Этрусская скульптура
Олтос. Девушка, надевающая сандалию. Деталь амфоры из Этрурии. IV в. до н. э.
гурные изделия в виде животных и птиц. Лучшие из этих произведений расписаны уже не в этрусском, а в обретшем всеевропейскую славу греческом стиле.
Литература:
Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. М., 1988.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.
ЭТРУССКАЯ СКУЛЬПТУРА,художественные изделия мастеров Этрурии VII—Ш вв. до н. э. В богатейшей области Э. с. достаточно отчетливо выделяется несколько видовых групп, сохраняющих свои собственные каноны и быстрее или медленнее испытывающих воздействие греческого, восточного или других стилей. К числу таких разновидностей относятся: обширная группа погребальных изделий; посвятительная скульптура с преобладающим типом изделий мелкой пластики; декоративная скульптура — от терракотового убранства храмов до рельефных украшений бронзовой и глиняной утвари.
В Э. с. камень используется гораздо реже, чем в греческой. Владея ваянием из каменных и мраморных монолитов, этрусские мастера все же предпочитали глиняную и терракотовую пластику, что свидетельствует о родстве их практики с художественными принципами восточных народов. Для этрусского искусства не характерны монументальные скульптурные работы; чаще встречаются небольшие по размерам изваяния — даже фигуры богов, воинов и героев. Имена мастеров утрачены; известно лишь полулегендарное имя жившего в конце VI — начале V в. до н. э. Вулки (упомянуто Плинием). Особенно важное место занимает в искусстве этрусков погребальная скульптура. Наибо-
лее распространены в ранний период бронзовые статуэтки и скульптурные украшения погребальных ^урн-каноп. В композиции таких изделий преобладает фронтальное расположение и статичность. Пропорции фигур пока еще условны однако при внешней неподвижности им свойственна своеобразная выразительность и даже динамика в решении некоторых деталей. Многие фигурки выполнялись из слоновой кости, и в этом случае их поверхность тщательно обрабатывалась и украшалась золотой фольгой. Иногда из слоновой кости вырезались небольшие скульптурные группы. Лица их отличались большой выразительностью, но поначалу были мало проработаны пропорции фигуры, особенно руки. В искусстве VI—V вв до н. а гораздо шире используется камень, в том числе мрамор. Центрами производства каменной скульптуры стали города Вульчи и Кьюзи. К этому времени окончательно определились центры по изготовлению разных скульптурных изделий. Так. статуи животных выполняли преимущественно ваятели Вульчи, урны из терракоты — гончары Кьюзи; саркофаги — мастера Тарквиний и т. д.
Украшение котла-лебеса. VII в. до н. э. |
Каменные изваяния напоминают произведения греческой архаики: у них массивные, застылые очертания, длинные локоны, огромные, широко раскрытые глаза. Слабая расчлененность форм и
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1330;