Этрусская живопись. Роспись гробницы Акробатов
Роспись гробницы Акробатов. Деталь. VI в. до н. э. |
Роспись гробницы Акробатов в Тарквинии. VI в. до н. э.
Этот принцип соблюдается и в т. н. гробнице Авгуров, росписи которой в соответствии с этрусской традицией имитируют жилой интерьер. В композиции росписи примечательны своей выразительностью фигуры жрецов-плакальщиков, ритуальные жесты которых исполнены величавой скорби. Статичность центральной композиции оживляют дина-
мичные сценки на боковых стенах с фигурками, исполняющими танцы, борющимися, беседующими. Лишь два персонажа в левой части росписи предаются горю, все остальные заняты повседневными делами. В изображениях тщательно выписаны детали одеяний и лиц, причем мастер использует излюбленный композиционный прием греческих ва-зописцев: лицо персонажа резко повернуто в сторону, противоположную движению тела. Рисунки обведены резким контуром, в гамму теплых красноватых тонов лишь кое-где вкраплены искры голубого и синего. Возможно, такая трактовка погребального сюжета связана с шумными торжественными церемониями, которые устраивались после погребения.
В Э. ж. VI в. до н. э. еще отсутствует светотеневая моделировка, это скорее раскраска контурных изображений. Подобная техника напоминает росписи греческих белофонных лекифов, в рисунках которых контур тела просвечивает сквозь одеяния фигурок. Эти росписи демонстрируют безупречное чувство ритма и пластическое чутье. Изысканную ритмику движений танцовщиць1 сумел передать мастер гробницы Акробатов (Жонглеров); замечательным мастерством отмечены изображения танцоров в росписях гробницы Львиц, названной так по изображенным в люнете львицам. Во фресках этой гробницы заметно внимание этрусских мастеров к пейзажу: здесь неизменно присутствуют изображения деревьев, морских волн, летающих птиц и даже выпрыгивающих из воды дельфинов. В трактовке природных мотивов, впрочем, проявляется скорее различие, чем сходство манеры греческих и этрусских мастеров росписи. Эллинскому вазописцу достаточно было, не изображая поверхности моря, показать фигурку дельфина, чтобы создать у зрителя представление о водной стихии; этрусские мастера тяготеют к более наивному и детальному изображению природы. Это качество было в дальнейшем усвоено римскими художниками.
Целую панораму природных образов можно видеть в росписях гробницы Охоты и Рыбной ловли: здесь сменяют друг друга сценки охоты на птиц, прыжков в воду, ловли рыб сетями, веселой трапезы. В этой гробнице имитация архитектуры явно отступает на второй план перед задачами чисто живописного характера, причем преобладают не сакральные, а жанровые мотивы. Одновременно становится богаче, разнообразнее и цветовая палитра: в гробнице Охоты смелее и непринужденней использованы холодные цвета (синие хитоны рыбаков, синяя корма лодочки, с которой прыгает ныряльщик, и т. п.). В этих росписях особенной выразительностью наделен и другой излюбленный прием Э. ж: некоторые контуры рисунка остаются
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1119;