АНТИЧНОСТЬ. «классический» наиболее точно соответствует именно произведениям Э
«классический» наиболее точно соответствует именно произведениям Э. ж. У-ГУ вв. до н. э.
Но, отличаясь подлинной образцовостью и стилистическим единством, произведения классичес-
кой Э. ж. во многом не сходны с искусством аналогичной эпохи в Греции. Это объясняется существенными различиями в эстетических воззрениях мастеров двух древних культур. Ясное спокойствие, величественная просветленность почти не проявляются в живописных образах этрусского искусства. Оно, в отличие от греческого, теснее связано с требованиями культа, больше тяготеет к магически-торжественному ощущению таинственности мира, свойственному, кстати, и восточным цивилизациям. Эти настроения особенно усилились в Э. ж. последних столетий. Но истоки ее выразительности восходят к VIII—VII вв. до н. э. Именно тогда стали складываться характерные черты этрусского живописного стиля. Многие из них обусловлены воздействием традиций искусства Востока. В живописи гробниц этруски использовали минеральные краски разных цветов, преимущественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку, несколько реже — на сухую, а порой и прямо на поверхность туфовых или скалистых стен склепа. Живопись в этрусских гробницах различалась по технике. Росписи наносились как на гладкую поверхность стены, так и выполнялись по процарапанному предварительно контуру. Применялись и фресковые росписи по сырой штукатурке. Относительно редко в ранний период употреблялись холодные тона — синие, зеленые, голубые.
Ранними произведениями Э. ж. конца VIII в. до н. а являются плиты из гробниц Черветери, на которых изображены сцены перенесения души в потусторонний мир и эпизоды с процессиями плакальщиц. Стиль этих росписей особенно близок искусству мастеров Передней Азии и творчеству мастеров древнего Коринфа. Период расцвета Э. ж. начинается с погребальных росписей склепов некрополя Монтероцци, где с середины столетия применялись многоцветные фигурные композиции.
Настенная живопись в гробницах не только имела декоративное значение, но и повлияла на архитектурную композицию усыпальницы, заставив зодчих учитывать место для живописного декора при планировке гробницы. Расписывались не только стены, но и потолки гробниц, так что создавалось подобие черепичной крыши, как в этрусских храмах. Росписью покрывались и трапециевидные люнеты на торцах камеры (гробница Быков в Тарквинии. VI в. до н. а). Изображения строго согласовывались пэ характеру с архитектурой помещения, что свидетельствует об общем для эллинов и этрусков стремлении к единству искусств. В живописном декоре соблюдались законы композиционного и цветового контраста, для чего ритмически чередовались теплые и холодные цветовые пятна, а также крупные и мелкие сценки и свободные поля
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 647;