Ақпараттық- дидактикалық блок 11 страница
ности и неполноценности, и они были выключены из жизни
общества». Женщин во время их критических дней считали не-
чистыми, сексуально непривлекательными и, соответственно,
Миф о красоте
недостойными того, чтобы находиться в обществе. И точно
так же современные женщины чувствуют себя униженными
изгоями в периоды, когда «поправляются». Это «табу» служит
тем же целям и заставляет даже самих женщин считать себя
морально слабыми, испорченными и недостойными секса.
Если запреты, связанные с менструальным циклом, исключали
женщин из социальной жизни, то сегодня женщины сами избе-
гают появляться на людях. У ортодоксальных евреев женщине
в «нечистый» период запрещено есть вместе со своей семьей.
«Нечистота», связанная с избыточным весом, ведет к тому же.
Запреты, связанные с сексуальной «нечистотой», уступили
место ограничениям, связанным с «порочностью» другого
рода. Раньше женщины должны были быть целомудренными
для Бога, теперь они должны сохранять непорочность для бога
красоты. Секс в браке ради продолжения рода был допустим,
но секс ради удовольствия считался грехом. Сегодня женщины
точно так же разграничивают еду для поддержания жизни
и еду ради удовольствия. Двойная мораль, которая давала
мужчинам, но не женщинам, сексуальную «индульгенцию»,
превратилась в двойную мораль, в соответствии с которой
мужчины имеют бблыную свободу в еде. Раньше девушка
считалась «падшей» после близости с мужчиной — сегодня
женщины «выпадают» из режима питания. Раньше женщины
изменяли своим мужьям — теперь они «изменяют» своей
диете. Женщина, которая съедает что-нибудь «запретное»,
считается «непослушной». «Это только сегодня, только один
раз», — говорит она. «Я возжелала в сердце своем» превраща-
ется в «я только посмотрю».
«Я просто не могу сказать “нет”», — заявляет модель, рекла-
мирующая желатин Jell-O, который «позволяет мне чувство-
вать себя хорошо, когда я говорю “да”». С крекерами Wheat Thin
«тебе не придется ненавидеть себя по утрам». Четки преврати-
лись в счетчик калорий. Женщины говорят: «У меня на коже
следы растяжек, это наказание за мои грехи». Если раньше они
Вера
могли причаститься святых таинств, полностью и искренне рас-
каявшись в своих грехах, то теперь они могут быть прощены,
если будут честно сидеть на диете и заниматься фитнесом.
Вес женщины, так же как в прежние времена — состояние
ее девственной плевы, это не ее личное дело, а вопрос, кото-
рый беспокоит все сообщество: «Давайте помолимся за нашу
сестру» превратилось в «Мы все поможем тебе похудеть».
Цикл очищения
Красота — это рай или благодать; состояние кожи и жировых
клеток — это душа; некрасивость — ад. «Это рай, я нахожусь
в раю»,—говорится в рекламе центра для похудения Annandale
Health Hydro. «Это несравнимо ни с чем на земле... Косметиче-
ские процедуры дают ощущение крыльев за спиной... Как ока-
заться в раю? Просто будь умницей и вырежи купон». Если
десерт — это «искушение», то коктейль для похудения Alba,
содержащий всего 70 килокалорий, — это «спасение». Статья
в журнале New Woman, в которой приводится Информация о со-
держании калорий в мороженом, называется «Поклонение
Sundae» (сливочно-фруктовое мороженое). Женщина, которой
адресована эта реклама и информация, находится где-то между
раем и адом, она не относится к потустороннему миру, даже
если очень красива, и вместе с тем не безнадежно «греховна»,
если нехороша собой. Она никогда не причисляется к разряду
Избранных, но может спастись, если будет хорошо себя вести.
Косметические продукты — ее посредники между небесным
и земным, ее целители и духовные наставники.
