сказал один из редакторов: «Жур-

нал подобен клубу. Его задача — дать своим читательницам

ощущение сопричастности и гордости за свое членство в нем».

Поскольку люди доверяют своим «клубам», им трудно

читать журналы и одновременно критически оценивать,

насколько сильно влияют на них доходы от рекламы. Так легко

истолковать все неправильно — и рекламу, и рекламные ста-

тьи, и образы моделей, — истолковать таким образом, будто

редакторы дают женщинам четкую установку: «Ты должна вы-

глядеть так же». Вред, который наносят женщинам журналы,

в какой-то мере является результатом такого неверного ис-

толкования. И если бы мы были лучше информированы, мы

могли бы читать их более осмысленно и получать от них удо-

вольствие, не причиняя себе боли, а журналы, обратившись

к другим рекламодателям, могли бы создать себе заслужен-

ную славу, предоставив женщинам ориентированные на них

образцы профессиональной журналистики на рынке СМИ.

Женщины столь восприимчивы к тому, что журналы пишут

о красоте, так как украшение себя является важной и нередко

приятной составляющей женской культуры. И других мест, где

они могли бы так активно приобщиться к ней, почти нет. Миф

о красоте изолирует женщин не только по возрастному при-

знаку, он также учит их настороженно относиться друг к другу

по признаку внешности. Он пытается изолировать женщину

от всех других женщин, которых она не знает или которые ей

не нравятся. Конечно, у каждой из них есть круг близких дру-

зей и подруг, но миф о красоте и социальная среда, в которой

до недавнего времени жили женщины, не дали им возможности

научиться делать то, что позволяет проводить социальные пре-

образования в мире мужчин, — солидаризироваться с другими

женщинами вне рамок тесного личного общения.

Миф пытается убедить нас в том, что незнакомая женщина

неприступна и вызывает подозрение, пока не открыла рот

и не заговорила с тобой, просто потому что она — другая жен-

щина, а мышление в русле мировоззрения красоты заставляет

женщин рассматривать друг друга как потенциальных сопер-

ниц до тех пор, пока они не станут подругами. Оценивающий

взгляд, который незнакомые женщины бросают друг на друга,

говорит сам за себя. Это быстрый, резкий, настороженный

взгляд, осматривающий с головы до ног, который видит об-

щую картинку, не воспринимая женщину как конкретную

личность. Внимание обращается на туфли, фигуру, косметику,

но при этом взгляд скользит мимо. Если другая женщина вы-

глядит слишком «хорошо», то это вызывает неприязнь, а если

слишком «плохо», то интерес к ней мгновенно пропадает. В ре-

зультате такого отношения друг к другу женщины редко из-

влекают пользу из опыта, на котором держатся мужские клубы

и организации и который сплачивает их членов. Это солидар-

ность, основанная на принадлежности к определенному со-

обществу, члены которого за его пределами могут и не быть

друзьями, но которых объединяют общие интересы, совмест-

ные мероприятия или схожие взгляды на мир.

Однако по иронии судьбы миф о красоте, который разъеди-

няет женщин, в то же самое время и объединяет их. Жалобы

по поводу красоты дают повод и возможность незнакомым

женщинам вступать в приятное общение и ломать насторо-

женное отношение друг к другу. Кривая улыбка в разговоре

о калориях или сетование по поводу состояния своих волос

способны растопить лед неприязни во время мрачного изуче-

ния «соперницы» в ярком свете дамской комнаты. С одной сто-

роны, женщин настраивают конкурировать с себе подобными

в плане красоты. С другой стороны, когда одна женщина — не-

веста или посетительница бутика — хочет нарядиться для важ-

ного мероприятия, другие крутятся и суетятся вокруг нее и вы-

ступают как слаженная, хорошо сыгранная команда во время

футбольного матча, с легкостью делая общее дело. Эти милые

и приносящие удовлетворение обряды, когда женщины играют

на одной стороне, эти случаи совместного проявления женской

сущности являются одними из немногих сохранившихся жен-

ских ритуалов, и этим и объясняется их прелесть и сила. Но,

к сожалению, эта чудесная общность моментально исчезает,

как только женщины вновь оказываются в общественном месте

и возвращаются к своему изолированному, неравноправному,

предполагающему взаимную угрозу и ревностно охраняемому

статусу «красавицы».

