АНТИЧНОСТЬ. быкновенно искусно обыгранными пластическими нюансами
быкновенно искусно обыгранными пластическими нюансами. Торс и голова находятся почти в вертикальном положении; нижняя же часть фигуры повторяет очертания крышки; одна рука расслабленно лежит на колене, другая напряжена в вопрошающем жесте. Безупречна моделировка тела в этом произведении, но особенной выразительностью отличается лицо, в котором слиты воедино и страстный порыв к неизвестному, и зачарованность открывшейся новой жизнью. Это лицо напоминает образы христианских святых и провидцев.
В IV е до е а пробуждается интерес этрусских мастеров к портрету. Немногие памятники скульптурного портрета предвосхищают своей замечательной индивидуализированностью черты римского портретного стиля. Последние образцы портретных изображений в Э. с. представлены погребальными скульптурами скальных гробниц II в. до н. э. (гробница Волюмниев, некрополь близ озера Вико). Возросший интерес к портрету, к человеческой индивидуальности проявляется и в скульптурах погребальных урн — области, издавна отличавшейся наибольшей консервативностью. Теперь сосуды или ящики с рельефными стенками изготавливались заранее, но лица, по-видимому, выполнялись позднее и являлись портретами конкретных людей. Портретные черты проявляются и в лицах посвятительных статуэток, приносившихся в дар божествам. Наибольшей выразительности достигло искусство портрета в бронзовой скульптуре. К числу таких произведений относятся т. н. бюст Брута, дошедший до наших дней с сохранившимися инкрустированными глазами, бронзовая статуя оратора Авла Метелла, в которых сблизились этрусская и римская традиции понимания человеческого образа. Здесь находятся истоки древнеримского скульптурного портрета, сложившегося не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.
Рельеф не занимает столь выдающегося места в Э. с, как в греческой, но значение его достаточно велико. Рельефные композиции можно встретить большей частью не на зданиях храмов или других архитектурных сооружениях, а на ларцах, бронзо-
вой утвари, щитах с орнаментальными узорах:: Композиции на сосудах выполнялись в технике невысокого рельефа и были отделены друг от друга полосами. Рельефами украшалась, видимо, и мебель из дерева. В рельефах раннего периода преобладают восточные влияния: повторение одинаковых фигур, симметрия, условный характер изображения людей и животных и довольно богатая орнаментика. Те же стилевые черты присутствуют на рельефах каменной плиты с кентаврами и сфинксами из гробницы Тарквиний. Гибкие, замысловатые очертания получают выполненные в рельефе детали бронзовых сосудов: порою они напоминают о скифском «зверином» стиле. Новая художественная манера в области рельефа была освоена в первой половине V в. до н. э.: наряду с обобщенностью форм появляется стремление к созданию правдивых и гармоничных образов, что приводит к появлению более мягкой моделировки, детализации изображения, его большей выпуклости и осязаемости. Ярче всего это проявляется в надгробных стелах.
В VI—V вв. до н. э. бурно развивается декоративная скульптура из терракоты (фигурные антефиксы в виде голов чудовищ, силенов, тифонов. головок менад) и терракотовые фризы со сценами из мифов. Декоративные рельефные плиты, подобные метопам греческих храмов, в Э. с. не встречались. Декор храмов иногда включал и круглую скульптуру из терракоты, но гораздо шире были распространены фигурки из бронзы. Интерес к выражению человеческого лица, к сложной пластике движения проявляется и в этой области скульптуры. Терракотовыми группами стали украшаться пустовавшие ранее фронтоны зданий, усложнился характер терракотовых орнаментов.
Выдающимся памятником терракотовой Э. с. являются крылатые кони с фронтона храма Ара дел-ла Регина (ГУ в. до н. э.).
Литература:
Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.
Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. М., 1988.
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.
1-НШНН ш
ШИПИ ш
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 748;