Она живет по календарю, в котором периоды излишеств че-
редуются с периодами поста и покаяния, только применительно
к телу. На смену рождественскому чревоугодию приходят бла-
гие намерения исправиться и искупить свою вину в новом году.
«В критический момент», как называет это Terme di Saturnia*,
* Итальянская косметическая линия.—Прим. ред.
14 7
Миф о красоте
верующий оценивается праведным Богом, от которого ничего
нельзя скрыть. По аналогии с Йом-Киппуром, когда подлин-
ное покаяние возможно только в течение десяти дней, после
чего Книга Жизни закрывается до конца года, в рекламе одного
нью-йоркского косметолога говорится: «То, что вы будет делать
в течение следующих десяти дней, определит состояние вашей
кожи до конца года». «Момент истины», подобно Страшному
суду, бросает грешника на весы, которые, как учит новое Еван-
гелие, не лгут. Женщине говорят: «Каждый съеденный тобой
кусочек отложится на твоих бедрах»; «На твоей коже отража-
ется все, что ты ешь». Постоянно слыша такого рода предосте-
режения, женщина начинает «бояться Всевышнего, от взгляда
которого ничто не укроется».
Чувство, что за тобой постоянно наблюдают, — что оно
делает с женщинами? В книге «Женская болезнь: Женщины,
сумасшествие и английская культура, 1830-1980» (The Female
Malady: Women, Madness and English Culture, 1830-1980) ее ав-
тор Элейн Шоуолтер описывает, как в современных психиатри-
ческих лечебницах наблюдение за пациентами используется
для того, чтобы сделать их послушными и покорными. «В су-
масшедших домах женщин поощряют, убеждают и приучают
становиться наблюдателями, наблюдать за тем, как другие
наблюдают за ними, и делать себя привлекательными объ-
ектами для такого наблюдения». Шоуолтер пишет: «При этом
в больничной палате в специальном шкафчике хранится кос-
метика: губная помада и пудра». «Неудивительно, — отмечает
она в заключение,—что в рассказах женщин-пациенток ангел
возмездия... который насмехается, судит, приказывает и кон-
тролирует. .. почти всегда бывает мужского пола. Он постоянно
критикует внешность и поведение женщины, которая привы-
кает жить с этим как с частью своего сознания».
Постоянное наблюдение практикуют и в отношении поли-
тических заключенных, преследуя те же цели: невозможность
уединения и отсутствие личного жизненного пространства ли-
Вера
шает человека чувства собственного достоинства и ломает его.
сопротивление.
Использование религией красоты аналогичной практики
постоянного наблюдения показывает, каковы истинные мо-
тивы, стоящие за мифом о красоте: в нашей культуре сами
по себе стройность и молодость не делают женщину ближе
к Богу. На самом деле обществу глубоко безразлично, как жен-
щины выглядят. Но что действительно имеет значение, так
это их готовность позволять другим указывать, что они могут
и чего не могут делать. Иными словами, за женщинами наблю-
дают не для того, чтобы убедиться в том, что они будут «хоро-
шими», а чтобы они знали, что их контролируют.
Бог красоты — это Большой брат. «Дисциплина — это
освобождение», — пишет гуру фитнеса Джейн Фонда, не по-
нимая, что такого рода заявление является отголоском дру-
гого: «Война — это мир, свобода — это рабство». И многие
женщины добровольно впускают в свое сознание всевидящее
око Большого брата. Группы «следящих за весом» (Weight
Watchers) поощряют женщин к слежке друг за другом. Жен-
ские журналы твердят: «Всегда пользуйтесь косметикой, даже
если вы просто идете погулять с собакой. Никогда не знаешь,
кого встретишь на пути». Иисус говорил: «Бодрствуйте, ибо
не знаете, когда придет хозяин дома: вечером или в полночь,
или в пение петухов, или поутру». «Встаньте обнаженной перед
зеркалом в полный рост и посмотрите на себя спереди, сзади
и сбоку. Снимите косметику с глаз и лица и взгляните правде
в глаза,—учит журнал Positively Beautiful — Выглядит ли ваше
тело рыхлым и дряблым? Замечаете ли вы явно выраженные
признаки лишнего веса? Достаточно ли крепкие у вас бедра?
