Этрусская скульптура. Химера из Ареццо. Конец V в
Химера из Ареццо. Конец V в. до н. э.
Лежащий этруск. Крышка погребальной урны. IV в. до н. э.
Скульптурный декор храма Ара делла Регина. Крылатые кони. IV в. до н. э.
каноп и превращаются в самостоятельный жанр скульптуры. Во всех случаях в этих фигурках, как и в этрусских росписях, господствует динамика, и человек изображается в сложном движении (бег, прыжок в воду и т. д.). Примечательно, что, в отличие от греческих мастеров, этрусские не избегают брать в качестве темы образ умирающего воина. Это различие в эстетике приобрело особенно драматический и пророческий характер в IV в. до н. э., когда катастрофические перемены в истории страны заставили этрусских мастеров обратиться к изображению преимущественно трагических сцен. Как и в живописи, новая эпоха привела к изменению характера скульптурных образов. Но перемены здесь не были столь стремительными. Более консервативная погребальная скульптура долгое время сохраняла свою образность, и лишь новые технические приемы (более тщательная моделировка, мягкость проработки деталей, разнообразие поз) свидетельствовали о том, что эволюция художественной системы этрусской культуры касалась и области скульптуры. В IV в. до н. э.
в ходу были еще традиционные погребальные вазы-канопы, но изменился стиль их скульптурного декора. В этот период в погребальной скульптуре наблюдалось одновременное развитие двух стилевых направлений. Одно из них можно назвать архаизирующим (возможно, оно связано со стремлением сохранить перед лицом трагических событий собственную древнюю художественную традицию). Второе направление представляет Э. с. во всем блеске ее современных технических и выразительных возможностей. Примером овладения Э. с. сложной композицией является фигура сатира с мечом, а также статуя молодого воина в шлеме, называемого иногда Марсом из Тоди. Техника бронзовой отливки достигла здесь высокого уровня. Детали скульптуры создавались отдельно, сохранялась традиция инкрустировать глазницы.
Но самым выдающимся произведением этой эпохи может служить исключительный по качеству исполнения памятник: бронзовая крышка от погребальной урны с фигурой лежащего молодого этруска. Фигура изображена в сложной позе, с нео-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1149;