Женские журналы удовлетворяют потребность женщин

в этом восхитительном чувстве обезличенной женской соли-

дарности, не связанной с близкими отношениями, случаи про-

явления которой в настоящее время, по сравнению с пиком ее

развития в период второй волны феминизма, встречаются столь

редко. Они выпускают на волю женское стремление к легкой

непринужденной болтовне, преодолевая барьеры потенциаль-

ной ревности и предвзятого отношения. Что же на самом деле

думают, чувствуют и переживают другие женщины, когда они

оказываются вне зоны действия мужской культуры? Журналы

дают им возбуждающее и держащее их в тонусе чувство, ко-

торое они переживают так редко и которое мужчины испыты-

вают в своих группах постоянно—это чувство сопричастности

без тени какой-либо враждебности к миллиону других людей

твоего пола, мыслящих и думающих так же, как ты. И пусть

женские журналы предлагают сильно разбавленную версию

этого чувства, женщины настолько лишены этого, что даже

в слабой концентрации оно оказывает сильное действие. Каж-

дая читательница, будь то домохозяйка из мормонской общины

в Финиксе, школьная учительница из Ланкашира, концептуаль-

ная художница из Сиднея, неработающая и получающая посо-

бие на детей мать-одиночка из Детройта, профессор физики

из Манхэттена, проститутка из Брюсселя или au pair* из Ли-

она — все Ьни погружаются в один и тот же источник образов.

Все они могут в той или иной мере принять участие в форми-

ровании мировой женской культуры, которая, несмотря даже

на наносимый ею вред, все еще остается одним из немногих

* Au pair — термин, применяемый для обозначения молодых людей, живу-

щих в чужой стране в принявшей их семье и выполняющих определенную

работу (чаще всего по уходу за детьми). В качестве компенсации они по-

лучают питание, комнату для проживания и деньги на карманные расхо-

ды, а также возможность выучить язык и познакомиться с культурой этой

страны. —Прим. ред.

доступных женщинам способов проявления солидарности в ре-

ализации своего женского начала.

Именно поэтому «идеальное» лицо обретает такую силу.

Дело не в том, что в нем есть что-то особенное и только ему

присущее. Его единственная сила заключается в том, что оно

было признано «тем самым лицом» и миллионы женщин смо-

трят на него одновременно и знают об этом. Лицо, рекламиру-

ющее косметику Christian Dior, смотрит с автобуса на бабушку,

пьющую кофе с молоком на своем балконе в Мадриде, и на де-

вушку-подростка из деревушки в Дорсете, работающую по про-

грамме обучения молодежи и приклеивающую его увеличен-

ное изображение на рекламный щит в местной аптеке, и это же

лицо сияет над восточным базаром в Александрии. Журнал

Cosmopolitan продается в 17 странах. А когда женщина покупает

продукт Clarins, она тем самым «присоединяется к миллионам

других женщин по всему миру». И продукты для похудения

Weight Watchers обещают «друзей. Больше друзей. Еще больше

друзей».

Парадоксально, но миф о красоте способствует женской

солидарности, это своего рода женский Интернационал. Где

еще женщины чувствуют себя так или иначе связанными с мил-

лионами других женщин во всем мире? Образы, поставляемые

женскими журналами, помогают оценить, каких масштабов

может достигать женская солидарность, охватывающая поло-

вину человечества. Это всего лишь искусственный язык, вроде

эсперанто, но за неимением более совершенного аналога жен-








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 567;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.126 сек.