Не выпирает ли живот?» Раньше такое изучение себя предназ-
началось для исследования души.
В XIX в. женщины, которые вели дневники, фиксировали
любое нравственное изменение, понимая, по словам одной
из них, что «спасение нашей бесценной души невозможно
Миф о красоте
без наших усилий». В 1967-м, в год знаменитого свободного
«Лета любви»*, психолог Ричард Стюарт придумал техники
модификации поведения: он заставлял своих пациенток запи-
сывать «когда, где, что и при каких обстоятельствах» они съели,
вынуждая их таким образом постоянно контролировать себя —
для спасения тела.
Цикл очищения часто связан со сменой времен года: жен-
щины, которые чувствуют, что им «есть что скрывать», стра-
шатся приближения лета. Они боятся, что жара и необходи-
мость носить открытую одежду застигнут их врасплох, что они
не успеют, выдержав пост и занявшись самобичеванием, до-
биться безупречной физической формы. Так средневековые
христиане боялись, что смерть настигнет их раньше, чем они
успеют очистить свою душу от грехов. Журналы используют
формулировки святых отцов церкви применительно к прикры-
тому одеждой женскому телу, уподобляя его «гробам разукра-
шенным», то есть красивой внешности, которая скрывает нечто
отвратительное: «Легко спрятать множество грехов под зимней
одеждой». Только при условии покаяния и искупления грехов
верующий может осмелиться сбросить свои одежды и уподо-
биться «ангелам солнечных ванн», которые «не боятся разоб-
лачения». Цикл похудения в точности повторяет пасхальный
цикл: исследование себя ведет к смирению и покорности, ко-
торые, в свою очередь, приводят к радости.
В этом ключевом моменте смерти и возрождения женщины
приходят в состояние, которое антропологи называют «мини-
мальной пороговой фазой», то есть подвешенным состоянием
между небом и землей, во время которого, по мнению эксперта
по вопросам культа Уиллы Эппель, «неофит должен сначала
стать ничем, прежде чем он обретет свою новую сущность».
* «Лето любви» — лето 1967 г., когда в квартале Сан-Франциско под назва-
нием Хайт-Эшбери собралось около 100 ООО хиппи, чтобы праздновать
любовь и свободу, создав тем самым уникальный феномен культурного,
социального и политического бунта. —Прим. ред.
Вера
Прежняя личность на время прекращает свое существование,
пока не превратится в новую. При этом переход в иное состоя-
ние обставлен специальными эффектами, которые не метафо-
рически, а вполне реально приводят впечатлительную и вос-
приимчивую к воздействию чувственных стимулов женщину
в измененное состояние сознания: темнота, тихая музыка, по-
вязка на глаза, объект воздействия часто ощущает прикоснове-
ния, его купают, он подвергается воздействию таких сенсорных
стимулов, как запахи или изменения температуры. В спа-
центрах и салонах красоты женщины снимают свою уличную
одежду и облачаются в одинаковые белые или цветные халаты.
А сняв с себя украшения, они окончательно утрачивают свое
общественное положение и статус. И именно такими они от-
даются в руки массажиста или косметолога. Им на глаза кладут
ватные диски, на лица наносят ароматные жидкости, которые
воздействуют на них подобно целебным водам Лурда. Порого-
вый момент в процессе преображения наступает, когда ранее
нанесенный макияж снят, а новый еще не наложен, а при пла-
стической операции — когда пациентка уже в больничной
одежде готовится лечь на стол и получить наркоз. В рекламе
Lancome женщина лежит на спине в мрачном могильном свете
и выглядит мертвой, как вдруг таинственная рука опускается
в жесте Иисусова благословения, чтобы прикоснуться к ее лицу.
