Архаики искусство.


 


Мосхофор. Ок. 570 г. до н. э.

Храм Аполлона в Коринфе. Ок. 540 г. до н. э.

колонны и антаблемент были раскрашены. Колонны, сильно суженные в верхней части, далеко высту­пающие капители, которые словно подчеркивают тяжесть лежащего на них каменного архитрава, — все производит впечатление суровой мощи.

Эпоха архаики — время, когда формируются и основные типы монументальной скульптуры. Счи­тается, что их предшественники — т. н. ксоаны, массивные и высокие деревянные изображения богов гомеровского времени. Однако они не дошли до наших дней, и древнейшие скульптурные па­мятники А. и. относятся к первой трети VII в. до н. э. Античное предание именует греческих ваятелей


этой эпохи «дедалидами», указывая на то, что все они — ученики легендарного ученого, зодчего и ваятеля Дедала, жившего на Крите и в Афинах. В самом деле, влияние искусства критян в гречес­кой архаике налицо. Немногочисленные памятники их носят культовый характер и сохраняют услов­ный дух искусства геометрического типа. Это ли­шенное динамики, подчеркнуто фронтальное пони­мание фигуры свойственно и греческой скульптуре эпохи А. и. Некоторые исследователи связывают геометризованный, статичный стиль архаической скульптуры с воздействием геометрии Евклида. Знаменитыми в своей загадочности образцами А. и. стали статуи обнаженного юноши-атлета (курос) и фигуры девушки в ниспадающих одеждах (кора). Образ куроса привлекал мастеров Пелопоннеса и Киклад; изображения коры чаще встречались у скульпторов Аттики и малоазийских городов Ионии. Оба типа статуи сохраняют величественную неподвижность; оба имеют культовый смысл, по­скольку курос представлял собой божественное воплощение физического совершенства эллина, кора же являлась изображением жрицы Афины.

Монументальная пластика развивается в А. и. чрезвычайно широко. Многочисленные статуи бо­гов и героев воздвигали не только в храмах и свя­тилищах, но и на городских площадях. Скульптуры становились памятниками побед в спортивных со­стязаниях, а также мемориальными произведения­ми в греческих некрополях. Повсеместно практико­валось посвятительное изготовление статуй. Основными материалами служили камень (чаще всего известняк), терракота, обожженная глина, дерево. Большинство скульптур из этих материа­лов ярко раскрашивались. Во второй половине VI в. до н. э. в городах Эллады появляются первые ли­тые фигуры из бронзы. В первой половине VI в. до н. э. все чаще создаются статуи из мрамора.

Искусство архаического периода тесно связано в своем становлении с жизнью исторических облас­тей и отдельных полисов. Особенно выделяются в VI в. до н. э. творения аттических мастеров. В это время Афины вступили в пору своего расцвета, чему немало способствовало активное строитель­ство и украшение города по указу тирана Писист-рата (время правления 590-560 гг. до н. э.). Став центром греческой культуры, Афины привлекали выдающихся художников, поэтов, философов и зодчих со всей Греции. Культурная жизнь города подчинялась неизменному ритму последовательно сменяющих друг друга празднеств и обрядовых ак­ций, в их числе Большие и Малые дионисии, в ходе которых выкристаллизовывались принципы греческого театра; Панафинейские игры, состяза­ния поэтов. На вершине Афинского холма был воз-










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1453;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.