АНТИЧНОСТЬ. ницами римского типа возводились надгробные монументы в виде башни в два-три яруса, увенчанной высокой острой пирамидой
ницами римского типа возводились надгробные монументы в виде башни в два-три яруса, увенчанной высокой острой пирамидой. Такие гробницы. несмотря на античный характер декора, восходят к древним берберо-пуническим мавзолеям.
Города африканских провинций строились преимущественно из камня или кирпича-сырца. Но в убранстве богатых зданий широко использовались привозные материалы: египетский красный гранит, мрамор из Италии и с греческих островов. Грандиозное строительство I — начала III в. привлекало в африканские города архитекторов, скульпторов, живописцев и мозаичистов из Италии и восточных провинций. Характерная особенность домов в североафриканских провинциях — отсутствие замкнутых помещений. Все комнаты домов, выстроенных по греческому типу, открывались во внутренний двор, окруженный колоннадой, или в небольшой сад с цветником. В перистиле обязательно строился фонтан или бассейн; дворик и дно бассейна украшались мозаикой.
Североафриканские мозаики тесно связаны с магистральными традициями античного мозаичного искусства; их стиль и история находятся в его русле. Однако и в этой области Р. А. и. также отмечено своеобразием. Два основных тематических источника мозаик Северной Африки — эллинистический Восток (Антиохия, Александрия) и Рим. К числу местных мотивов относятся изображения африканских животных. Североафриканские мастера создавали и композиции на египетские сюжеты. Значительно шире, чем в Риме, распространены в Р. А и мозаичные комедийные сценки. Среди мозаик на местные темы выделяются и многочисленные изображения коней. В местных школах развитие сюжетной мозаики относится ко II—Ш вв. н. э., когда в искусстве античных мозаичистов широко распространились композиции с жанровыми сюжетами. Специфическую особенность мозаичного Р. А. и. составляет обилие морских сюжетов и, соответственно, образы Нептуна, Океана, Амфитриты, Венеры Морской и персонажей их свиты. Картины с такими сюжетами украшали термы и нередко жилые дома, причем мозаикой украшались и стены, и даже потолки помещений.
Одна из характерных черт североафриканской мозаики — следование художественным образцам эллинизма с их повышенной стилизованностью, а также готовность сочетать в одной картине стилистические черты различных школ и эпох. В частности, свидетельством влияния эллинистического искусства служит особенная популярность образа крошки-амура. Мозаичный декор часто объединялся главной темой, которая варьировалась в убранстве различных комнат. Такими темами служили
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 850;