Пока посвящаемая в тайну новая жрица культа пребывает
в состоянии прострации, ей делают разрез или подвергают ее
какому-нибудь другому испытанию на веру: в обряде посвя-
щения всегда присутствуют боль, чувство голода или кровь,
настоящая либо символическая. Женщине делают укол, она
испытывает воздействие электрического разряда, ее разре-
зают или прижигают кислотой, выдергивают у нее с корнем
волосы или промывают желудок. Переходный этап заканчи-
вается еще одним погружением в жидкость, которая вызы-
вает у нее ощущение воздействия живой воды возрождения.
! )то что-то подобное «крови Агнца» в христианской традиции
Миф о красоте
или крови быка в культе Осириса. Пребывание распятого Хри-
ста во гробе, христианина под водой во время крещения, на-
ходящейся под воздействием анестезии и истекающей кровью
пациентки на операционном столе или любительницы спа-
процедур в паровой либо травяной ванне — во всех этих со-
стояниях есть нечто схожее.
Венцом происходящего становится победа, и начинается но-
вая жизнь. Смерть в пустыне старого «испорченного» поколения
искупается рождением нового, которое может войти в Землю
обетованную. Прошедший обряд крещения человек получает
новое имя и новый статус в обществе. С новым макияжем, но-
вой прической или похудевшая, с полученным в результате пла-
стической операции «новым лицом» женщина празднует обре-
тение новой индивидуальности и возвращается, чтобы принять
то, что, как она надеется, даст ей ее более высокий статус. Ей го-
ворят, чтобы она подготовилась к возвращению, обновила свой
гардероб, приобрела новые аксессуары для своей измененной
личности. Все это призвано стимулировать к похудению или за-
маскировать последствия операции, но на самом деле такой со-
вет — не что иное как примитивная магия.
Новая религия совершенствует прежние верования и идет
дальше, потому что искупление грехов недолговечно. «Поддер-
живающая» риторика, используемая индустрией диет, скры-
вает очевидный факт: меньше всего на свете она хочет, чтобы
женщины похудели раз и навсегда. И 98% женщин, сидящих
на диете, вновь набирают вес. «Индустрия диеты — это насто-
ящий рай для предпринимателей, — пишет Джоан Брумберг, —
потому что ее рынок является самовоспроизводящимся и по-
стоянно расширяется. Ориентированный на неудачу интерес
к стратегиям, техникам и продуктам для похудения кажется
безграничным». То же самое можно сказать и об индустрии
молодости, которую по-настоящему эффективное средство
(или всеобщее уважение женщин к самим себе) просто уничто-
жило бы. К счастью для индустрии молодости, даже пациенты,
Вера
пережившие пластическую операцию, неизбежно продолжают
стареть. «Новая я» смывается после принятия вечерней ванны.
Цикл должен снова начаться с нуля, поскольку и жизнь в потоке
реального времени, и необходимость в пище для поддержания
жизни являются грехом — который нельзя не совершить.
Когда женщины привыкают к строгой критике и осужде-
нию со стороны этих индустрий, вес или возраст, обеспечи-
вающий состояние благодати, просто резко меняется: модели
становятся легче на 5 кг, а эстетические хирурги снижают воз-
раст первой «превентивной» подтяжки лица еще на десяток лет.
С точки зрения индустрий похудения и красоты худшим ва-
риантом развития событий для них была бы полная потеря вся-
кого интереса к ним. Но повторяющаяся мертвая петля цикла
очищения не дает этому случиться. Женщина не успевает даже
задуматься над тем, что происходит, как ей снова нужно при-
ниматься за свой тяжкий труд, и с каждым разом проходить
этот путь становится все труднее и труднее.
