Римской империи искусство. чайной пышностью. В его возведении и отделке принимали участие греческие мастера.
Мост Пон-дю-Гар. Франция. I в. н. э.
чайной пышностью. В его возведении и отделке принимали участие греческие мастера.
К этому же времени относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — т. н. Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранившийся до наших дней. Он возведен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма, как и в большинстве римских сооружений, — коринфский. В этот период получают распространение и такие типичные для римской архитектуры сооружения, как арки, ростры, мемориальные колонны. Но особый расцвет таких сооружений наступит позднее. Среди монументальных городских построек выделяется театр Марцелла (13 г. до н. э.), вмещавший несколько тысяч человек. Отличительные особенности построек этого времени — монумен-
тальность, явное доминирование арки в архитектурном декоре; широкое распространение сводчатых конструкций, в позднейшее время обеспечившее возведение огромных купольных зданий. Особенностью зрелой древнеримской архитектуры является т. н. ордерная аркада, придававшая зданию величие и масштабность, т. е. система ордерных элементов, нанесенная ярусами на прорезанную арками стену. Впервые этот прием создания многоярусной аркады встречается в здании театра Марцелла. Но свое самое совершенное воплощение он найдет в знаменитом здании Колизея. К 13-9 гт. до н. э. относится и Алтарь Мира Августа, сооруженный на Марсовом поле в Риме.
Эпоха Августа — историческая веха в становлении прославленного римского скульптурного портрета. Наряду с официальным типом портрета, конечно, имевшим первостепенное значение, сохраняется и реалистическая традиция, восходящая к эпохе республики. Но и официальный портрет этого времени полон жизненности и достоверности. Примером такого произведения является парадная статуя Августа в военных доспехах (I в. н. э.). Эта статуя, несмотря на традиционную помпезность, отмечена и естественностью, и величием, и детально точным портретным сходством. Гораздо сильнее тенденция парадной идеализации в портрете Августа-Юпитера, найденного в Кумах. Чертами обобщенности и идеализации наделены и семейные портреты императора и его жены Ливии. Портреты великих современников Августа, его полководцев и сподвижников выгодно отличает меньшая помпезность и гораздо более тонкая индивидуализация (портреты Агриппы, Германика и др.).
При преемниках Августа хрупкая гармония имперской идеи и отзвуков республиканских воззрений нарушается Все большую роль начинает играть в монументальном строительстве не профессиональный вкус художников, но прихотливый каприз заказчика-императора. Примером роскошной, чрезмерно декоративной царской резиденции, предвосхищающим позднеримское искусство, является вилла Нерона «Золотой дом», огромный дворцовый комплекс в центре Рима. После падения Нерона дворец был разрушен, а на его развалинах возведены термы Траяна О «Золотом доме» можно судить только по свидетельствам античных авторов. Новый подъем архитектура получает во времена династии Флавиев (начиная со времени правления Веспасиана). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75-82 гг. н. э.).
В эпоху зрелого имперского искусства в римском архитектурном ансамбле органично сочетаются огромные пространства интерьеров и открытых по-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 693;