Помни о смерти
Религия красоты доводит женщин до психического расстрой-
ства. Их пытаются заставить страшиться утраты недолго-
вечной красоты так же, как 500 лет назад люди страшились
смерти. В средневековом христианстве осознание своей смерт-
ности было для верующих навязчивой идеей, сопровождавшей
их на протяжении всей жизни. В женщинах этот фатальный
страх еще усиливался высокой смертностью при родах. Под-
тверждением тому может служить чтение женщинами во время
родов Псалма 114: «Охватили меня муки смертные, беды ада
постигли меня; скорбь и муку я встретил и имя Господне при-
звал: “О Господи, избавь душу мою!”»
Это болезненное восприятие неизбежности смерти,
когда-то присущее всем людям, в XIX в. осталось уделом только
женщин. Достижения науки привели к тому, что для мужчин
Миф о красоте
смерть перестала быть такой внезапной и неотвратимой угро-
зой, но вплоть до эпохи промышленной революции опасность
умереть во время родов заставляла женщин задумываться о со-
стоянии души. Когда же применение антисептических средств
снизило уровень смертности среди рожениц и когда женщин
стали ценить больше как красавиц, чем как матерей, эта тре-
вога, вызываемая страхом смерти, была направлена в русло
страха утратить «красоту». Вследствие этого многие женщины
до сих пор чувствуют себя окруженными грозными и враж-
дебными силами, которые в любой момент могут обрушить
на них свой удар и уничтожить то, что им представляется са-
мой жизнью. Когда женщина, сидя спиной к телевизионной ка-
мере и рассказывая о неудачной пластической операции, гово-
рит: «Он отнял у меня мою красоту. Одним ударом. Ее больше
нет», — она выражает чувство смирения и беспомощной покор-
ности судьбе, которое уходит своими корнями в свойственное
доиндустриальному обществу отношение к природным ката-
строфам.
Чтобы понять, в чем заключается главная сила этой рели-
гии, мы должны осознать, что мужчины умирают один раз,
в то время как женщины умирают дважды. Прежде чем уми-
рает их физическое тело, они умирают как красавицы.
Современные женщины, находящиеся в самом расцвете
своей красоты, никогда не забывают о том, что она может по-
блекнуть и исчезнуть совсем. В Средние века осознание не-
избежности смерти и понимание того, что «плоть — это прах
земной», привязывало мужчин к церкви, поскольку это давало
надежду на «новую жизнь» после окончания земной. Настой-
чивые попытки заставить женщин постоянно думать о недолго-
вечности и хрупкости их красоты — способ удерживать их в по-
виновении путем поддержания в них фатализма, который исчез
из сознания западных мужчин еще в эпоху Возрождения. Нас
учат тому, что Бог или природа награждает красотой или нет,
причем случайным образом и без права обжалования, и по-
Вера
этому мы живем в мире, в котором магия, молитвы и предрас-
судки обретают особый смысл.
Свет
Первородный грех Евы означал, что женщины повинны в по-
тере человеком Божьей благодати. В эпоху Возрождения по-
нятие «благодать» было переосмыслено и превратилось в свет-
ский термин, используемый для описания лица и тела красивых
женщин.
Крем для кожи—миро новой религии, его реклама обещает
«сияние». Многие религии используют метафору света для обо-
значения божественности: когда Моисей спустился с горы Си-
най, его лицо сияло как солнце, а на средневековых иконах
лики святых всегда окружает нимб. И теперь, когда культы дев-
ственности и материнства больше не окружают женское тело
сиянием благодати, обрести божественное сияние женщины
могут только благодаря косметической индустрии.
По существу, свет является ключевым моментом во врож-
денном и присущем нам от природы видении красоты, кото-
рое свойственно большинству людей, как женщин, так и муж-
чин. Миф о красоте упорно пытается уничтожить именно
такое ее восприятие. Когда человек сам описывает это свой-
ство или заставляет других описывать его, ему становится
как-то не по себе, и он старается как можно скорее избавиться
от этого ощущения, приписав его сентиментальности или ми-
стике. Я думаю, что причиной такого отрицания является не то,
что мы не наблюдаем этого явления в реальности, а скорее то,
что мы видим его абсолютно ясно, но публичное упоминание
о нем представляет угрозу для основ нашего общества. Все мы
знаем, что люди — не вещи: лица и глаза людей могут «све-
титься», чего никогда не случается с неодушевленными предме-
тами. Но согласиться с тем, что это происходит на самом деле,
значит создать большие проблемы для общественной системы,
Миф о красоте
которая функционирует за счет того, что относится к некото-
рым людям, в частности к женщинам, как к вещам.
Этот свет очень трудно «поймать» и удачно сфотографиро-
вать, его нельзя оценить по десятибалльной шкале или рассчи-
тать в цифрах в лабораторных условиях. Но большинство людей
знают, что от лиц и тел людей может исходить сияние, которое
и делает их красивыми.
Некоторые воспринимают это сияние как нечто неотде-
лимое от любви и близости, как то, что нельзя воспринять от-
дельно и исключительно органами зрения, а только как про-
явление движения души или теплого отношения близкого
человека. Другие могут видеть это сияние в сексуальности;
третьи — в доверчивости и открытости или, скажем, в остро-
умии. Часто бывает, что человек излучает сияние, рассказывая
какую-нибудь историю или внимательно слушая другого. Мно-
гие отмечали, что творческий процесс освещает лица людей,
а также что сияние излучает большинство детей — те из них,
кому еще не успели сказать, что они некрасивы. Мы часто
помним своих матерей красивыми просто потому, что мы ви-
дели свет, который излучали их глаза. Если и можно сделать
какие-то обобщения, то, похоже, этот свет связан с единением
и доверием. Для того чтобы увидеть его, нужно к этому стре-
миться. Поэтесса Мэй Сартон называет его «чистым светом, ко-
торый исходит от любящего человека». Вероятно, все называют
и воспринимает его по-разному, но большинство знают, что он
существует, Суть в том, что вы видели его и он вас поразил,
или воодушевил, или привлек, но для мифа о красоте он ничего
не значит.
Общество строго ограничивает его описания, чтобы не дать
ему обрести силу реальности. Говорят, например, что женщины
излучают этот свет, только когда отдают себя мужчине или
детям: «сияющая невеста» и «сияющая будущая мама». О муж-
чинах же почти никогда не говорят, что они излучают свет
или сияют. Но религия красоты предлагает женщинам некую
Вера
имитацию этого света, который уже присущ им изначально
и представляет собой самую главную благодать, о которой нам
отчего-то запрещено говорить.
Чтобы добиться от женщин желаемого, им предписывают
жить в трехмерной реальности по правилам двухмерной. Жен-
щины знают, что во время съемки моделей для модных жур-
налов используется профессиональное освещение, чтобы ис-
кусственно придать им сияние. И поскольку мы, женщины,
привыкли воспринимать себя скорее как дешевую имитацию
фотографий моделей, вместо того чтобы видеть в фото моделей
дешевую имитацию реальных женщин, мы стремимся освещать
свои лица так, словно являемся фотографиями. Мы действуем
как осветитель, стилист и фотограф в одном лице и относимся
к своим лицам как к неким экспонатам, профессионально
«оформляя» их при помощи яркого света, приглушенного света,
световых эффектов, блесток и пудры со светоотражающими ча-
стицами.
У искусственного света есть свои законы и правила. На-
пример, женщинам постарше не рекомендуется пользоваться
помадой с блеском. При каком освещении будет находиться
женщина — в офисе под лампами дневного света, на солнце,
при свете свечей? В зеркала, которыми пользуются женщины,
часто уже встроена подсветка. Но если мы оказываемся в не-
ожиданной обстановке, то становимся незащищенными и уяз-
вимыми, подобно тому, как фотография, сделанная при не-
удачном освещении, не получается. Все эти «спецэффекты»
служат тому, чтобы приучить женщину к психологической
зависимости от освещения внутри помещения, то есть вну-
три традиционного женского пространства, тому, чтобы мы
продолжали бояться проявлений непосредственности и спон-
танности и не нарушали заданных правил. Осмысление нами
красоты должно оставаться поверхностным, на уровне кожи,
дабы не позволить женщинам уйти вглубь себя и задуматься
о внутренней красоте или, наоборот, подумать о чем-то гло-
Миф о красоте
бальном и выйти на широкие просторы общественной жизни.
Оно не должно дать нам возможности взглянуть на себя в со-
вершенно новом свете.
Другие ограничения также загоняют женщину внутрь поме-
щения. Если она начинает пользоваться «Ретином-А», то должна
навсегда забыть о солнце. Пластическая хирургия также тре-
бует от женщины пребывания дома и запрещает находиться
на солнце. Обнаружение такого явления, как старение кожи
под воздействием ультрафиолетовых лучей, привело к тому,
что солнца и вовсе стали бояться, причем без всякой связи с ри-
ском заболеть раком кожи. Озоновый спой вокруг Земли действи-
тельно становится тоньше, но боязнь солнца куда опаснее—она
разрушает связь женщин с миром природы, превращая послед-
нюю во врага. Если бы женщины не находились под таким пси-
хологическим давлением, повреждение озонового слоя Земли
должно было бы заставить их отправиться на баррикады, чтобы
защитить окружающую среду. Но миф о красоте поддерживает
женский страх выглядеть старше своих лет для того, чтобы от-
править нас в диаметрально противоположном направлении —
обратно в домашнее пространство, отведенное для женщин
и «тайны женственности», в место, которое считается самым
подходящим для женщины в культурах, которые ее подавляют.
Где бы женщины ни находились — в помещении
или на улице, они должны заставлять свою красоту сиять, по-
тому что им трудно добиться того, чтобы мужчины их раз-
глядели. Оци сияют, чтобы привлечь внимание, которое в ином
случае им уделяют крайне неохотно. Сияние притягивает взгляд
на уровне рефлекса: даже еще не полностью сформировавшиеся
глаза младенца следят за блестящими предметами. Это един-
ственный способ, которым женщинам разрешается привлекать
к себе внимание. «Блистающие» мужчины, напротив, либо
имеют низкий социальный статус, как обладатели золотых зубов
и вульгарных украшений, либо не являются мужчинами в пол-
ном смысле этого слова, как, например, Либераче. Настоящим
Вера
мужчинам присуща матовость и отсутствие блеска. Их внеш-
ность не должна отвлекать внимание от того, что они гово-
рят. Но женщины, независимо от их статуса, должны блистать
и сверкать. Дейл Спендер в книге «Язык, придуманный мужчи-
нами» (Man Made Language) пишет о том, что в процессе разго-
вора мужчины, как правило, прерывают женщин и обращают
лишь мимолетное внимание на то, что те говорят. Поэтому жен-
скую речь должны сопровождать «световые спецэффекты» —
это единственный способ подольше удерживать мужское вни-
мание, которое иначе начинает блуждать, как только женщина
открывает рот. То, как выглядит женщина, считается важным,
поскольку то, что она говорит, таковым не является.
Культ страха старения
Чтобы продавать два своих продукта — искусственное сияние
и недолговечную стройность — религия красоты искусно ис-
пользует стандартные культовые практики, вовлекая в них жен-
щин. Так, например, по американскому телевидению показы-
вают следующую сцену: харизматичная женщина-лидер, одетая
в белое, обращается к аудитории с сияющим лицом и горящими
глазами. Женщины в зале, как завороженные, слушают ее сло-
ва: «Нужно сделать три шага в полном одиночестве. Уделите
это время себе. Сконцентрируйте свое внимание и сосредоточь-
тесь. Прочувствуйте то, что вы делаете. Выполняйте все тща-
тельно и добросовестно». Женщины говорят: «Я тоже сначала
не верила. Но посмотрите на меня!», «Сначала я не хотела этого
делать. Я испробовала все и уже не верила, что что-то способно
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 781;